Роль работы с текстом, как разновидности проектной деятельности, в развитии коммуникативных способностей обучающихся.
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Работа с текстами различных стилей и жанров развивает речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль работы с текстом,
как разновидности проектной деятельности,
в развитии коммуникативных способностей обучающихся.
Актуальность: Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха. В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л.С.Выготский).
Приемы: - внесение изменений в календарно-тематическое планирование в соответствии с программой, образовательным минимумом, государственным стандартам, концепцией модернизации образования, текстоориентированным подходом в обучении;
- анализ и освоение новых учебно-методических комплектов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой, методических рекомендаций ученых-лингвистов М.А.Рыбниковой, Е.С.Истриной, Н.А.Пленкина, Н.М.Шанского, М.Р.Львова;
- углубление знаний учащихся по предмету;
- изменение в организации учебного процесса;
- творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Т.М.Пахновой;
- организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
- разработка технологических аспектов реализации опыта.
Обоснованием причин изменения содержания образования по русскому языку явились концептуальные позиции филологического образования:
- русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;
- формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культурологической компетенций.
Внесенные изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.
Технология опыта. Определение цели обучения.
Целью педагогической деятельности по данной технологии является интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Постановка задач, способствующих достижению данной цели. Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций:
- лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую компетенцию, т. е. практическое владение не родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Задачи педагогической деятельности:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы)
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста;
- тематические (речевые) уроки;
- «самодиктанты »;
- лексические разминки;
- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение 2-х текстов;
- письмо - коммуникативные и игровые ситуации.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
- лингвистическая лаборатория;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок - творческая мастерская;
- урок-тест;
- урок-конкурс;
- технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:
- понимать читаемый текст, - определять тему и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно- познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3.Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
Продолжая тему, обращаю внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Ребята должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить, а затем использовать для проведения самодиктантов.
Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. Вот образец текста, который может быть использован для написания свободного диктанта: он обладает соответствующей композиционной формой, членится на части, смысл легко передать в сжатой форме.
1. Прослушайте текст, определите его жанр и стиль.
2. На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста?
3. Озаглавьте текст.
4. Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме. Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку. (А.А. Леонтьев.) После предварительной работы проводится запись текста свободного диктанта по традиционной методике: текст читается по частям, прочитанная часть воспроизводится учащимися по памяти.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как антиципация (предвидение), системой интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень. Урок должен начинаться с мобилизующего этапа, например, словарной работы, затем дети решают логико-лингвистическую задачу (формулируют тему и цель урока) и оформляют ее в виде небольшого текста- умозаключения. На доске запись:
Цель урока: 1) познакомиться с… 2) научиться… Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Учитель готовит учебный материал, предусматривает последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет ход учебных действий. Например, рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя. Закрепление изученного можно построить на комплексных интеллектуально-лингвистических упражнениях нового типа. Комплексность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Большое место в данной методике отводится развитию логического мышления учащихся. Так на уроке русского языка уместно такое задание: Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу. 1) Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту. 2) Береза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма. 3) Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды. Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары, после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением умственных операций (группировка, классификация, исключение лишнего и т.д.). В учебной деятельности имеет большое значение общение ученика и учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем, и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью. Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку.
Приведу примеры. 1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. 2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки.
Исправьте их. 1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) На площади он увидел огромную массу народа. 4) Художник подарил музею свой автопортрет. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны? 1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит. 2. Красную речь хорошо и слушать. 3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 4. Красное дерево редко, красное слово метко. Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. 5. «Лингвист». Исследуйте текст.
Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы. Повторение на тематическом уроке проходит на уровне систематизации знаний и применение их на практике. Развитие речи учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа текстов, исследования их с точки зрения лингвистики. Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя . При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического анализа текста и чему учит данный текст.
Приемы контроля и стимулирования.
Опыт представляет широкие возможности подойти к оценке результатов работы и стимулирования учащихся. Среди них контроль и самоконтроль, взаимоконтроль, накопительные баллы, тестирование, зачет, консультирование, доклад дежурного. Если ученик справляется с контрольными работами, то он освобождается от зачета, контроля, домашнего задания. Использование текста при обучении русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.
"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...
Изучение сказок как средство развития коммуникативной способности обучающихся на уроках родного языка и литературы
см.вложение...
Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся
В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...
Способы развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Даная статья позволит коллегам разобраться в применении методик развития коммуникативных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Программа «Выявление и развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должн...