Рабочая программа кружка по интересам «Родник»
методическая разработка по географии

Колотева Валентина Петровна

Педагогические наблюдения показали, что во внеклассных мероприятиях по географии с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. Но особое внимание вызывают дети, которые проявляют себя в самых неожиданных ситуациях, видно, что они на самом деле увлечены той или иной темой.  Именно таких детей вовлекаю в ряды команды «Родник». Вместе с ними, имеющими общий интерес,  каждый год составляю программу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по интересам  «Родник»

 Для одарённых обучающихся: 5 – 11 классов   2018 -2019 учебный год

Пояснительная записка.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это необходимо, чтобы своевременно выявлять и поддерживать одарённых детей, позволять им самосовершенствоваться и достигать определённого личностного роста. Все дети одарены от природы, необходимо только выявить, каким даром ребёнок обладает. Педагогические наблюдения показали, что во внеклассных мероприятиях по географии с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. Но особое внимание вызывают дети, которые проявляют себя в самых неожиданных ситуациях, видно, что они на самом деле увлечены той или иной темой.  Именно таких детей вовлекаю в ряды команды «Родник». Вместе с ними, имеющими общий интерес,  каждый год составляю программу

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой  экологических знаний умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности эколого - краеведческих знаний, как важнейшего компонента научной  картины мира:

- формирование  устойчивых установок социально-ответственного поведения в природной  среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 Метапредметные результаты курса  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

 - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; 

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ сохранения и рационального использования; 

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

 - умения управлять своей познавательной деятельностью и организовывать её;

 - определять  цели и задачи проектной и исследовательской работе;

 - выбирать средства деятельности и применять их на практике ;

- оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать взаимодействие в группе;

 - определять  общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащиеся должны: Знать/понимать 

- основные виды деятельности, направленные на краеведческо - экологические исследования;

- особенности ведения основных видов хозяйственной  деятельности  человечества в мире, отдельных регионах и странах;

- основные термины, определения, понятия, определяющие экологические ситуации;

- эколого - географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации экологические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять экологические ситуации, уровни загрязнения и изменения территорий разных стран;

 - определять и сравнивать степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Уметь применять

 - разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Уметь составлять  и организовывать

-  проекты, исследовательскую деятельность, различные акции, экологические уроки и сказки, конкуры и выставки.

Уметь составлять

- правильную  оценку важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической, геоэкономической, геоэкологической ситуации в странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

Уметь сопоставлять

 - аргументы и факты, полученные из  разных источников информации;

- выявленные  природные явления разных регионов Земли их взаимосвязь и различия.

Уметь использовать

 - приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения эколого - географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-  и применять  различную  информацию, включая  статистические материалы, и геоинформационные системы и ресурсы Интернета; - понимания экологической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

К концу года учащиеся должны знать: 

-ключевые понятия науки экологии;

 -правила и нормы поведения в окружающей среде;

-особенности флоры и фауны родного края;

-экологическую обстановку в области;

-влияние вредных факторов на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

-применять информацию об экологических ситуациях в своих работах;

-проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;

 -характеризовать экологическую обстановку в разных регионах мира и своей местности;

 - участвовать в природоохранных акциях.

Программа кружковой работы построена на четырех основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • познавательно-развлекательном;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы является знакомство учащихся с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, устные журналы, экологические игры, экологические уроки, игры-путешествия, акции.

Практическое направление: изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с деятельностью человека. Посадка деревьев и кустарников, охрана уникальных и редких цветов, озеленение школы,  класса, охрана животных, подкормка птиц. Уборка территории школы и прилегающих к ней территорий. родника "Воробцов". Очистка родников, бережное отношение к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на 2 часа в неделю для учащихся 5-11 классов.

Список литературы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г.
  2. Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.
  3. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешьна уроке.
  4. Молодова ЛП. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996 г.
  5. Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.
  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (3 часа)

Теоретические занятия(2ч) Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Пути и способы изучения взаимоотношений человека и природы. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. 

Практическая работа (1ч)  Рассказ о целях и задачах работы кружка. Выяснение интересов кружковцев. Обсуждение плана работы кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. Ознакомление с объектами наблюдений.

Раздел 2. Экология Воронежской области (11 часов)

Теоретические занятия (9 ч)  Экологическая обстановка в Воронежской     области. Основные виды деятельности человека, влияющие на состояние окружающей среды в области: сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды: озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок, содержание систем водоснабжения. Красная книга Воронежской  область: охраняемые растения и животные. Природоохраняемые территории: Воронежский государственный  природный биосферный заповедник, Государственный природный заповедник Хопёрский, Федеральный заказник"Воронежский", Музей-заповедник «Дивногорье»- Археологический музей-заповедник «Костёнки» "Хопёрский.

