Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_oosh_s.n.bykovka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Культурное наследие как воспитательный фактор

в системе отечественного образования

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат             изучения русского языка и литературы в основной школе.

Татаренкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

 ГБОУ ООШ с.Нижняя Быковка м.р. Кошкинский (tatarenkova.natalja@yandex.ru)      

«В начале было Слово», - гласит главная книга бытия. И мы понимаем, как важно хранить слово в чистоте. Сохранять, развивая, родной язык.

Одной из актуальных задач российского образования является создание ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту. [3,7] В примерной рабочей программе по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе основным требованием к результатам освоения предметов является воспитание ценностного отношения к русскому языку и литературе на русском языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.[1,4]

Ценностное отношение к родному языку формируется на фоне получаемых учащимися лингвистических и культуроведческих знаний на протяжении всего школьного курса и выражается в следующих видах работ: чтение авторитетных оценочных высказываний о русском языке мастеров слова, ученых-лингвистов, публицистов и беседа по содержанию высказываний; чтение и анализ научных и научно-популярных текстов филологов о русском языке, содержащих оценочные суждения; творческие устные и письменные работы на дискуссионные темы по проблемам культуры языка и речи. На уроках русского языка и литературы создаю ситуации, в которых должно проявиться отношение-переживание учащихся к родному русскому языку, выражение их осознанной аргументированно ценностной позиции. Для этого в содержание учебного дидактического материала включаются: 1)прямая информация о русском языке как духовной ценности и об отношении к нему как ценностному объекту; 2) косвенная информация, позволяющая учащимся сделать вывод о ценности русского языка и оценить сложившееся отношение к родному языку; 3) задания на выражение собственной позиции учащихся по вопросам ценностного отношения к языку и речи; 4) задания на выбор языковых средств в собственных высказываниях с точки зрения их ценностных, к примеру эстетических, качеств. Уже с 7 класса стараюсь проводить уроки, на которых центром становятся: актуальная публицистическая тема, требующая обсуждения; текст о русском языке публицистического или научно-популярного стиля, его анализ и создание на его основе устного или письменного высказывания — рассуждения. Такие уроки строятся по моделям, разработанным в книге А. Д. Дейкиной. [2]

Необходимо усилить роль уроков-коммуникаций, дискуссий, диалогов. Для обсуждения можно предложить следующие темы, которые будут актуальны и интересны в подростковой аудитории: «Речь молодежи — печаль отцов?», «Употребление жаргонизмов в молодежной речи — неизлечимая болезнь или вопрос языкового вкуса?», «Иностранное слово — заменитель высоких слов?», «Слова-паразиты — твое отношение к ним», «Высокий стиль: есть ли у него будущее?», «К чему ведет дефицит высоких, торжественных слов в выражении эмоций и чувств в нашей речи?», «Язык — точка отсчета всех ценностей» (В. В. Колесов), «Исчезновение слова — исчезновение понятий — путь к духовному беспамятству?», «Нужно ли бороться с заимствованными словами?». Развиваемая способность учащихся поддерживать диалог, создавать письменное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему вполне может быть рассмотрена как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе. Данная работа проводится также в ключе подготовки учащихся к ОГЭ:

1. Прочитайте фрагмент из статьи филолога Бориса Николаевича Головина «Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи».

Но что значит отношение к языку? Это значит, что не все люди одинаково знают свой родной язык, его стили. Это значит, что далеко не все люди одинаково оценивают значение слов, не все подходят к словам с одинаковыми эстетическими и моральными требованиями. Это значит, наконец, что не все люди одинаково чутки к тем тонким смысловым оттенкам, которые обновляют слова и их сочетания в конкретных высказываниях. Вследствие этого разные люди по-разному производят отбор языкового материала и по-разному этот материал организуют в пределах речевого произведения.

• Какая проблема поднята в тексте? В чем, по мнению ученого, заключается причина индивидуального отбора и организации речевых средств? Согласны ли вы с мнением автора статьи?

 • Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему мы по-разному относимся к языку». Выразите свою позицию, аргументируйте ее.

2. Прочитайте фрагмент из статьи лингвиста Веры Константиновны Харченко.

                                                   Родной язык — наш друг.

 В последние десятилетия «дружить» с родным языком стало труднее, и вот почему. Пропаганде сокровищ родного языка мешает «перегородочная» лингвистика, сортировка слов, столь необходимая строгой науке, но мешающая творчески насыщать родной язык новым, редким, экспрессивным материалом только на том основании, что предлагаемый лексический объект сразу же «направляется на флюорографию»: не термин ли? не фольклорное словечко? никак из диалекта? писателем придуманное? слово-американизм? И при любом таком диагнозе: ату его! Владимир Личутин еще в 1986 году заметил: «В наше сознание словно бы вживлен некий датчик: это устаревшее, это лишнее, это ненужное — и память отвыкает работать. Оказывается вдруг, что для нашего общения хватает трех сотен слов, из коих возможно сочинить повесть или роман». Как для правильного питания мы должны съедать 164 различных растения, так и для правильного, то есть полноценного мироощущения необходимо «дружить с большим количеством слов». Возможность почувствовать, что родной язык — друг, требует позитивного восприятия языка. Небоязнь высоких слов, небоязнь ласковых и нежных интонаций, небоязнь оригинальных метафор, интерес к устаревшим и диалектным словам, терминам, заимствованиям, желание использовать понравившийся образ, понравившуюся цитату и есть основа дружбы с языком (по В. К. Харченко).

• Какова основная мысль текста? Какую проблему поднимает автор статьи?

• Почему так трудно сегодня «дружить» с родным языком? Что мешает «дружбе» с языком? Какие слова вы ограничиваете в собственной речи или вообще исключаете из своего личного словаря?

 • В чем видится автору основа дружбы с языком? Согласны ли вы с мнением ученого-лингвиста? Какую позицию вы занимаете в этом вопросе?

• Напишите сочинение-рассуждение по тексту. Приведите два аргумента, доказывающих правоту позиции ученого-лингвиста В. К. Харченко.

Воспитание осознанного позитивного отношения к родному языку будет способствовать желанию личности человека достигать высокого уровня владения родным языком на протяжении всей жизни. В силу этого работа по формированию у обучающихся эмоционального, проникновенного, заинтересованного, благоговейного, нравственного отношения к родному русскому языку должна оставаться в практике учителя русского языка и литературы.

Список литературы

  1. Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» и учебному предмету «Родная (русская) литература»: основное общее образование - Самара, СИПКРО, 2020.
  2. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
  3.  Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.; Оренбург, 2009.
  4.  Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
  5. Кулаева Г. М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку // Русский язык в школе. 2007. № 8. С. 3—7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы в профильной школе.

Из опыта внедрения интегративных курсов в профильной школе...

"Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...

Тест по родному русскому языку 5 класс "Богатство лексики русского языка"

Данный тест позволит учащимся проверить собственные знания основных понятий по теме "Богатство лексики русского языка"...

Формирование у учащихся ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка

Проблема повышения культурного уровня  школьников средствами иностранного языка приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется широкое сотрудничество с зарубежным...

План работы по теме самообразования"Формирование ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка"

Цель: Формирование и развитие у учащихся ценностного отношения к российской и  англоязычной культуре с использованием различных методик и форм обучения, ориентированное на достижения практическог...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...