Разработка урока географии в 8 классе "Географическое положение России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Формирование знаний о физико-географическом положении страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab.geogr_8kl.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Географическое положение России»

Цели и задачи урока:

1.        Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2.        Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

3.        Сформировать знания о границах РФ.

Оборудование:

Политическая карта мира, физическая карта России, презентация «Географическое положение России».

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- что изучает физическая география России?  (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

- назовите два пути изучения природы России?

Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод  занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф  изучает  геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.

Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.

3.  Изучение нового материала

- чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Вспомним план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны
  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами и атласами (беседа)

- Россия имеет площадь 17,1 млн.км2

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь  17,1 млн.км2  , что примерно равно площади  Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ).  Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади  Канады, Китая, США).

- записать определение Государственная граница.

(Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.)

-  Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60  с.ш.)

- В каком полушарии мы живем?  (В северном).

Какие широты имеют самая северная и южная точка России?  (северная – мыс Челюскин  - 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш.  крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю  410 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

- найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

- какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)

- с какими странами граничит Россия?  (учащиеся находят государственные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей. Страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Граница проходит по Главному Водораздельному хребту Кавказских гор. Азиатские соседи – Казахстан, Китай, Монголия; с этими государствами у России самые протяженные границы)

- какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)

- Что значит «морская граница»?  («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)

- определите, с какими странами Россия граничит только по морю.  (с Японией в Кунаширском проливе, США в Беринговом проливе.)

- что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)

- по предложенному плану расскажите об особенностях географического положения России.

На доске:

  1. Евроазиатское положение.
  2. Первое место по площади.
  3. Северный морской путь.
  4. 13 морей.
  5. Протяженность с запада на восток.

- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- как географическое положение влияет на природу России?

Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

  1. Закрепление.

- Какова площадь территории России?

- Назовите крайнюю северную материковую точку?

- С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

- Какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

- С какими государствами у России только морские границы?

- Какое государство-сосед находится к нам ближе всех?

- С какими непризнанными государствами граничит Россия?

- Сколько морей омывает территорию России?

- Какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?

- Какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?

Работа в контурной карте:

1)        Отметить государственную границу России.

2)        Подписать пограничные государства.

3)        Отметить крайние точки, подписать их координаты.

4)        Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

5)        Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние  моря.

Домашнее задание § 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Конспект урока по географии "Экономико-географическое положение России

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"

Карта урока географии и самоанализ урока по теме "Географическое положение России"...