открытый урок по географии на тему "Население мира"
методическая разработка по географии (10 класс)

Сэсэг Сандыковна Будаева

Открытое занятие по географии. Тема : "Население мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Вступительное слово учителя:

- Ребята, мы изучили с Вами тему  « Население мира», которая имеет важное значение для любого человека ,так как человек –является центральной фигурой в формировании взаимосвязей между хозяйством и природной средой. Также эта тема близка Вам в силу скорого  вашего личного участия в демографических процессах. А также вы учитесь на  очень востребованной  специальности по окончании нашего техникума,  вы можете выехать и работать за пределы нашей страны.(трудовая миграция)

- И что же мы будем делать на этом уроке?

 Сегодня мы должны будем закрепить и обобщить главные научные знания по теме:

– понятие о воспроизводстве населения,

– сущность и особенности естественного движения населения,

особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов,

– классификация народов мира по языковым семьям,

– основные черты размещения населения

виды миграций, понятие об урбанизации.

(разделили группу на группы)

Цель вашей работы на уроке, вы должны благополучно пройти все этапы ,используя все  знания и умения, показать дружбу, сплоченность и взаимовыручку

1.Угадай кроссворд «Демография»(1-2 мин) 2 б

Вспомним изученные  темы и ответим на вопросы

1. 

а

Н

Г

Л

А

д

Е

Ш

2

Р

О

Ж

Д

А

е

М

О

С

Т

Ь

                             3

4

333

м

И

Г

Р

А

Ц

И

Я

Р

о

М

И

Л

Л

Е

5

А

г

Л

О

М

Е

Р

А

Ц

И

Я

6

У

р

Б

А

Н

И

З

А

Ц

И

Я

7     В  

а

т

и

к

а

н

8

к

о

н

Ф

у

ц

и

а

н

с

т

в

9

к

и

т

а

й

10

н

а

ц

и

я

    Вопросы кроссворда:

  1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики?
  2. Один из элементов воспроизводства населения.

3. Как называют перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства?

  1. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и ... солености воды.
  2. Скопление городов, их слияние.
  3. Процесс роста городов и увеличения числа горожан.
  4. Какая страна является центром. теократической монархии
  5. Национальная религия китайцев.

   9. Государство-лидер по числу жителей.

   10. Один из типов этнических общностей.

II. Знаете ли вы?1б за каждый правильный ответ(3мин)

Каждой группе задаются вопросы, отвечают без вопроса

Вопрос

Ответ

1группа

1. Какова численность населения мира в настоящее время?

7,5 млрд. чел

2.Человек,въехавший в страну на ПМЖ?

иммигрант

3. Какой тип воспроизводства населения характерен для России ?

1

4. Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской семье: Армяне, евреи, испанцы

Армяне, испанцы

  1. Какая из стран имеет наибольшую рождаемость?

Саудовская Аравия или Испания?

Саудовская Аравия

                                                  2 группа

1. Верно ли утверждение: «Демографический взрыв – это рост численности населения в развивающихся странах»?

Нет

2.Каждую секунду на земле рождается?

3 чел.

3. В какой стране девиз демографической политики: «Нас двое – нам двоих»?

Индия

4. Какие из перечисленных религий   являются мировыми Ислам, буддизм, синтоизм?

Ислам, буддизм

5. Какие из перечисленных стран являются высокоразвитыми т Афганистан, Бразилия, Япония, Италия

Кувейт, Бразилия

                                                  3 группа

1.Какие из языков являются международными: арабский, польский, английский?

 арабский,  английский

2.Каждую минуту  на Земле рождается?

175 чел.

3. Верно ли утверждение: «Для 1 типа В.П. характерна высокая рождаемость и высокая смертность»?

Нет

4. В какой стране был девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок»?

Китай

5. Какая из стран является однонациональной: Канада или Дания?

Дания

                                                     Для всех

1. Какая страна является самой многонациональной?

Индия

2Каждый год на Земле рождается?

