Индивидуально-групповые занятия по географии
элективный курс по географии
Программа индивидуально-групповых занятий по географии "Географический мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
in.gr_._geografiya_9.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол № от 2017г. | «Рассмотрено» на методическом совете Протокол № от 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ г. ____________ Казанцева Н.В. | «Утверждаю» Директор школы Куклина И.В. Приказ № от 2017г. |
Рабочая программа основного общего образования
индивидуально-групповых занятий по географии
«Географический мир»
9 класс
Составители: Холманских Т.Д..
учитель географии
1 квалификационной категории
2017г.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Цель: усвоение обучающимися системы знаний в области географии.
Задачи:
-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-вовлечь обучающихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый тестовый контроль.
Изучив теоретический материал, обучающиеся должны знать:
- картографические элементы, факты;
- номенклатуру;
- основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35часов, 1 час в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями. Курс индивидуально-групповых занятий без отметочный.
Содержание программы
- История географии (3 часа)
Вселенная, солнечная система. Выдающиеся географические открытия и исследования, первооткрыватели, создание картографии. Роль современной географии в мировой общественности.
- Природные особенности Земли (6 часов)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
- Карта-язык географии (4 часа)
Виды карт, картографических проекций, значков и качественного фона. Топографические карты и приемы работы с ними. Нахождение азимута, расстояния и координат на карте.
- Материки и океаны (6 часов)
Роль мирового океана. Свойства вод океана, течения. Образ материков. Географическое положение, размеры и очертания. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
- Мозаика народов мира (4 часа)
Народы, языки и религии мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
- Природопользование и геоэкология. (2часа)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Современный облик планеты Земля.
- Особенности экономико-географического районирования России. (10 часов)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: | |
Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы | Контрольные работы | |||
1 | История географии | 3 | ||
2 | Природные особенности Земли | 6 | 2 | |
3 | Карта- язык географии | 4 | 4 | |
4 | Материки и океаны | 6 | 2 | |
5 | Мозаика народов мира | 4 | ||
6 | Природопользование и геоэкология | 2 | ||
7 | Особенности экономико- географического районирования России | 10 | ||
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемая дата | ||
Раздел 1. История географии (3часа) Познавательные: давать определения понятиям, раскрывать на конкретных примерах цели изучения географии, уметь характеризовать основные этапы формирования карты в век географических открытий. Коммуникативные: участвовать в обсуждении о необходимости изучения географии. характеризовать и конкретизировать примерами великие географические открытия, формировать собственное мнение, позицию, Познавательные: выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг оси и солнца, работать в группе , устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию. Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования Внеурочная деятельность: доклад про великих путешественников | |||||||
1 | 1.1 | Как люди открывали Землю | 1 | Вводный | |||
2 | 1.2 | Великие географические открытия | 1 | Комбинированный | |||
3 | 1.3 | Современная география | 1 | Комбинированный | |||
Раздел 2. Природные особенности Земли (6 часов) Познавательные: выдвигать гипотезы, выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг оси и солнца, сопоставлять истинные размеры планеты Коммуникативные: формировать собственное мнение, позицию, учиться работать в малой группе над общими задачами работать в группе , устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию. Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона),осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; Внеурочная деятельность: работа с источниками информации | |||||||
4 | 2.1 | Мы во Вселенной | 1 | Комбинированный | |||
5 | 2.2 | Физические особенности планеты. Движение Земли | 1 | Комбинированный | |||
6 | 2.3 | Атмосфера | 1 | Комбинированный | |||
7 | 2.4 | Гидросфера | 1 | Практикум | |||
8 | 2.5 | Литосфера | 1 | Практикум | |||
9 | 2.6 | Биосфера | 1 | комбинированный | |||
Раздел 3. Карта –язык географии (4 часа) Познавательные: описывать заданный маршрут, владеть понятиями, владеть основными условными знаками, раскрывать на конкретных примерах значение градусной сети, владеть навыками нахождения координат Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, умение организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты Коммуникативные: работать в группе , устанавливать рабочие отношения, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Внеурочная деятельность: разработка топографической карты школьного участка | |||||||
10 | 3.1 | Приемы работы с топографической картой | 1 | Практикум | |||
11 | 3.2 | Вычерчивание профиля местности | 1 | Практикум | |||
12 | 3.3 | Нахождение координат географических объектов | 1 | Практикум | |||
13 | 3.4 | Работа с контурной картой | 1 | Практикум | |||
