Роль проектной деятельности в развитии интереса к предмету "География"
статья по географии
Предварительный просмотр:
«Роль проектной деятельности в развитии интереса
к предмету география»
из опыта работы учителя географии
МОУ «СОШ с. Шумейка»
Поляковой Н.В.
4 декабря 2019 год
Роль проектной деятельности в развитии интереса к предмету география
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Обучая своему предмету, стремлюсь к формированию у учащихся осознанного отношения к географии, ведь от этого зависит качество овладения самим предметом. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов.
Одним из таких факторов я считаю образовательные поездки и экскурсии. Экскурсии у нас бывают разные, как правило, в год проходит две экскурсии: одна краеведческая – по Саратовской области; вторая экскурсия по России.
Из любой поездки кроме положительных эмоций и фотографий ребята привозят «багаж знаний», которым могут воспользоваться при подготовке к урокам географии и не только, к выполнению какого-либо проекта.
Экскурсии – особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, по формированию познавательного интереса к предмету географии.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Красота окружающего мира вызывает глубокие эмоциональные переживания.
(Традиционно в 5-6 классах проходят экскурсии на берег Волги – обучающиеся вспоминают строение речной долины, приходят к выводу, что ерик на берегу которого расположено наше село – это относительно узкая протока, соединяющая протоки и рукава рек между собой. Также ерик – речная старица (в словаре Даля это значение показано основным), изучают растительный и животный мир берега реки – в качестве дз выполнение проекта продуктом которого будет «Отчет об экскурсии», при оформлении дети используют собственные фотографии, экскурсии в парк с. Шумейка с целью изучения состава растительных сообществ, впоследствии проект «Составление гербария» - работа с атласом-определителем) – демонстрация гербария.
В феврале прошлого года у нас в школе проходила предметная неделя, в рамках мероприятий наше ШМО художественно-эстетического направления, руководителем которого я являюсь, подготовило постер, который мы назвали «Путешествия в поисках прекрасного…» и это только по нашему родному краю. (демонстрация постера)
(Экскурсии в парки города Саратова и Энгельса, в парк Победы, в лимонарий, краеведческие музеи г. Энгельса, г. Саратова, Маркса, в Этнический музей Саратовской области, в Радищевский художественный музеи, в музей Павла Кузнецова, интересная и познавательная экскурсия по Храмам города Саратова (знакомство с тремя религиями), поездки в Хвалынский национальный парк, село Золотое Красноармейского района, с. Лох Новобурасского района.)
Неизгладимое впечатление произвели поездки в Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Самару, Пензу, на Кавказ. (Они не вошли в этот постер)
Тесное сотрудничество на протяжении четырех лет с КВЦ «Радуга». Мы участвуем в проекте «Картины жизни в рамах золоченых» 5-7 классы, «Природа смотрит на меня» 8 класс, очень интересные интерактивные занятия, направленные на воспитание патриотизма, семейных и общечеловеческих ценностей. Помимо занятий, КВЦ «Радуга» представляет различные экспозиции, например, «Волга – от истоков до устья» фотовыставка, фотовыставка «Хвалынский национальный парк», фотовыставка «Гималаи. Тибет», выставка «Минералы» и др.
Участие в таких проектах играет важную роль в приобщении детей к культуре своего народа, в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живем, расширяет кругозор. Вся информация, накопленная в этих поездках и экскурсиях является фундаментом для проектной работы. Я считаю, что всю эту работу по организации и проведению экскурсий также можно представить в виде педагогического проекта.
Одним из факторов формирования познавательного интереса к предмету географии являются межпредметные связи, интеграция.
Помимо географии я преподаю изобразительное искусство и экологию, тема моей дипломной работы была «Музыка на уроках географии» поэтому и проекты, особенно внеурочные, часто носят творческий характер. Я считаю эти проекты наиболее интересными, т.к. они позволяют взглянуть на предмет география через искусство и творчество. Творческие личности другими глазами смотрят на природу, яснее и чётче видят красоту окружающего мира. «Двое смотрят в лужу: один видит лужу, а другой – звезды». А. Довженко
Почему мы применяем метод проектов? Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
- во-вторых, групповые проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- в-третьих, потому, что в проекте можно объединять предметы, т.е. интегрировать их.
- в-четвертых, проект – это требование современного образования.