145 млн.

3. Какие из перечисленных религий являются национальными: конфуцианство, синтоизм , христианство?

Конфуцианство, синтоизм

4. Кем для России является человек, выезжающий на ПМЖ за границу?

Эмигрант

5. Для какой стран характерен перевес женщин: Россия, Франция, Китай, Индия

Россия,Франция

 

III. Угадай страну…(3 мин) 2б

(по описанию должны узнать страну) и по возможности показать на карте

Послушайте высказывания из «Каталога стран и городов, достойных посещения» американского путешественника и кинопродюссера Билла Бойда.

1.Находится монархия на севере Европы
И, каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кипит торговлей.

Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна,
Любимый цвет – оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается там много на шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя.
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны! (Нидерланды)

  1. «Самый женственный из городов, он открывает свою сокровенную прелесть только бескорыстному созерцателю, приглашает вас к поискам утраченного времени, включая и утраченные иллюзии на этом празднике бытия и небытия, который всегда с тобой».( О Париже)

  1. На побережье океана расположена страна,
    Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала.
    По уровню развития мы средней назовем,
    Но все же к странам развитым ее мы отнесем.
    Народу много там живет, все нации одной,
    Что о религии сказать? Все католической.
    Теперь скажу вам, чем страна вот эта занимается.
    Во многом ей благодаря, Европа одевается.
    Едва ль не “швейной фабрикой” ее  я назову,
    И чтобы дать подсказочку, к столице перейду.
    В названии столицы присутствует зверек,
    Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек? (Португалия)

4. Страна, только в одном городе которой ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “ Чайна Таун”. (США

IV. «Пойми меня»..(мозговой штурм) 3б 5мин

Должны определить

Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д. (Греч. демография)

2. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (Воспроизводство или естественное движение населения)

3. Для этого показателя характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста

(I тип воспроизводства населения)

4. Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века получил в литературе образное наименование. (Демографический взрыв)

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. (Демографическая политика)

6. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. (Экономически активное население)

7. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей. (“Этнос” – греч. народ)

8. Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. (Урбанизация)

  1. Государства, в которых национальные границы совпадают с политическими. (Однонациональные)

V. “Заморочки из бочки”.5 б 5 мин

(Команды получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы. Ответ оценивается по 5-бальной системе.)

  1.  Древнегреческий математик и философ Пифагор,  рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года? (Эти критерии – показатели рождаемости, смертности и естественного прироста) 

Период становления - До 20 лет (весна)
Молодой человек - 20 - 40 лет (лето)
Человек в расцвете сил - 40 - 60 лет (осень)
Старый и угасающий человек 60 - 80 лет (зима)
Почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами

В есна - период,когда природа "просыпается" от зимней спячки.Человек же "расцветает" и к 20 летию становится умственно,физически развитым.
Лето - период,когда природа начинает давать свои плоды.Все главные периоды в жизни человека проходят именно в 20-40 лет.Первая свадьба,карьера и т.д.
Осень - период максимальной активности,потому как заканчивается активный период и наступает пассивность в жизни человека и природы.
Зима - человек уже готовится к вечному.Его активность к этому моменту сводится к минимуму,как и активность природы в зимнее время.

1. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.

- О какой форме расселения идет речь?

- В каких странах она распространена?

(В тексте описывается жизнь на ферме. Это сельская рассеянная форма расселения. Распространена в Канаде, США, Австралии.)

  1. В какой стране на португальском говорят в 14 раз больше людей, чем в Португалии? (Бразилия)

  1. Чем характеризуется понятие «качество  жизни населения»?

качество  жизни населения- это степень удовлетворения потребностей человека

показатели

экономические(занятость, доход населения, питания ,одежды,

социальные (здравоохранение,безопасность)

средняя продолжительность жизни

экологические(состояние окружающей среды)

культурные

VI. Геодезист (практические работы) 3б10 мин

1.Нанесите на контурную карту мира по памяти следующие страны

1 группа

2 группа

3 группа

1.Индонезия

2.Пакистан

3.Шри-Ланка

1.Эфиопия

2.Куба

3.Бразилия

1.Египет

2.Индия

3.Турция

  1. Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.

