Технологическая карта урока по теме "Безработица" География 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Жиренко Надежда Владимировна

Данная технологическая карта урока по геогофии 9 класса  разработана по УМК Домогацких. Цель урока: формирование представлений о безработице  в России в условиях рынка. Эту технолгическую карту можно использовать к любому УМК по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 18

Предмет

география

Класс

9

Тема урока

Безработица

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Задачи:

Формирование представлений о безработице  в России в условиях рынка

-Сформировать представление о причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

-Развивать способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету

-Овладение опытом межличностной коммуникации; корректное ведение диалога.

Оборудование:

политико-административная карта Росси, статистические материалы.

Методы проведения урока:

объяснение с использованием иллюстраций,  самостоятельная работа с учебником, п/р

Технологии:

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть особенности  трудовых ресурсов и рынка труда в России; составлять описание трудовых ресурсов и рынка труда в России; определять  причины, влияющие на трудовые ресурсы и рынок труда в России; читать тематические карты; проводить анализ содержания картографических  источников; читать и анализировать статистические показатели; наносить на контурную карту географические объекты

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материл; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения; использовать навыки математических расчётов; составлять описания по результатам наблюдений; составлять описания на основе достоверных источников информации;

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельность; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы  достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки; прогнозировать результат учебной деятельности

Коммуникативные УУД: излагать своё мнениеаргументируя   его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позиции другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать  речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

Осознание целостного мира  многообразия взглядов на его; сформировать учебно-познавательный  интерес к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание особенности формирования населения России; понимание и принятие правил поведения на  практической работе

Основные понятия, изучаемые на уроке

 рынок труда, безработица

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1 этап.  Организационный момент.

Приветствие:

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствуют учителя,

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД установка на здоровый образ жизни;

2 этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.

После окончания школы и учебных заведений вам предстоит найти работу. Это будет не просто, учитывая требования рыночной экономики. Я желаю, чтобы каждый из вас нашёл работу по душе и способностям.

Вот об этом мы с Вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь, по ходу беседы учитель использует презентацию) Безработица

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным».

Но сначала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

Проверка д/з:

- Что такое половозрастная структура?

- Каково соотношение полов у нас в стране?

- Что такое трудовые ресурсы? Кто к ним относится?

Диалог с учителем

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь.

Целеполагание.

Учащиеся слушают, ведут диалог с учителем, определяют тему урока, записывают в тетрадь

 Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

3 Этап изучения новых знаний и способов действий

Поиск  информации. 

Физкультминутка

Закон рынка гласит «Спрос рожает предложение».

Сейчас каждый восьмой житель нашей страны трудоспособного возраста считается безработным (но не все они зарегистрированы официально). Эта часть экономически активного населения не может найти себе работу, т.к. соотношение спроса на рабочую силу и её предложение не всегда совпадают. А ведь именно это соотношение и считается рынком труда - это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, не говоря уже о нас, сельской местности, трудно найти подходящую работу. Наше правительство официально признало существующую в стране безработицу. Доля безработных в России считается около 5,7 % от всего трудоспособного населения.

В чём же причина? Давайте попробуем разобраться.

Перед вами две современные ситуации, которые приводят к увеличению числа ищущих работу, т.е. к безработице. Попробуйте собрать эту схему.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575252/2.gif

Два варианта:

  1. Низкая оплата труда – работодатель может набрать побольше дешёвых работников, работники не имеют большого желания работать за низкую оплату своего труда. Следовательно, рабочих мест много, существует спрос на рабочую силу, а желающих работать мало, поэтому спрос превышает предложение и возникает дефицит работников.
  2. Высокая оплата труда – работодателю нужно обходиться как можно меньшим количеством работников, а работникам очень хочется получить высокооплачиваемую работу, следовательно, рабочих мест мало, существует низкий спрос на рабочую силу, но зато высокое её предложение, т.е. предложение больше спроса, и в результате – безработица.

Существует такое предположение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом для изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения на этот счёт.

Как вы считаете, можно ли сейчас прожить на пособие по безработице?

А какой же тогда выход?

А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?

Да, верно, нужно постараться выбрать престижную профессию.

А какие профессии в современное время можно считать престижными? Перечислите их по ранжиру – от самой престижной в количестве 10 штук.

Работа по группам (два человека)

А какую профессию вы бы хотели получить? И какие качества для этого необходимы?

Индивидуальная работа – 2 профессии по 3-5 качеств.

За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.

Гимнастика для глаз

  • Опустите взгляд вниз, сохраняйте такое положение глаз в течение 15-20сек
  • Посмотрите вверх, вниз, затем переведите взгляд в самую дальнюю точку класса, зафиксируйте взгляд в течение 2-3 сек. Упражнение выполнить 2-3 раза.
  • Опишите взглядом окружность, которая касалась бы пола, потолка и стен классной комнаты. Упражнение выполнить 2-3 раза.

Слушают и анализируют информацию

Сам. работают  с учебником

Делают записи в тетр

Высказывают своё мнение

Выполняют физкультминутку

Коммуникативные УУД

умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

4. Этап первичной проверки понимания изуч.

Рубрика «От теории к практике» с 101

Выполняют задания

Познавательные УУД

Самостоятельное выполнение заданий

4. Этап закрепления

Проверим знания вопрос 1-4 с 101

Отв на вопросы

Познавательные УУД Самостоятельное выполнение заданий

6. Этап информации о д/з

Изучить П 15 , подгот к обобщ уроку

Записывают д/з

 

7.Этап подведения итогов

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились?

Выставление оценок за урок

8 .Этап рефлексии

А теперь ответьте мне:  

- - Узнали ли вы что-то новое на уроке?

- Доволен ли «Я» своей работой на уроке?

- Узнал ли «Я» что-то новое для себя?  

- Как «Я» оцениваю свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопрос 

Если вы не знаете, в какую гавань держите путь,

то ни один ветер не будет для Вас попутным!

Сенеке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....