Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_10_klass.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Занимательная география»
(направление и наименование внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс)
_10А_________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 1 год обучения – 33 часа.
Учитель Копосова Светлана Викторовна
- Программа разработана на основе сетевой инновационной образовательной программы страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”. Пяткова Л.В.
Пояснительная записка Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы комплексного учебного курса Физическая география – 10 класс;, который включает:
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексевскиого География. Физическая география: 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово», 2018. – 160 с.: ил.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2021 № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях с кадетским и казачьим компонентом»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2022 – 2023 учебный год;
- Годовой учебный календарный график на 2022-2023 учебный год.
- Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин
Цели:
Создание условий для формирования у обучающихся полноценной картины окружающего мира и культуры исследовательской деятельности путем обучения их полевой географии и основам туризма. Развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственно и эстетического воспитания.
Основными целями регионального компонента являются:
- обновление содержания общего образования;
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;
- овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения
Задачи:
В воспитании:
Совершенствовать нравственные основы культуры обучающихся: экономические, экологические, художественные, культуру жизненного определения;
Воспитать бережное отношение к природе и историческому наследию;
Воспитать ответственность за слова, дела, поступки;
Включить обучающихся в значимую общественно-полезную деятельность.
В развитии:
Развивать навык творческого подхода к работе над презентациями, докладами;
Развивать речевые данные воспитанников;
Развивать воображение, фантазию и память.
Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:
- более глубокое развитие интереса к предметам,
- становление интереса к духовной культуре малой родины,
- оптимизации процесса социализации личности,
- адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
В обучении:
Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы с географической картой;
Увлечь десятиклассников географией; расширить их кругозор;
Подготовить обучающихся к самостоятельному овладению информацией.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Недостаток времени на уроках не дает возможности полностью использовать различные формы деятельности в изучении, обобщить и качественно повторить пройденный материал, закрепить приобретенные умения и навыки. Такую возможность может дать ведение данного курса.
Главная цель изучения курса –– предоставить обучающимся возможность для творческой работы, на которую в отведённый час урока не хватает времени. Занятия курса позволят сильным обучающимся представить свои проекты и устные творческие работы, обсудить их с учителем и одноклассниками, а слабым обучающимся получить помощь учителя..
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия , закономерности обосновываются на основе местного материала . На уроках географии изучается географическая спецификация Дона, вхождение в культуру донского казачества и тесно связанные с ней историю и культуру родного края. Это даёт возможность помочь обучающимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения и географией Донского края.
В программу включен модуль «Школьный урок» в рамках Программы воспитания школы который направлен на реализацию воспитательного потенциала урока и на:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Место учебного курса в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в 10 классе 34 часов (1 час в неделю). Но в связи с тем, что 24.02 является праздничным днем (основание календарный учебный график) программный материал будет пройден за 33 учебных часа.
Раздел 1
Содержание направления внеурочной деятельности
Раздел 1
Источники географической информации и методы географических исследований . (2 часа)
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана
местности и построение профиля местности по плану.
Раздел 2
Природа Земли и человек (11 часов)
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основныесвойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
Раздел 3.
Население мира (4 часа)
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по
Их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, половозрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Раздел 4.
Мировое хозяйство (4 часа)
Мировое хозяйство. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности. Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. География сельского хозяйства. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. География непроизводственной сферы. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Раздел 5.
Природопользование и геоэкология (8 часов)
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
Раздел 6.
Регионы и страны мира (4 часов)
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.
