Методическая разработка урока географии "Африка. Географическое положение. История исследования"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок географии в 7 классе с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_raz_africa.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф.И.О.: Погодина Наталья Анатольевна, учитель географии. МОУ «Общеобразовательная средняя школа им. М.К.Янгеля п. Березняки» Нижнеилимский район Иркутская область.
  2. Класс: 7
  3. Раздел программы: Океаны и материки.
  4.  Тема: «Африка. Географическое положение. История исследования», раздел 2 «Океаны и материки»,
  5.   Тема урока: Африка. Географическое положение. История исследования.
  6. Тип урока: изучение нового материала
  7. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, компьютер.
  8. Список литературы и Интернет-ресурсов:
  •  География материки и океаны. 7 кл.:  учебник для общеобразоват. учреждений/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.- М.: Дрофа, 2010.
  • http://www.fcior.edu.ru
  • http://school-collection.edu.ru

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

        Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках.

        Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ЭОР.

        Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических. Информатизация образования –это возможность доступа учащихся к практически неограниченному объёму информации, её аналитической обработке, усиление интеллектуальных возможностей, создание условий для развития его познавательной деятельности.

Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными.

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. 

Цель урока: Изучить особенности географического положения Африки. Познакомить с путешественниками, исследователями материка.  

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о физико - географическом   положении   материка, его влиянии на природу.
  2.  Развивать  умения  и навыки  работы с разнообразными  источниками географической информации, творческих способностей, устной речи, географического мышления и   зоркости, познавательного интереса к предмету.
  3. Формирование  взаимосотрудничества,   толератности.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Сообщает тему урока, формулирует цели

 Формирование положительной мотивации.

2 мин

2

Изучение нового

географическое положение Африки.

Изучение береговой линии

 http://www.fcior.edu.ru/card/22781/tipovaya-harakteristika-afriki.html 

Демонстрация видео береговой линии

Работа с атласом, нахождение объектов береговой линии

2 мин

Исследователи Африки

ЛИВИНГСТОН, ДАВИД

БЁРТОН, РИЧАРД ФРЭНСИС

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ

ДИАШ, БАРТОЛОМЕУ


Делит учащихся на группы, раздает карточки с заданием.

Координирует работу групп, оказывает необходимую помощь

Нанесение на контурную карту пути исследования

Работа в группах по карточкам

10

мин

15 мин

10 мин

             

Проблемная ситуация

 Может быть - это первый дом на планете?

Задает вопросы поискового характера

Решение проблемной ситуации

10 мин.

           

Практическая работа по атласам и контурным картам « географическое положение Африки»

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f91fdf35-adf6-4ff6-a4a5-87349a946587/?

Задает проблемные вопросы. Подводит итог всему изложенному в процессе выступления учащихся для активизации мыслительной деятельности одновременно всех групп, решающих одну проблему, для подведения итогов дискуссии и осмысления темы.

Высказывают своё отношение к представленным аргументам. Участники приводят собственные аргументы, используя факты, представленные в текстах, из дополнительного материала.

Закрепление изученного

 

Организует работу,  консультирует учеников, по мере возникновения у них трудностей при выполнении задания. Контролирует время выполнения задания

Отвечают на вопросы теста в группе, представляют результат работы группы, обосновывают его.

 При возникновении трудностей обращаются к учителю. Координатор группы сдает ответ к тесту учителю.

10 мин

Вывод и обобщение по теме урока  для решения одной из обучающих задач – формирования умения обобщать и делать выводы

Организует работу учащихся, формируя навыки грамотного устного выступления, развивая ораторские умения и умения доказывать свою точку зрения на предложенную проблему.

Учащиеся делают вывод

5

мин

Подведение итогов

Мотивирует учащихся.

 

Самооценка.

Использование сигнальных карточек: красная карточка – успешная работа на уроке, синяя карточка – имеются недочёты в работе.

Подводят итоги по проделанной работе, указывают успешные моменты и причины неудовлетворительной работы.

 3 мин

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Записывают в дневники.

2 мин

 

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Организационный момент

информационный

аудиозапись

 

2

Исследование береговой линии Африки

информационный

видеозапись

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f91fdf35-adf6-4ff6-a4a5-87349a946587/? 

3

Исследователи Африки

информационный

модель

ЛИВИНГСТОН, ДАВИД

БЁРТОН, РИЧАРД ФРЭНСИС

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ

ДИАШ, БАРТОЛОМЕУ

4

Проблемная ситуация

практический

презентация

Может быть - это первый дом на планете?

5

Практическая работа

практический

модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f91fdf35-adf6-4ff6-a4a5-87349a946587/?

6

Закрепление изученного

контрольный

модель

http://www.fcior.edu.ru/card/9351/kontrol-afrika-uproshennyy-variant.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Урок по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования.

Урок Антарктида.Географическое положени. История исследования...

Урок на тему: Географическое положение. История исследования Северной Америки.

Первый урок по изучению материка Северная Америка. Последовательное изучение географического положения материка по плану. Самостоятельное изучение учениками истории исследования Северной Америки....

урок в 7 классе: Австралия. Географическое положение. История исследования и открытия.

Урок- путешествие по Австралии, изучается  ФГП материка,  определятся  черты сходства и различия в ГП Австралии.  Знакомит  учащихся с историей открытия и исследования материк...

урок в 7 классе: Австралия. Географическое положение. История исследования и открытия.

Урок- путешествие по Австралии, изучается  ФГП материка,  определятся  черты сходства и различия в ГП Австралии.  Знакомит  учащихся с историей открытия и исследования материк...

Презентация к уроку "Австралия. Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые"

Тема урока: Австралия.Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые....