Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе «Южная Америка»
материал по географии (7 класс)

Макарова Наталья Семеновна

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Макарова Наталья Семёновна

Район

Самарская область,  Хворостянский район, с. Владимировка

Место работы

ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность

Учитель географии

 

Общая информация

УМК

 

Тема урока

«Южная Америка»

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Оборудование

Физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация,  справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Методы обучения

 

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания

 

Статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Реализация целей

 

Формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации,  с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда

 

Создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_yuzhnaya_amerika_7_kl.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока географии в 7 классе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Макарова Наталья Семёновна

Район

Самарская область,  Хворостянский район, с. Владимировка

Место работы

ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность

Учитель географии

Общая информация

УМК

Тема урока

«Южная Америка»

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Оборудование

Физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация,  справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания

Статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Реализация целей

Формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации,  с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда

Создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Планируемые результаты  урока

  • Образовательные:

  • Развивающие:

.

  • Воспитательные:

  • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
  • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
  • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
  • познакомиться с историей открытия материка.

  • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
  • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;

          º развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.

  • воспитание любознательности;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
  • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

  • Предметные

  называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей;

  определять черты сходства и различия в ГП Южной Америки;

  описывать ГП Южной Америки;

  • Метапредметные

        Коммуникативные УУД

Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.

Аргументировать высказывание, убеждать в своей правоте.

Слушать и понимать других.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.

Регулятивные УУД

Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца.

Высказывать собственные суждения по итогам своей работы и давать им оценку, адекватно оценивать работу одноклассников.

Ставить и адекватно формулировать цель деятельности.

Планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее.

Осуществлять самоконтроль, самокоррекцию,

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Искать пути решения проблемы.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации   в соответствии  с познавательными задачами.

Прогнозировать дальнейшее развитие  сюжета и событий.

Разрабатывать алгоритмы учебных действий.

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
Строить логические рассуждения,

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

Формы работы

      Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля

      Самоконтроль, контроль учителя и взаимоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.  I. Организационный момент

(Мотивация к учебной деятельности).

 Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Прежде чем мы начнём наш урок, я хотела бы представиться, учитель географии Макарова Наталья Семёновна!

слайд №1

– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте похлопаем ручками и друг другу передадим частичку тепла и доброты. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет, быстро передаст своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя через каждого из вас, снова дойдет до меня. (Сигналы пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел, Начинаем разговор. 
Будем работать дружно и быстро достигнем цели, которую мы поставим совместно с вами. В ходе урока  поработаем самостоятельно, в парах и группе.

слайд  № 2

Проверка готовности к уроку

 

Коммуникативные УУД

Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций.

слайд № 3. Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материка. Этот материк известен своими рекордами: здесь 
Протянулась самая длинная горная цепь Земли – 
Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. 
слайд№ 4.  Находится самый высокий в мире водопад – Анхель.
Самое засушливое место в мире – пустыня 
Атакама.
слайд №5. Простирается самая большая по площади низменность – Амазонская. 
Среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – 
Амазонка.
слайд №  6. Выращивается 2/3 всего урожая кофе нашей планеты.
слайды  № 7-9.  А также этот материк известен самым большим жуком титаном и самой маленькой птицей – колибри, самым большим пауком птицеедом и самой маленькой обезьянкой – карликовой игрункой и многими другими природными рекордами. Местные жители приручают удавов. Они ловят мышей, как кошки, и охраняют дом, как собаки. 
Объявление  темы урока

слайд №  10-11.

Это материк… Южная Америка.

Характеристики материков представлены на отдельных слайдах медиапрезентации

Слайды №  3 -11.

Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

3. Определение целей и задач урока 

слайды № 12-13. Сегодня на уроке мы продолжим отработать умение определять географическое положение материка, определим черты сходства и различия в физико-географическом положении Южной Америки и Африки, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявим такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки.

слайды  № 14-15.  Как же была открыта Америка? Давайте вспомним историю.

В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.
Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.

(слайд 16) Но почему, же Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения,  и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.(слайд 17)

(слайд 18) Работа с учебником: на стр. 167-168, прочтите и выясните, какие путешественники внесли вклад в изучении материка Южная Америка.

Внимательно прочитайте текст и в хронологическом порядке, учитывая даты открытий, выделите основных исследователей открывших Южную Америку.

Ученики начинают работать самостоятельно с таблицей (приложение №1)

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации   в соответствии  с познавательными задачами.

Прогнозировать дальнейшее развитие  сюжета и событий.

Разрабатывать алгоритмы учебных действий.

Регулятивные УУД

Соотносить выполне-нное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные УУД: 

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

3. Выявление места и причины затруднения.

Создание проблемной ситуации.

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Информация для эрудитов: 

(слайд 19)  Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки.

– Какие материки вы уже открыли и изучили? (Африку, Австралию и Антарктиду).

Африка:

самый жаркий материк

занимает по площади второе место

находится самая большая пустыня мира

Австралия:

самый сухой материк

самый малонаселенный материк

самый маленький по площади материк

Учитель: Карточки с какими характеристиками у вас остались?

самый влажный материк;

 самая длинная горная цепь на суше;

самая полноводная река;

Учитель:  

 Наверное у вас возник вопрос, проблема к какому материку относятся оставшиеся характеристики? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видеоролик!

 Ну что, отправляемся на материк за новыми знаниями?

(слайд 22)  Географическое положение Южной Америки:

(слайд 23) Определите по карте, как расположена Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
– Экватор пересекает материк в северной части. 
– Большая часть материка расположена в южном полушарии. 
– Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. 
– Южный тропик пересекает материк почти посередине. 
– Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Работа в тетрадях.

слайд 24-27.  Найдите крайние точки материка, определите их координаты.

Карибское море

К магнитной доске прикреплены вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются учениками к физической карте мира на соответствующий материк.

Ученики отвечают на вопросы:

- Характеристики материков:

самый сухой материк

 самый влажный материк

 самый жаркий материк

 самая полноводная река на материке

занимает по площади второе место

самый малонаселенный материк

 самая большая пустыня мира

самая длинная горная цепь на суше

самый маленький по площади материк

Все материки были когда то неизвестны и неизведаны, но сейчас мы знаем о них много интересного. Скажите пожалуйста, что мы должны ещё узнать о Южной Америке? Молодцы!

Что вы должны

-знать,

-уметь,

Чтобы определить ГП любого материка? ( координаты)

 

Работа в парах с картами атласа. Учащиеся определяют крайние точки, затем они  появляются на слайде.

Ученики работают с приложением №2

Регулятивные УУД
1.
 Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Информация для эрудитов: 

Я предлагаю вам провести небольшое  исследование в виде практической работы. Но для начала,  давайте вспомним алгоритм нахождения географических координат. Внимание на экран.  Для нахождения широты точкой отсчёта является экватор. Для того, чтобы определить долготу, мы ориентируемся на начальный меридиан.

Обратите внимание в маршрутных листах есть система оценивания, с помощью которой вы можете самостоятельно оценить результат своей работы, сравнив их с эталоном. Эту работу вы выполняете в парах

Карибское море

Выполнение практической работы «Определение ГП Южной Америки».

-Перед вами маршрутные  листы, с помощью которых  вы будете определять ГП Южной Америки.  

Работаете в  парах, вам необходимо   заполнить столбик «Результаты работы».

Ученики проводят исследовательскую работу по маршрутным листам.

Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

 

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Искать пути решения проблемы.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

5.Реализация построенного проекта.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель:   Ребята, кто справится первыми, просигнализируйте  мне, подняв вместе руки вверх.

Молодцы!

Давайте ещё раз вспомним задачу нашего исследования,  в соответствии с выставленными баллами определите насколько вы справились с поставленной задачей этого этапа. У кого максимальное количество баллов тот справился с работой!

Следующей  задачей  урока –является знакомство  с историей открытия Южной Америки. Для этого, я вам предлагаю поработать с текстом, который лежит у вас на партах.

Внимательно прочитайте текст и выделите в нём имя исследователя, его открытие и дату этого открытия. 5 мин.

Внимательно прочитайте текст и в хронологическом порядке, учитывая даты открытий, выделите основных исследователей открывших Южную Америку (!???)

Имя исследователя

Открытие

Дата

Х. Колумб

Северное Пассатное течение, Саргассово море, острова Карибского моря, берега Южной Америки

1492 г

А. Веспуччи

Составил первое описание новых земель.

