Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"
статья (11 класс)

Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Любовь Павловна Крячко

преподаватели профессионального цикла областного государственного автономного образовательного профессионального учреждения «Борисовский агромеханический техникум»,

пгт.Борисовка

В настоящее время  особенно актуальна проблема развития познавательной активности студентов. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.

Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из этой проблемной ситуации становится организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности студентов. Подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательская деятельность в образовательных учреждениях  является одним из ключевых направлений в работе с талантливыми студентами и в этом ее практическая значимость.

Психологические особенности одаренных студентов обуславливают определенные акценты основных целей обучения и воспитания, которые формируют знания, умения и навыки в определенных предметных областях, и создают условия для познавательного и личностного развития студентов с учетом их дарования.

Одной из задач обучения и воспитания студентов - возможность раскрыть и развить способности и дарования с целью их дальнейшей профессиональной реализации. Потому что именно на этих детей общество возлагает надежды для решения актуальных вопросов современной цивилизации.

Существуют конкретные цели обучения одаренных студентов, и определяются они с учетом определенного вида одаренности и психологических закономерностей ее развития. И в качестве главных целей обучения можно выделить следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного студента, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности; 
  • развитие индивидуальности одаренного студента (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями студентов.

Ведущими методами  в обучении  интеллектуально одаренных студентов являются следующие методы: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных студентов.

Личностно-ориентированный  подход в обучении, развивающее обучение, модульное обучение, метод проектов, информационно-коммуникативные  технологии, использование современных педагогических технологий, участие в творческих конкурсах разного уровня, олимпиадах, кружки, секции, учебно-исследовательская деятельность студентов на уроке и во внеурочной деятельности, создание единого информационного пространства обеспечивают возможность учащимся оперативно использовать современные средства коммуникации в работе над учебным проектом. Но применяя и используя  все эти разнообразные формы, методы, и образовательные технологии не следует забывать, что одним  из самых главных  условий является создание в учреждении творческой образовательной среды.

Исследовательская деятельность, организованная в нашем техникуме, позволяет вооружить будущего специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Именно исследовательский подход в обучении делает студентов участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

В нашем техникуме активно используются такие формы научно-исследовательских занятий, как студенческие кружки, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Научно-исследовательская деятельность пробуждает у них подлинную сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному специалисту. Совместное научное творчество преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов — самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем.

«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических идеалов» [4, с. 1] - так начинается концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ в апреле 2012 года.

Каждый педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для человека естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, экспериментируя, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Любая проектная или исследовательская работа студента – это «площадка» для выявления и развития его одаренности. Исследовательская деятельность позволяет выявлять содержательную направленность одаренности детей и моделировать индивидуальные траектории их развития. Особая роль в работе с одаренными студентами отводится возможности показать (продемонстрировать) личные творческие достижения.

В нашем техникуме преподаватели организовывают исследовательскую работу студентов по следующим направлениям:

А) подготовка проектов к практическим и лабораторным работам, урокам-семинарам. Например, по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» студентами подготовлены доклады на тему: «Организация работы на контрольно-кассовых машинах», а по профессии «Повар, кондитер» по дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» были подготовлены интересные проекты, посвященные жизни и деятельности великих ученых (Анатолий ван Левенгук, И.И. Мечников).Настоящими исследованиями стали проекты, посвященные истории научного открытия, истории применения повседневных вещей (вилка, нож) или продуктов (шоколад, молоко, мед, вода).

Б) внеурочная исследовательская деятельность студентов через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. Так ежегодно в техникуме проводится научно – практическая конференция, где представляются интересные  исследовательские работы: «Тайна обычной соли», «Исследование продуктов растениеводства на наличие нитратов и их влияние на здоровье человека», «Исследование производственно – экономической деятельности учебно–производственного хозяйства Борисовского агромехаического техникума Белгородской области», «Анализ уровня жизни населения поселка Борисовка». Студентами была проведена исследовательская работа на тему: "Как сохранить овощи?", материал для этого они взяли на примере Борисовского Агрокомбината, где ведется переработка овощей, изготавливаются консервы, посетив его.

В) в рамках недели экономического цикла проводятся открытые мероприятия: «Экономическое кафе», КВН "Бухгалтера смеются больше всех!", «Поле чудес» по дисциплинам бухгалтерского учета, где студенты проявляют свои знания, умения и навыки. Проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Лучший по профессии бухгалтер», «Лучший по профессии повар», на которых выявляются сильнейшие и защищают свою профессию на Областных олимпиадах в г.Белгород, г. Старый Оскол, занимая высокие награды.

Конкурсы профессионального мастерства необходимы, поскольку помимо стимулирующих функций они выполняют ещё одну важную роль – предоставляют уникальную возможность объективно оценить уровень собственных знаний и сравнить их с опытом коллег. Конкурсы профессионального мастерства направлены на:

- усиление практической направленности профессионального образования;

- определение профессиональных компетенций обучающихся, качества их подготовки с учётом требования ФГОС.

Исследовательская и проектная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и расширения кругозора в учебной и профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо стимулировать творческий потенциал студентов за счет усиления внешней мотивации учения, развития навыков исследования и  познания. Исходя из вышесказанного, проектную и исследовательскую деятельность студентов целесообразно рассматривать как один из видов учебно-познавательной деятельности, ориентированной на профессиональную подготовку под управлением преподавателя.

Список литературы:

  1. Делия, В.Г. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление Текст. : монография / В.П. Делия. Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005. — 265 с.
  2. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психол. 1988. №4. 98 – 107 с.
  3. Лейтес, Н. С. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - Москва, 1999. -208 с.
  4. Медведев Д.А. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. – 2012 г. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/news/14907
  5. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Рубрика Самообразование. Развитие исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи МО.

Для чего необходимо развивать исследовательскую и проектную деятельность в среде детей и молодежи?  Что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование?...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей http://nsportal.ru/media-gallery/detail/2750794/12252689...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...

РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

laquo;Нe сущeствуeт сколько-нибудь достовeрных тестов на oдарeнность, крoме тeх, котoрые прoявляются в результате активного участия хотя бы в самoй малeнькoй поисковой исслeдoвательской работе»...