 ОТВЕТ(Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай

Задание 2. Установите соответствие по уровню урбанизации стран мира.(атлас 15)

США,   Россия, Нигер, Австралия, Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Индонезия, Намибия, Эфиопия, Франция, Монголия.

  1. Слабоурбанизированные____ Эфиопия,Нигер,Индонезия,Намибия
  2. Среднеурбанизированные___ Нигер,Индонезия,Намибия ___

Высокоурбанизированные____сша,АвстралияБельгия Аргентина румыния,мексика монголия,_канада,франция________________________________________

3.Как меняется  численность населения Земли?(изучите диаграммы на доске и сделайте выводы)

Ответ:- Вы видите ,что половины населения Земли живет в Евразии т. к там находятся крупнейшие по числу жителей страны мира- Китай и Индия;

Быстрее всего растет население Африки- примерно вдвое за каждые 25 лет, темпы роста населения самые большие в мире.

Рост численности население тормозит Евразии тормозит европа.Ее население растет очень медленно. Поэтому в настоящее время численность населения Земли растет за счет Африки. Южной Азии и Латинской Америки

4 .Постройте диаграмму « Соотношение мужчин и женщин в десяти крупнейших странах мира ». Сделайте вывод.

Число женщин  на 1000 мужчин.

В Китае - 945

 Индии - 933

США - 1045

В Индонезии - 1000

В Бразилии - 1025

В Пакистане - 934

В Бангладеш - 950

В Японии 1050

В Нигерии – 1010

VII. Контроль знаний.10мин

Задача: проверить знания учащихся, выявить пробелы для дальнейшей работы.

Метод: самостоятельная работа.

Форма работы: парная (взаимоконтроль).

Тест

№ 1. Выберите верный ответ

1. Регион с высокой долей детей в возрастной структуре населения:

а) Западная Европа      

б) Северная Америка      

в) Латинская Америка            

г) Австралия

№ 2. Установите соответствие

2. «Формула» воспроизводства

1. 16-9=7

2. 7-15= -8

3. 26-9=17

Тип воспроизводства

а) 1

б) 2

№ 3. Выберите верный ответ

3. В Европе и Америке преобладают представители языковой семьи:

а) сино-тибетской

б) индоевропейской

в) уральско-юкагирской

г) афразийской

4. Какая общая черта объединяет города Лос-Анджелес, Лондон, Шанхай и Сеул?

а) это крупные порты                                                  

б) это крупные города-миллионеры

в) они расположены в бассейне Тихого океана          

г) это столицы

5. Наибольшее количество трудовых мигрантов в последнее десятилетие притягивает:

а) Турция                  

б) Кувейт                  

в) Афганистан            

г) Иран

6. Расположите 

страны в  порядке 

уменьшения 

численности  их 

населения:

а)  Германия    - _____

б)  Индонезия  - _____

в)  Канада       -_____

г)  Нигерия      -_____

№ 7. Вставьте  пропущенные  слова

7. Крупнейшим  городом  Латинской  ___________является  _____________.

№ 8. Установите соответствие

8. Приведите  в соответствие  страны  мира  и  преобладающие  в них  религии:

Страна             Религия  

1)  Алжир      а)  буддизм     

2)  Румыния   б)  ислам

3)  Таиланд   в)  католицизм

4)  Чили        г)  православие

2-й вариант

1. Население стран Африки характеризуется:

а) высокой рождаемостью                          

б) низкой рождаемостью

в) низкой смертностью                                  

г) низким естественным приростом

№ 2. Установите соответствие

2. Страна

  1. Эфиопия
  1. Япония
  2. Саудовская Аравия

Тип воспроизводства

а) 1

б) 2

№ 3. Выберите верный ответ

3. К индоевропейской языковой семье не относится группа:

а) финно-угорская

б) романская

в) германская

г) иранская

4. Какая общая черта объединяет города Москва, Бомбей, Мехико?

