Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:
- знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;
- курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.)
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- формировать и развивать посредством географических знаний познавательные интересы, интеллектуальные и творческие результаты;
-уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство, факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные УУД:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- строить простые планы местности;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на карте и глобусе;
- работать с компасом;
- называть и показывать на карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна океана;
- описывать погоду своей местности;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Как люди открывали Землю
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- создание простейших моделей географических приборов;
- определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- интерпретация результатов исследований;
- подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.
тематическое планирование
5 класс
№ п\п | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Примечания | ||
План | Факт | |||||
Как люди открывали Землю (7 ч) | ||||||
1 2 |
| 1 1 | ||||
3 4 5 | География – наука о Земле. Методы географических исследований Географические открытия древности и Средневековья. | 1 1 1 | ||||
6 7 | Важнейшие географические открытия Открытия русских путешественников. | 1 1 | ||||
Земля во Вселенной (9 ч) | ||||||
8 | Уникальная планета- Земля | 1 | ||||
9 | Современные исследования космоса. | 1 | ||||
Природа Земли (31 ч) | ||||||
10 11 | Как возникла Земля. Как возникла Земля. | 1 1 | ||||
12 13 14 | Внутреннее строение Земли. Мир камней Горные породы | 1 1 1 | ||||
15 16 17 | Землетрясения
Вулканы Зона активной вулканической деятельности | 1 1 1 | ||||
18 19 20 21 | Путешествие по материкам. Евразия и Африка Путешествие по материкам. Северная Америка и Южная Америка Острова Путешествие по материкам. Антарктида и Австралия | 1 1 1 1 | ||||
22 | Вода на Земле. Мировой океан. | 1 | ||||
23 | Воды суши. Реки | 1 | ||||
24 | Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны) | 1 | ||||
25 | Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера. | 1 | ||||
26 | Погода. Климат | 1 | ||||
27 28 29 30 | Живая оболочка Земли. Типы природных сред. Жизнь на материках. Природные зоны. Жизнь в океане Почва-особое природное тело. | 1 1 1 1 | ||||
31 32 33 | Человек и природа. Происхождение человека. Как человек изменил Землю. Нестанет ли Земля пустыней. | 1 1 1 | ||||
34 | Обобщение пройденного материала | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...