1499-1504 гг

А. Гумбольдт

Изучение природы Южной Америки, создал первую карту материка.

1799-1804 гг

Познавательные УУД
1.
 Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Ну, а теперь я предлагаю вам,   опираясь на текст,  соотнести предметы, которые находятся в этом сундуке, так или иначе связанные с именами исследователей Южной Америки. Мне нужны помощники.

Достают из сундука предметы –

Эти предметы были очень ценными для путешественников. Как вы думаете, а что мы получили для себя ценного в результате нашего сегодняшнего исследования.

Коммуникативные УУД:

Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.

Аргументировать высказывание, убеждать в своей правоте.

Слушать и понимать других.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель: Мы с вами много узнали  о материке Южная Америка.

    Подведём итог нашего урока.

правоте).

 

Ребята, конечно за один урок невозможно полностью исследовать Южную Америку и впереди вас ждёт много интересных открытий.

.

Ребята, мне хотелось бы  понять,  с каким настроеньем вы  уйдете. Перед вами два паруса-красный и синий! Красный цвет-цвет успеха, синий-цвет сомнений.  Я предлагаю вам выбрать и прикрепить тот парус, который соответствует вашему настроению, на мачту этого корабля, на котором вы отправитесь за новыми знаниями! Звучит музыка! Дети прикрепляют паруса и садятся по местам.

            Спасибо вам за урок!

Высказывания детей

-  Южная Америка относится к группе южных материков, потому что… (большая часть материка лежит в южном полушарии)

 -  Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…(материк полностью лежит в западном полушарии).

  -  Открытие Америки произошло по ошибке, потому что…   (Колумб искал кратчайший путь в Индию, а открыл Америку, хотя сам до конца жизни был уверен в своей правоте)

Ученики прикрепляют свои паруса

на мачты корабля.

Регулятивные УУД:

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Самоанализ урока географии  7 класс.

Тема: "Южная Америка".            

                     

    Место урока в программе:

      Это первый урок в теме «Южная Америка». Южная Америка – это третий материк, который изучается в курсе географии материков и океанов. Определение  ГП им  уже знакомо  из предыдущих тем (ГП Африки, ГП Австралии). Урок является основой в теме, из него  вытекают все последующие уроки, т.к. ГП материка влияет на все компоненты природы.

                 

       При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания предложенные на уроке доступны для всех учеников.

       На уроке мною поставлены цели:

Личностные: воспитание у учащихся познавательного интереса, географической зоркости, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности. 

Метапредметные: развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать,  развивать самостоятельность в работе, умение анализировать свою работу, развивать воображение, память, речь, интерес к географии, самостоятельному поиску.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения Южной Америки, называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, определять черты сходства и различия в ГП Южной Америки, описывать ГП Южной Америки;

Все эти цели достигнуты в комплексе, решались на протяжении всего урока.

               В начале урока я обеспечила мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, пожелав удачи в работе.

              Формы работы на уроке: самостоятельная исследовательская  работа учащихся, поисковая работа с текстовыми листами,  составление образа Южной Америки, чтение дополнительного материала, игровые элементы, просмотр видеосюжета, прочтение стихотворения.

                Данные формы работы выбраны удачно, т.к. они включают различные приемы, методы работы.

 Методы, работающие на этапах урока – исследовательский и поисковый.

Эти методы выбраны не случайно. Они позволяют осуществить все цели, поставленные перед уроком.

Игровые элементы, использование интерактивных средств обучения повышают интерес к предмету. Поисковая работа, работа с маршрутными листами достигают общеобразовательные цели, развивают память.

Виды работ, используемые на уроке – нестандартные, это определение географического положения Южной Америки по маршрутным листам. Такой вид работы воспитывает у учащихся познавательный интерес, географическую зоркость, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирует творческую мыслительную деятельность.

Контроль проводится по-разному: самоконтроль (сверяют с образцом  на слайде), контроль учителя, взаимоконтроль.

Средства обучения использовались для достижения целей урока целесообразно: маршрутные листы, атласы, интерактивные средства, таблицы у  учащихся. Все  этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга.

Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы.

Выводы.

  1. план урока выполнен;
  2. цели урока достигнуты;
  3. четко распределены и выдержаны временные рамки;
  4. интересная практическая работа;

 Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...