Формы организации учебных занятий:
- Семинар
- Конференция
- Собеседование (индивидуальная беседа)
- Самостоятельная работа с книгой
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание
- Групповая работа
- Фронтальная работа
Основные виды учебной деятельности
- Игровая деятельность
- Групповая деятельность
- Коллективная деятельность
- Индивидуальная деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | |||
Источники географической информации. | 2 | |||
1 | Географическая карта. Умение определять местоположение объекта по координатам. | 1 | 02.09 | |
2 | Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть А). | 1 | 09.09 | |
Природа Земли и человек. | 11 | |||
3 | Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры, движение Земли. | 1 | 18.09 | |
4 | Атмосфера. Погода и климат. Распределение тепла, влаги и ветра на Земле. | 1 | 23.09 | |
5 | Определение угла падения солнечных лучей. | 1 | 30.09 | |
6 | Гидросфера. Мировой океан и его части. | 1 | 07.10 | |
7 | Воды суши. | 1 | 14.10 | |
8 | Литосфера. Этапы геологической истории земной коры. | 1 | 21.10 | |
9 | Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть В). | 1 | 28.10 | |
10 | Рельеф земной поверхности. | 1 | 11.11 | |
11 | Географическая оболочка, широтная зональность и высотная поясность. | 1 | 18.11 | |
12 | Определение термина по существенным признакам. | 1 | 25.11 | |
13 | Определение разницы во времени. | 1 | 02.12 | |
Население мира. | 4 | |||
14 | Динамика численности и воспроизводства населения. | 1 | 09.12 | |
15 | Определение географических объектов по их существенным признакам. | 1 | 16.12 | |
16 | Географические особенности размещения населения. | 1 | 23.12 | |
17 | Миграции населения. Структура занятости населения. | 1 | 13.01 | |
Мировое хозяйство. | 4 | |||
18 | НТР и Мировое хозяйство. Факторы размещения производства. | 1 | 20.01 | |
19 | Сельское хозяйство. Основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции. | 1 | 27.01 | |
20 | Промышленность мира. Основные страны-экспортеры промышленной продукции. | 1 | 03.02 | |
21 | География непроизводственной сферы. | 1 | 10.02 | |
Природопользование и геоэкология. | 8 | |||
22 | Природные ресурсы. Природопользование. Окружающая среда. | 1 | 17.02 | |
23 | Особенности регионов Европейской России. | 1 | 03.03. | |
24 | Особенности регионов Азиатской России. | 1 | 10.03 | |
25 | Глобальные проблемы человечества. | 1 | 17.03 | |
26 | Достопримечательности стран мира. (Зачет). | 1 | 24.03 | |
27 | Достопримечательности стран мира. (Зачет) | 1 | 07.04 | |
28 | Достопримечательности стран мира. (Зачет) | 1 | 14.04 | |
29 | Игра «Угадай страну». | 1 | 21.04 | |
Регионы и страны мира. | 4 | |||
30 | Визитная карточка. Практическая работа №1 «Составление визитной карточки одного из государства мира» (выбор ученика). (Зачет). | 1 | 28.04 | |
31 | Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть С). | 1 | 05.05 | |
32 | Практическая работа №2,3 «Особенности ГП стран мира», «Размещение населения в странах мира, урбанизация и агломерации» (выбор ученика) . | 1 | 12.05 | |
33 | Итоговое задание: «Определение географических объектов по их существенным признакам». | 1 | 19.05 | |
Итого | 33 |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Занимательная география»
Обучающийся научится: осознавать роль географии в познании окружающего мира; объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Обучающийся получит возможность научиться: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умению управлять своей познавательной деятельностью; умению организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- определять на плане и карте расстояния;
- уметь определять на плане и карте направления;
- определять на карте географические координаты;
-определять на карте местоположение географических объектов;
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира;
-оценивать уровни урбанизации отдельных территорий;
- оценивать территориальную концентрацию населения;
- объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-определения различий во времени, чтения карт различного содержания;
-выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
-анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов, исходя из их пространственно-временнóго развития.
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям казачества.
- Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства родной природы.
- Воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного выбора будущей профессии;
- общения в процессе учебной деятельности.
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачетных (промежуточных) практических работ (занятия 26, 27, 28, 30) и 1 итоговая – на последнем занятии:
3 зачетные работы – роль экскурсовода по достопримечательностям мира.
Итоговая зачетная работа – участие в иллюстрированной викторине по достопримечательностям мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 От 29 .08.2022 года Пр. № 1 Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Пьянова И.Г./ «29»августа 2022 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...