а) это центры крупнейших городских агломераций

б) они расположены в восточном полушарии

в) это столицы

г) они расположены на берегах крупных рек

5. К массовым временным миграциям относится:

а) туризм                    

б) репатриация                        

в) иммиграция              

г) эмиграция

6. Расположите страны в порядке увеличения численности их населения:

а) Монголия     -______

б) Китай          -______

в) Россия         -______

г) Бразилия      -______

№ 7. Вставьте  пропущенные  слова

7. Самой крупной в мире городской агломерацией является ____, расположенный в стране __________.

№ 8. Установите соответствие

8. Приведите в соответствие народы мира и страны их компактного проживания:

Народы                 Страны 

1) кечуа           а) Афганистан

2) китайцы      б) Перу                                          

3) пуштуны     в) Россия

4) татары         г) Сингапур

VIII итог урока5 мин

 Рефлексия

Перед вами лежат карточки 3х цветов: зеленый, желтый, красный

Зеленый –ухожу с хорошим настроением, урок понравился;

Желтый –есть сомнения и некоторые трудности с изученной темой;

Красный- ничего не понятно, нужна дополнительная информация

 

Тема: Обобщение и закрепление по теме «География населения мира»

Цель занятия

Образовательная: Обобщить и закрепить теоретические знания по разделу «Население мира»;

Развивающая: развивать память, умение обобщать и  систематизировать изученный материал; формировать  практические умения, работы с картой для получения необходимой географической информации;

воспитательная : Формирование компетенции сотрудничества в образовательной деятельности,  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми  младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

Тип занятия: Урок обобщения и закрепления знаний

Форма проведения: урок -игра

Оборудование: полит карта, к к,дидакт карты с заданиями

Ожидаемые результаты:

Закрепить и ликвидировать пробелы в знаниях по теме;

Давать определения по понятиям  естественный прирост, воспроизводство, миграция;

Обьяснить от чего зависит численность населения ,ее рост, особенности естественного движения



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Будаева  Сэсэг Сандаковна

Учебная  дисциплина

География

Группа

ТГВ-10

Специальность

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха и вентиляции

Раздел дисциплины

Общая характеристика мира

Тема изучения

География население мира

Тема урока

Население мира

Номер учебного занятия  по  КТП

5

Вид занятия

Урок-игра

Тип урока

Урок обобщения  и закрепления знаний

Цель урока:

 образовательная

Обобщить и закрепить теоретические знания по разделу «Население мира»;

развивающая

развивать память, умение обобщать и  систематизировать изученный материал; формировать  практические умения, работы с картой для получения необходимой географической информации;

воспитательная

Формирование компетенции сотрудничества в образовательной деятельности,  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 

Образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

Сфере отношений обучающихся с окружающими людьми, окружающему миру и в сфере социально-экономических отношений

Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи занятия; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Познавательные: искать и находить обобщенные способы.

Коммуникативные:  подбирать и осуществлять деловую коммуникацию, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия

Научиться определять количественные и качественные характеристики географических обьектов, процессов и явлений; сравнивать задания по критериям; выделять и обьяснять общественные признаки географических обьектов и явлений; обьяснять состав структуры и закономерности размещения населения мира;

На базовом уровне научиться проводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами .

Организация образовательной  среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

Элементы игровой технологии

ИКТ,  деятельностный подход, личностно-ориентированный, практико-ориетированный;

частично-поисковый, практический, наглядный

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. – М. Просвещение, 2016 г. Атлас по географии для 10 класса. – Дрофа. 2016 г. Презентация по теме урока.

