Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г
рабочая программа по географии (5 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа внеурочной деятельности по  географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных  разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

Предполагается,  что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом дея­тельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа внеурочной деятельности по  географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных  разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

Предполагается,  что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

        Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.

Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными  объектами  и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом  изучения географической науки является наблюдение. В повседневной  жизни наблюдение  является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить  учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования  результатов в деятельности.

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:

  • знакомство  с  географией, формирование  интереса к предмету;
  • формирование умений внимательно смотреть на  окружающий мир, понимать язык живой природы;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области  изучения географических объектов;
  • формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;
  • развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;  
  • курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний  представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный

  результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.)

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- формировать и развивать посредством географических знаний познавательные интересы,  интеллектуальные и творческие результаты;

-уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство, факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники географической информации;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- строить простые планы местности;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на карте и глобусе;

- работать с компасом;

- называть и показывать на карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна океана;

- описывать погоду своей местности;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

  • чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
  • анализ  и синтез статистических материалов;
  • составление карт и комментариев к ним;
  • создание простейших моделей географических приборов;
  • определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
  • составление таблиц;
  • выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
  • участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
  • интерпретация результатов исследований;
  • подготовка   устных   сообщений  и эссе  с   использованием   различных   источников   информации,   в   том   числе исторических   и   географических   карт,   литературных   источников,   материалов   периодической   печати, информационных ресурсов интернет.

Курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.

тематическое планирование

5 класс

№ п\п

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Примечания

План

Факт

Как люди открывали Землю (7  ч)

1

2

  1. Мир, в котором мы живём
  2. Науки о природе 

1

1

3

4

5

География – наука о Земле.

Методы географических исследований

Географические открытия древности и Средневековья.

1

1

1

6

7

Важнейшие географические открытия

Открытия русских путешественников.

1

1

Земля во Вселенной (9  ч)

8

Уникальная планета- Земля

1

9

Современные исследования космоса.

1

Природа Земли (31 ч)

10

11

Как возникла Земля.

Как возникла Земля.

1

1

12

13

14

Внутреннее строение Земли.

Мир камней

Горные породы

1

1

1

15

16

17

Землетрясения

 

Вулканы

Зона активной вулканической деятельности

1

1

1

18

19

20

21

Путешествие по материкам. Евразия и Африка

Путешествие по материкам. Северная Америка и Южная Америка

Острова

Путешествие по материкам. Антарктида и Австралия

1

1

1

1

22

Вода на Земле. Мировой океан.

1

23

Воды суши.  Реки

1

24

Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны)

1

25

Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера.

1

26

Погода. Климат

1

27

28

29

30

Живая оболочка Земли. Типы природных сред.

Жизнь на материках. Природные зоны.

Жизнь в океане

Почва-особое природное тело.

1

1

1

1

31

32

33

Человек и природа.

Происхождение человека.

Как человек изменил Землю. Нестанет ли Земля пустыней.

1

1

1

34

Обобщение пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам  географических знаний учащихся. Эта программа особенно  актуальна,  если на изучение  основного предмета в 6...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...