урок по географии народы и религии мира
методическая разработка по географии (7 класс)

Людмила Николаевна Петрова

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс 

Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент.

Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.

Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.

План-маршрут урока.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. 
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.

Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам

Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

– Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.

 

 

Остановка №1.
Человеческие расы.

Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.

– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?

Отвечают на вопросы.

Слайд 3.

– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?

Называют, потом разрисовывают схему в тетради.

Слайд 4.

Проводит словарную работу.

По очереди читают определения.

Слайд 5.

Остановка №2.
Численность населения.

Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.

Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.




Слайд 7.

Остановка №3.
Главные области расселения населения.

Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
– Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?

Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.

Слайд 8.

Остановка №4.
Привал.

Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Выполняют упражнения.

 

Остановка №5.
Народы мира.

Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.

Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды. 
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12. 
Слайд 13.

Остановка №6.
Страны мира.

– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах. 
Оценивает работы.

Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.

Слайд 14.



Слайд 15.

Остановка №7.
Религии мира.

– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы. 
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.

Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство. 
– Ислам. 
– Буддизм.

Слайд 16. 

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока.

– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание. 
Завершение урока.

Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.

Слайд 24. 
Слайд 25.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_i_religiya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс 

Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент.

Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.

Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.

План-маршрут урока.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. 
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.

Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам

Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

– Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.

 

 

Остановка №1.
Человеческие расы.

Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.

– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?

Отвечают на вопросы.

Слайд 3.

– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?

Называют, потом разрисовывают схему в тетради.

Слайд 4.

Проводит словарную работу.

По очереди читают определения.

Слайд 5.

Остановка №2.
Численность населения.

Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.

Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.




Слайд 7.

Остановка №3.
Главные области расселения населения.

Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
– 
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?

Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.

Слайд 8.

Остановка №4.
Привал.

Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Выполняют упражнения.

 

Остановка №5.
Народы мира.

Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.

Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды. 
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12. 
Слайд 13.

Остановка №6.
Страны мира.

– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах. 
Оценивает работы.

Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.

Слайд 14.



Слайд 15.

Остановка №7.
Религии мира.

– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы. 
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.

Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство. 
– Ислам. 
– Буддизм.

Слайд 16. 

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока.

– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание. 
Завершение урока.

Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.

Слайд 24. 
Слайд 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока и презентация по теме "Религии мира и их основатели"

Урок в 4-м классе "Религии мира и их основатели"Рогожникова Ольга Егоровна – учитель истории и обществознание МАОУ СОШ № 10, г. Чайковский, Пермский крайТип урока: изучение нового материала.Форма...

урок географии в 7 классе ФГОС по теме "Народы, языки, религии мира"

Урок географии в 7 классе ФГОС "Народв,языки и религии мира"...

Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс

На данном уроке решаются следующие цели и задачи:  Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные язык...

Технологическая карта урока " Народы,языки,религии мира" 7 класс

Технологическая  карта урок ФГОС " Народы,языки,религии мира" 7 класс...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....

Урок - презентация на тему: " Народы и религии мира"

Самая молодая религия — исламСамая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».Но молодая — не ...

открытый урок по географии на тему "Население мира"

Открытое занятие по географии. Тема : "Население мира"...