Подготовленные: Информационные тексты «Социальная характеристика стран мира», http://countrymeters.info/ru; статистические данные о динамике численности населения, естественном приросте и половозрастной структуре населения дидактические материалы

История

обществознание

групповые и индивидуальные


Технологический  процесс урока

Тип урока Урок обобщения  и систематизации знаний

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

2

3

4

5

I. Организационный этап.

Подготовка кабинета к занятию;

Организация обучающихся на включение в активную деятельность на занятии

1-2мин

Эмоциональный настрой на игру. Установка внимания

Позитивный настрой на занятие;

Готовность к самостоятельной и ответственной деятельности

Регулятивные

коммуникативные

Подготовка к повторению и обобщению раздела, темы

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Постановка цели и задач занятия(совместно со студентами).Мотивация; Концентрация внимания на предстоящей деятельности    Информация о работе в группах

ин

Стремление понять цель и задачи занятия.

Получение информации о работе в группах; проявление интереса к предмету, готовность к самостоятельной деятельности

Познавательные

 Регулятивные

Коммуникативные

Формирование цели и задачи занятия. Запись темы и плана занятия в тетрадь

Ш. Воспроизведение и коррекция опорных знании (актуализация)

Организация работы .

Работа с основными терминами и понятиями по изученной теме.

 

5мин

Проявляют внимание к теме. Выполняют работу в группах.

1. Работа с кроссвордом «Демография»Корректировка работы по ходу заполнения кроссворда

Проявление интереса к предмету, способность к самостоятельной деятельности;

Познавательные

 Регулятивные

Коммуникативные

Выполняют задания по отгадыванию кроссворда. Должны знать основные географические понятия, термины; значение  и место географии в современной научной картине мира использовать различные виды познавательной деятельности

IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

  Организация работы с основными терминами ранее изученной темы.

.

_15мин

Выполнение заданий в группах с последующим озвучиванием.

2 этап «Знаете ли вы?»

3 этап «Угадай страну

4 этап «Пойми меня»(мозговой штурм

5 этап «Заморочки из бочки»

6 этап «Геодезист» 

1.Работа на контурных картах

Нанесите на контурную карту мира по памяти следующие страны

2 Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан

Задание2. Проанализируйте карту «Плотность населения». Нанесите на кк 4 страны с  высокой плотностью населения., объясните их причины.

Задание 3. Установите соответствие по уровню урбанизации стран мира.

США,    Россия, Нигер, Австралия, Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Индонезия, Намибия, Эфиопия, Франция, Монголия.

  1. Слабоурбанизированные__
  2. Среднеурбанизированные__

Высокоурбанизированные

Осуществляют учебную коммуникативность; Высказывают мнение группы по заданиям

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

Анализ и систематизация изучаемого материала, высказывают свое мнение

По описанию должны узнать и назвать страны со столицами и показать на карте

Отвечают на вопросы

Команды получают карточки с вопросами, после обсуждения  зачитывают вопросы и дают свои ответы

на к/к   наносят по памяти страны и показывают на политической карте мира.

Располагают страны в порядке возрастания

Япония,Россия,,Бангладеш,Нигерия.Пакистан,Бразилия,Сша, Индия Китай

Работают по атласу, ищут страны с высокой плотностью населния и наносят на карту.

Слабоурбанизированные: Эфиопия

Среднеурбанизированные: Нигер, Индонезия, Намибия

Высокоурбанизированные: США, Россия, Австралия., Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Франция, Монголия.

V. Контроль усвоения ведущих идей  и основных теорий  на основе широкой систематизации знаний

Проверить знания учащихся, выявить пробелы для дальнейшей работы. Взаимоконтроль.

10мин

Решают тестовые задания

Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

Усвоение и закрепление темы; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

VI. Подведение  итогов. Рефлексия

Подведение итогов урока(анализ и оценка успешности достижения цели 5мин

Получение информации о результатах игры. Определяют пробелы в своих знаниях ,на которые нужно обратить внимание

Готовность и способность к самостоятельной, ответственной деятельности

Регулятивные

Познавательные

коммуникативные

Подводят итог занятия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...

Презентация к уроку 2: "География в современном мире"

Презентация к уроку № 2 (УМК "Сферы" 5 класс)....

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...