Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.
материал по географии

Ахметшина Юлия Марсилевна

 В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии.

       В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану и приобщению к ценностному отношению подростков к собственному здоровью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dubl_2.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский

Самарской области

Доклад

Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.

Ахметшина Юлия Марсилевна

Учитель географии Назаровского филиала Клявлинской СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области

Клявлино 2019

В нашей школе, основными направлениями воспитания ценностного отношения подростков к своему здоровью являются:

•учебно-воспитательная работа,

•диагностическая работа,

•профилактическая работа,

•коррекционная работа.

 В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии.

       В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану и приобщению к ценностному отношению подростков к собственному здоровью. 

         Моя деятельность на организацию здоровьесберегающей среды на уроке направлена на:
• охрану здоровья,
• формирование у учащихся культуры здоровья,
• воспитание потребности вести здоровый образ жизни,
• обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья.
Поэтому в данном контексте необходимо говорить и о здоровьеформирующих образовательных технологиях, понимая под этим психолого-педагогические технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Правильная организация урока – это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Различные виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования. В идеале на уроке должно прослеживаться до 7 видов деятельности с их продолжительностью не более 10 минут;

Виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, парная и групповая работа и т.д.). Во время урока мною используется не менее 3-х видов преподавания с их чередованием не позже, чем через 10-15 минут;
        Наличие эмоциональных разрядок (за урок 2-3);
        Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток;

Место и длительность применения ТСО;

Психологический климат на уроке (преобладание положительных эмоций)
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Я хочу представить те технологии и формы работы, которые я использую на уроках географии.
Снятие эмоционального напряжения.

Доброе слово и улыбка в начале урока уже снимает эмоциональное напряжение.

Чаще всего, в начале урока я спрашиваю детей, не: Здравствуйте! Готовы ли вы к уроку? Мои слова: Здравствуйте! Как у вас дела? Каков настрой?

         При изучении новой темы на этапе актуализации знаний или мотивации я, при возможности, использую небольшие видеофрагменты по теме.

Например при изучении темы «Природные зоны Африки» 7 класс, я включала видео о жизни животных саванны.

При изучении материков или отдельных стран могу познакомить ребят с интересными, иногда очень забавными фактами о них.

Самое сухое место на земле – Сухие Долины Антарктиды, где осадков не было уже два миллиона лет.

На самом большом количестве языков разговаривает население Африки – число африканских языков превышает две тысячи. Самый редкий из них – язык бикья. На этом языке в 1998 году разговаривала лишь одна 87–летняя женщина из деревни на границе между Камеруном и Нигерией.

На географических полюсах (Северном и Южном) время можно выбрать по своему усмотрению так, как все меридианы сходятся в одну точку, а потому понятие географической долготы теряет смысл. Поскольку исчисление времени суток в любом месте на Земле связано с географической долготой этого места, то неопределенность долготы на географических полюсах приводит к неопределенности времени суток на них

.

Самым чистым морем на Земле считается Море Уэддела в Антарктиде.

У реки Обь около 150 000 притоков.

         Или же по изображениям каких-то известных достопримечательностях, людях, объектах, событиях (иногда с первого взгляда и не относящихся к географии) учащиеся угадывают страну или регион, о котором пойдет речь на уроке.

При изучении темы «История развития материков и океанов» в 7 классе, я приношу на урок образцы окаменелостей, живших в той или иной эре, доказывающие существование моря на территории нашей страны. Пока они рассматривают и трогают образцы это выступает еще и как упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Для снятия эмоционального напряжения очень эффективно использовать на уроке игровые моменты, небольшие отступления от основной темы. Это способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Игровые моменты: кто быстрее покажет на карте географический объект, кто лучше всех покажет какое-то географическое явление или объект, «Ванька-встанька» (кто согласен с утверждение, тот встает, или подпрыгивает, варианты могут быть разные) и т.д. В данном случае игровой момент выступает еще и в роли физкультминутки.


         Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Такие вопросы на уроках географии мы затрагиваем при изучении тем «Население» в 7 классе.

Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»
Почему японцы живут долго?
1) Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно.
2) Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.
4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.
5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Примерами уроков с применением здоровьесберегающих технологий могут быть:
Урок в 9 классе на тему «Электроэнергетика»
Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии.
1. Назовите эти районы и электростанции ( Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская геотермальные ЭС и др.)
2. Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых,
геотермальных, приливных электростанций перед традиционными
электростанциями с точки зрения здоровья человека?
3. Чем опасны для здоровья человека ТЭС, АЭС.

Говоря о климате, целесообразно коснуться вопроса о выявлении особенностей погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаются вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений на живые организмы и т. д.

Так же в теме «Гидросфера» 6 класс я устроила экскурсию на р.Урдалинка.

Пребывание детей на свежем воздухе оказывая положительное влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести, являясь надежным средством профилактики утомления.

Физкультминутки должны соответствовать возрастным способностям учащихся. И если в начальных классах они имеют игровой характер, то в среднем звене и старших классах физкультминутки должны соответствовать теме урока. 

При изучении темы «Азимут и ориентирование на местности» 6 класс, я называю стороны горизонта в разном порядке, учащиеся разворачиваются в данном направлении. Или упражнения во время закрепления изученного материала:


Руки вниз – южная сторона горизонта;
Руки вверх – север;
Правая рука в сторону – восток;
Левая рука в сторону под прямым углом – запад.
Поворот вокруг своей оси,
Направо, налево и т.д.

Для отдыха глаз можно предложить учащимся сыграть в игру «Да –нет» закрытыми газами. Учащиеся закрывают глаза, если они согласны с утверждением, то поднимают руку. В данном случае физкультминутка сочетается с первичным закреплением знаний.

При изучении темы Литосфера в 6 классе, мы лепили пластилином формы рельефа, образованные движением земной коры (складчатые горы, разломы, вулканы), тем самым у подростков продолжается развитие моторики пальцев.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
К таким технологиям относятся личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

Здесь я использую педагогику сотрудничества, которая  проявляется в гуманном отношении к детям, оптимистичной  вере в них, в  отсутствии  прямого принужденияв приоритете положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения. Все это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и повышает интерес к предмету.

В своей практике в данном направлении я использую следующие приемы:                Выбор учащихся формы проведения урока, домашнего задания, способ его выполнения (презентация, реферат или доклад),  формы проверки домашнего задания.

К обязательному домашнему заданию я добавляю творческие задания по желанию. Причем тему учащиеся выбирают самостоятельно, я лишь даю им направление: доклады, составление викторин, кроссвордов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»

     Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью...

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...

Воспитательный потенциал и система оценки качества воспитания ценностных ориентаций подростков ДОО экологической направленности «Зелёная планета»

Основой стратегии управления воспитательным пространством лицея № 87 является выполнение социального заказа государства и социального заказа обучающихся и их семей. Социальный заказ государства: форми...

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....