Раздел 4. Материки и океаны (6часов) Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы, населения, хозяйственной деятельности материков Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков Метапредметные: формирование умений работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами, устанавливать причино-следственные связи, строить логические размышления и делать выводы Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе Внеурочная деятельность: работа с источниками информации, создание презентаций | |||||||
14 | 4.1 | Мировой океан | 1 | Комбинированный | |||
15 | 4.2 | Северная Америка | 1 | Комбинированный | |||
16 | 4.3 | Южная Америка | 1 | Комбинированный | |||
17 | 4.4 | Евразия | 1 | Комбинированный | |||
18 | 4.5 | Африка | 1 | Комбинированный | |||
19 | 4.6 | Австралия и Антарктида | 1 | Комбинированный | |||
Раздел 5. Мозаика народов мира (4 часа) Предметные: формирование знаний о численности и воспроизводстве населения, естественном приросте населения и его типах, демографической политике, половом, возрастном, этническом составе населения, об этнополитических и религиозных конфликтах, международных миграциях, урбанизации и ее формах, темпах и уровнях, об уровне качества жизни населения крупнейших стран мира. Метапредметные: формирование умений: 1) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 2) использовать учебную информацию для достижения результата; 3) анализировать карты графики и делать самостоятельные выводы. Личностные: понимание значимости районирования Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе Внеурочная деятельность: работа с источниками информации, создание презентаций | |||||||
20 | 5.1 | Численность и воспроизводство населения мира | 1 | Комбинированный | |||
21 | 5.2 | Этнический состав населения мира | 1 | Комбинированный | |||
22 | 5.3 | Религии мира | 1 | Комбинированный | |||
23 | 5.4 | Движение населения | 1 | Практикум | |||
Раздел 6. Природопользование и геоэкология(2 часа) Предметные: формирование знаний о видах природных ресурсов, обеспеченности природными ресурсами стран мира, рациональном и нерациональном природопользовании, причинах и последствиях загрязнения окружающей среды Метапредметные: формирование умений: 1) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 2) использовать учебную информацию для достижения результата; 3) анализировать карты графики и делать самостоятельные выводы. Личностные: понимание значимости районирования Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе Внеурочная деятельность: работа с источниками информации | |||||||
24 | 6.1 | Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов | 1 | Комбинированный | |||
25 | 6.2 | Глобальные проблемы человечества | 1 | Практикум | |||
Раздел 7. Особенности России (10 часов) Предметные: формирование знаний о географических и экономических регионах России, их особенностях, хозяйстве, экономических отношениях. Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;3) определять по политико-административной карте соседей России. Личностные: осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре и группе Внеурочная деятельность: работа с интернет -ресурсами | |||||||
26 | 7.1 | Природные комплексы России | 1 | Комбинированный | |||
27 | 7.2 | Политико-административное устройство РФ | 1 | Практикум | |||
28 | 7.3 | Экономика РФ | 1 | Дискуссия | |||
29 | 7.4 | Важнейшие межотраслевые комплексы РФ | 1 | Дискуссия | |||
30 | 7.5 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 1 | Практикум | |||
31 | 7.6 | Западный макрорегион | 1 | Комбинированный | |||
32 | 7.7 | Центральная Россия | 1 | Комбинированный | |||
33 | 7.8 | Поволжье, Европейский Юг | 1 | Комбинированный | |||
34 | 7.9 | Урал | 1 | Комбинированный | |||
35 | 7.10 | Восточный и дальневосточный макрорегионы. | 1 | Комбинированный |
Список литературы
Для учителя | Для обучающихся |
География: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа 1999-560с. | Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с. |
Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с. | Атлас. География 6,7,8-9 класс. Издательство «Дрофа», М., 2016г |
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с. | Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с. |
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с. | Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-групповые занятия по географии в 7 классах.
Традиционный для школы курс географии материков и океанов в условиях модернизации среднего географического образования занимает особое место в структуре дисциплины «география». В нем удачно сочетаются...
Индивидуально-групповые занятия по географии в 8 классах.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экологическими проблемам...
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по географии подготовки к ОГЭ
рабочая программа...
рабочая программа индивидуально-групповых занятий по географии подготовки к ЕГЭ
рабочая программа...
Программа индивидуально-группового сопровождения по географии "Подготовка к ОГЭ"
Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.Програм...
Программа индивидуально-группового сопровождения по географии «Подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка Рабочая программа индивидуально-группового сопровождения составлена на основе кодификатора и спецификатора к подготовке экзамена по географии, олимпиадам и конкурсам.Програм...