"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."
статья по истории на тему
Выступление на педагогическом совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vneurochnoy_deyatelnosti_v_razvitii_poznavatelnogo_interesa_pri_izuchenii_istorii.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мязина Наталья Александровна, учитель истории НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».
Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися, а ученики лучше всего знали его предмет, имели глубокие и стабильные знания.
Зачастую наших знаний предмета, педагогического мастерства не всегда достаточно для реализации обозначенной цели, поэтому всё чаще мы задаемся вопросом: как сделать так, чтобы дети любили мой предмет, были увлечены им, старались выйти за рамки изучаемого, читали больше дополнительной литературы…? Как превратить будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности, в занимательный процесс ?!
В решении этих вопросов поможет внеурочная деятельность.
Главная задача школы сегодня состоит не в том, чтобы передать школьнику сумму знаний, а в том, чтобы оказать ему содействие в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, научить учиться и способствовать воспитанию и развитию его личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы. Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности обучающихся, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации подрастающего поколения.
Внеурочная деятельность – это важный ресурс, способствующий достижению новых результатов образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
В рамках внеурочных предметных месячников использую различные формы работы с детьми. Мне бы хотелось остановиться на одной из таких форм деятельности - игре.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Во- первых, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Исследуя мотивы участия школьников в играх, заметим, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Приведу в качестве примера некоторые виды дидактических игр, которые использую в своей практике: (приложение №1)
- «Детектив – шоу» для младших школьников – пятиклассников. Это ролевая игра, позволяющая в занимательной форме закрепить знания по правовому воспитанию, совершенствовать умение применения их на практике (при анализе, разборе проблемной ситуации), воспитывать коллективизм, дружбу, взаимовыручку и помощь, воспитывать правовое сознание и правовую культуры.
В доступной и занимательной форме школьники примеряют на себя роль «защитника» (адвоката) или «обвинителя», детектива, рассматривая правовые ситуации, взятые их привычной для них среды детских мультфильмов, сказок, песен. Элемент состязательности вносит динамизм, а нестандартные игровые ситуации способствуют развитию интереса к изучению права.
- «Турнир знатоков по правам ребёнка» позволяет в игровой форме познакомить пятиклассников с правами ребёнка, нормативно- правовыми документами, регламентирующими их соблюдение. Реализации цели способствуют межпредметные связи: участникам в процессе игры предлагается пройти через четыре станции «Литературную», «Математическую», «Музыкальную», станцию «Правовоедения». В занимательной форме, предполагающей состязательность, ребята учатся применять правила поведения в жизни.
- Игра – соревнование, викторина «Кто лучше всех знает Россию?», «Вехи российской истории» позволяют решить задачи патриотического воспитания, направленные на расширение знаний подрастающих россиян, учащихся 7-9 –х классов, о своей Родине и на воспитание у них чувства любви к своей Отчизне.
Обширный и разнообразный материал, отобранный для игр, позволил в увлекательной и занимательной форме узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней.
Оригинальные игровые задания позволяют превратить школьные мероприятия патриотической направленности в неформальные, живые, творческие дела, где нет скучающих, равнодушных и непричастных к происходящему детей, а использование технических средств обучения дает возможность разнообразить и иллюстрировать материал, сделать наглядность динамичной и интересной.
Таким образом, игра, которая успешнее реализуется в процессе внеурочной деятельности – это одна из форм активизации познавательной деятельности в процессе изучения истории, обществознания, один из способов достижения новых результатов образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)
Организация исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...
Роль внеурочной деятельности в развитии личности
Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне у...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...
Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.
Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка....
презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "
В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...
Роль внеурочной деятельности в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ
Главная цель обучения и воспитания детей с ОВЗ - создание условий для их максимальной социализации. ØСтановление личности каждого в целомØОптимальное развитие потенциальных возможностей познавате...