В настоящее время в 5-9 классах существует такая форма промежуточной итоговой аттестации, как индивидуальный проект. Многие учащиеся выбирают предметы география и экология для проекта. Это долгосрочный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время – это исследовательские работы учащихся. Такие проекты получаются наиболее глубокими и содержательными.
Павленко Валерия, в рамках своего проекта «Вторая жизнь ненужных вещей», проводила мастер-класс со своими одноклассниками.
Никита Вайтюк исследовал проблему бытовых отходов, одним из этапов работы было развешивание листовок, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме.
Важной организационной задачей участников проекта является выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально -значимой проблемы.
Продукты проектной деятельности, которые используются на уроках географии и экологии и во внеурочной деятельности:
- анализ данных социологического опроса, сравнительно-сопоставительный анализ;
- гербарий;
- игра;
- карта;
- книжка-раскладушка;
- коллаж;
- коллекция;
- модель;
- мультимедийный продукт;
- постер, плакат, газета, журнал, статья, буклет;
- прогноз;
- путеводитель;
- серия иллюстраций;
- сценарий;
- экскурсия, путешествие и др.
Преимущества применения проектного метода
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предмету.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы такие умения как:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
- конкретизировать тему проекта;
- планировать самостоятельную работу;
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;
- формулировать выводы, оценивать результаты своей деятельности.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
6. Обучающиеся участвуют с проектами в различных муниципальных, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах где занимают призовые места и награждаются дипломами:
- Проект «Исследование качества грунтовых вод с. Шумейка». Работа оказалась настолько успешной, что юные исследователи были приглашены для участия на Всероссийскую детско-юношескую экологическую ассамблею в Нижний Новгород.
- Всероссийский конкурс проектов «Деревья – живые памятники природы». По сути эколого-краеведческий проект, участники проекта узнали историю, а также исследовали экологическую обстановку Соснового бора в РЦ «Ударник».
- Всероссийский конкурс проектов «Мир в котором я живу», победитель 2017 года Зиновьева Елизавета обучающаяся 8 класса получила путевку в Международный детский центр «Артек» в Крыму. Ее работа была посвящена проблемам села, в частности сельскому хозяйству. В этом же проекте в 2018 году победителем стала Гребенчук Юлия, она также выиграла главный приз – путевку в «Артек», тема ее работы «Народы мира». После «Артека» девочки проводили мастер-классы в школе, рассказывали о своих впечатлениях, делились эмоциями.
- Всероссийский конкурс молодежных проектов «Россия – 2035» победительница заочного этапа Нестеренко Анастасия обучающаяся 6 класса побывала в Москве, где представляла свой проект.
- Муниципальный социально-значимый творческий проект «Новогоднее ассорти» проходит уже седьмой год, мы являемся организаторами этого проекта, в прошлом учебном году в нем участвовали более 30 образовательных учреждений ЭМР.
7. Работа в качестве наставника - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя. Организуя выполнение проектов обучающихся, сама участвую в различных проектах, конкурсах, фестивалях от муниципального до Всероссийского уровней. Метод проектов использую в методической работе при проведении семинаров, творческих отчетов.
Таким образом, практика показывает, что учебно-проектная деятельность помогает развивать интерес к предмету, а также формирует новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Проблемы развития и использования метода проектов
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:
- работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это — поиск информации, чтение научной литературы, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся и педагога. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащихся (если проект выполняется дома, то как правило по желанию), с детьми пытаюсь строить отношения сотрудничества;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
- совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью некоторых обучающихся;
- недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
- самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут туда куда надо», не говоря уже о том, что некоторые обучающиеся не способны сами выполнить проект. Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Итак, понятие «проект» введено в современную российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Желаю Вам плодотворной работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"
Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...
Роль физического эксперимента в развитии интереса у учащихся к исследовательской деятельности
Методическая разработка...
Проектная деятельность - средство развития познавательного интереса учащихся
P { margin-bottom: 0.08in; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }A:link { } Технология проектного обучения – это развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается...
Роль работы с текстом, как разновидности проектной деятельности, в развитии коммуникативных способностей обучающихся.
Работа с текстами различных стилей и жанров развивает речь учащихся....
"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."
Выступление на педагогическом совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...
презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "
В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...
Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"
Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"...