Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_geografii.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения».
Пластинина Ю.Л., учитель географии МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска»
Задачи:
- образовательные: дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира;
- воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;
- развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.
Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.
Ход урока (40 мин.)
- Оргмомент (1 мин.)
- Проверка знаний и умений (4 мин.)
фронтальный опрос по пройденной теме
- Актуализация знаний и умений (2 мин.)
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.
4. Изучение нового материала (25 мин.)
Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).
В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.)
О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:
Период | Примерная численность населения (млн чел.) | Среднегодовые темпы прироста численности населения (%) |
7 тыс. лет до н.э. | 10 | 0, 01 |
2 тыс. лет до н.э. | 50 | 0,03 |
Начало нашей эры | 230 | 0,1 |
Начало XI века | 300 | 0,02 |
Начало XVI века | 440 | 0,1 |
Середина XVII века | 550 | 0,3 |
Начало XIX века | 950 | 0,5 |
Начало XX века | 1660 | 9,8 |
Середина XX века | 2530 | 1,0 |
Конец XX века | 6000 | 1,5 |
Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?)
В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?
В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:
- Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.
- Истощение земель — из-за нерационального их использования.
3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.
Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).
1.Катар - 5,8.
2.ОАЭ - 5,8.
3. Либерия — 5.5.
- Французская Гвиана - 5,4.
- Джибути — 4,8.
- Иордания - 4,7.
- Сьерра-Леоне - 4,5.
- Эритрея — 4,2.
- Сомали - 4.2.
- Йемен - 4,1.
П. Афганистан - 3,7.
- Нигер - 3,6.
- Маршалловы острова — 3,5.
- Оман - 3.3.
- Соломоновы острова — 3,3.
Страны с минимальными показателями темпа прироста:
- Россия — 0,6
- Латвия — 0,6
- Украина — 0,9
- Болгария — 1
- Эстония — 1,1
Страны - рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения).
- Китай - 1133682560.
- Индия - 846302720.
- США - 248709872.
- Индонезия - 179378944.
- Бразилия - 146825472.
- Россия- 145118904.
- Япония- 125570248.
- Бангладеш - 111455184.
- Нигерия - 88514504.
10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.
- Индия- 1572055000.
- Китай - 1462058000.
- США - 397063000.
- Пакистан - 344170000.
5 Индонезия - 311335000.
- Нигерия - 278788000.
- Бангладеш - 265432000.
- Бразилия - 247244000.
- Конго - 203527000.
- Эфиопия - 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.
Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):
- Ватикан - 0,8.
- Антилья - 7.
- Тувалу - 10.
- Сан-Марино - 24.
- Лихтенштейн - 31.
- Монако - 32.
- Сент-Китс и Невис - 41.
- Антигуа и Барбуда - 65.
- Андорра - 66.
Естественный прирост населения мира
Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость - Смертность.
Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:
Очень высокий (30/1000) | Высокий (20/1000) | Средний (10/1000) | Низкий (2-10/1000) | Очень низкий (менее 2/1000) |
Кения Зимбабве Нигерия Ливия Таджикистан Египет | Монголия Филиппины Бангладеш Пакистан Эфиопия Мексика | Китай Индия Турция Куба Бразилия Аргентина | Польша Швеция Франция Великобритания США [Канада | Россия Венгрия ФРГ Болгария Австрия Италия |
После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы.
Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.
Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?
Смертность
На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.
Учащиеся знакомятся с интересными фактами на с. 73 № 4, затем анализируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в атласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.
Рождаемость
Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные факты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час - 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.
Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.
Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)
Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:
- Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
- Высокий уровень жизни.
- Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.
- Увеличение расходов на содержание ребенка.
- Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.
6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.
- Последствия войн, конфликтов, терроризма.
- Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
- Низкий уровень жизни.
- Преобладание сельского образа жизни.
- Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
- Традиции многодетности.
- Подневольное положение женщин, ранние браки.
- Рост уровня медицины.
7. Улучшение санитарной культуры.
Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.
В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учебнике учащимся предлагается заполнить таблицу
Сравниваемые черты | Первый тип воспроизводства | Второй тип воспроизводства |
1. Уровень рождаемости | Низкий | Высокий |
2. Уровень смертности | В странах, в которых проявляется «старение нации» смертность высокая | Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей |
3. Уровень естественного прироста | Низкий | Высокий, вплоть до демографического взрыва |
4. В каких странах распространены | В основном в развитых странах | В развивающихся странах |
5. Доля детей | Низкая | Высокая |
6. Доля пожилых людей | Высокая | Низкая |
7. На что направлена демографическая политика. | На повышение рождаем ости | На понижение рождаемости |
Сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?
Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?
Возрастной состав
Выделяются страны:
а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения - с большой долей детей (какой тип воспроизводства?);
б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;
в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.
Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Швеции - 25%, детей - в Йемене - 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте - 2%.
Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?
Демографическая политика
Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повышение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.
Теория демографического перехода
Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)
Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства |
1. Единовременные ссуды молодоженам 2. Пособия при рождении каждого 3. Ежемесячные пособия для детей 4. Оплачиваемые отпуска | 1. Принята национальная программа 2. Повышен возраст вступления в брак 3. Производится добровольная 4. Политический девиз: нас двое - нам |
Продолжительность жизни
Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII-ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди - большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих - 27,2.
В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.
Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.
IV. Закрепление изученного материала (6 мин.)
Дети отвечают на вопросы учебника.
- «Как вы объясните?» № 1.
- «Как вы думаете?» №1,4.
- «Знаете ли вы?» № 1.
- «Можете ли вы?» № 2, 5, 6 а).
- Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?
- Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель?
- Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню?
V. Домашнее задание (2 мин.)
- Для тех учащихся, которые испытывали трудности при изучении новой темы - прочитать текст учебника.
- Дополнительно, по желанию: приготовить сообщения на темы «Трудовые миграции в мире», «Мигранты-беженцы» и т.д., вспомнить из курса 9 класса виды миграций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 8 классе "Численность населения"
Урок географии по теме: «Численность населения. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни» . 8 класс.Цели и задачи урока Образовательные: 1. Выяснить соотношение мужчин и женщин в России.2. Опр...
Конспект урока в 8 классе "Численность населения"
Урок географии по теме: «Численность населения. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни» . 8 класс.Цели и задачи урока Образовательные: 1. Выяснить соотношение мужчин и женщин в России.2. Опр...
Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс
Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала в начале изучение темы в 8 - 9 классах "Насе...
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....
Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»
Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»...