Практическое занятие (2ч)Подбор информации о животных и растениях занесенных в Красную книгу Воронежской области. Выпуск стенда " Красная книга Воронежской области"

Раздел 4. Уникальный мир живой природы (11 часов).

Теоретические занятия (6ч) 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.

Практические занятия (5 ч) Создание книги: "Рекорды животного мира".  Викторина «Птицы России». Игра «Счастливый случай». Викторина «Живые барометры в животном и растительном мире». Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Раздел 3. Воздействие человека на окружающую среду. Экология района (17 часов)

Теоретические занятия (4ч) Экологическая обстановка в районе, селе. Факторы влияющие на экологическую обстановку в селе: несанкционированные свалки бытового мусора, проблема бездомных собак, транспорт, изменение климата. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека: заболеваемость населения, смертность, заболеваемость беременных женщин, детей. Ключ к здоровью. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли.

Практические занятия (8ч) Составление карты мест загрязнения местности в селе, возле школы, плана неблагоприятных мест села. Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия на примере природно - ландшафтного парка "Ломы". Составление книги - раскладушки: "Уникальные фото природы". Уборка территории родника "Воробцов". Очистка родников.

Экскурсии (5ч) Выявление экологически неблагоприятных мест села, причин загрязнения окружающей среды села. Выявление состояния реки Толучеевка, причин загрязнения . Поездка в природно - ландшафтный парк "Ломы"

Раздел 5. Мой безопасный дом (8ч)

Теоретические занятия (3ч) Экологические опасности подстерегающая нас дома: влияние бытовой химии, парфюмерии на состояние внутренней среды жилища; что может стать источником экологической опасности дома. Как можно сделать дом безопасным. Что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.

Практические занятия (5ч) Исследовательская работа: "Опасные предметы в моём доме". Проект: "Культура еды: изучение традиций питания в России". Работа над мини- проектом  и конкурс «Каким я хочу видеть свой дом?» Исследовательская работа: "Водосбережение. Учет водопотребления в семье". Исследовательская работа: "Энергосбережение. Энергопотребление в моей семье".

Раздел 6. Проектная деятельность в школе (21 часа)

Практические занятия (10ч) Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений. Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка. Исследовательская работа: "Углеродный след". Конкурс: " Гербарий как искусство" экскурсия в осенний лес для  сбора разноцветного гербария. Конкурс маршрута на «Стране экологической».  Конкурс детского рисунка «Разноцветные капли»-2018 Номинации конкурса:   Вода — неотъемлемая часть мира природы.  Реки России.  Водные животные.   Сохраним воду чистой.  Всероссийская Школьная Летопись - книга "Команда Родник"

Тематическое планирование (12ч)  

Экоуроки: Интерактивный урок об уникальном творении природы — озере Байкал — с видео, философскими вопросами, научными загадками и ролевой игрой.

Серия уроков  «Разделяй с нами» Все уроки о борьбе с «мусорным монстром», раздельном сборе, переработке отходов и циклической экономике теперь собраны в одной серии.  Мир без мусора.

Игровой урок с путешествием во времени, знакоимством с инновационными идеями и проектами по решению «мусорной» проблемы , увлекательными групповыми заданиями и ролевой игрой.

«Лесомания».  Урок  о лесах и проблеме их исчезновения, об ответственном потреблении. Российскими днями  леса  ежегодно отмечаются 15—17 сентября.

 «Сохранение редких видов» Урок дает школьникам  представление о важности биологического разнообразия и о том, чем нам грозит вымирание отдельных видов животных и растений.

«День Черного моря» Дня Черного моря (31 октября) урок  о том, как мусор, оставленный на берегах, влияет на жизнь морских обитателей и людей. И что каждый из нас может сделать для предотвращения негативных последствий.

"Хранители воды I"  Урок о многих  необычных и интересных фактах о воде и проблемах водосбережения, сколько обычный человек тратит воды и на что.

«Хранители воды II» Урок учит школьников ответственному отношению к водным ресурсам, мотивирует их совершать практические шаги по водосбережению в повседневной жизни.

Вода России. Водный след

В увлекательной и интерактивной форме урок расскажет ребятам о водных запасах планеты, раскроет секреты сохранения чистой воды и научит бережному отношению к водным ресурсам.

Вода России. Сбережем дар природы

Без воды жизнь на Земле невозможна — об этом пишут в любом учебнике географии. Но как сберечь этот бесценный дар природы? Что может сделать для этого каждый школьник? Обо всем этом - экоурок "Вода России".

Мобильные технологии для экологии (Часть 1)

Ваши ученики не расстаются со своими мобильниками, планшетами и другими портативными устройствами? Этот  экоурок расскажет школьникам, что гаджететы можно использовать не только для развлечений, но и для того, чтобы помогать природе.

Мобильные технологии для экологии (Часть 2)

Второй урок, посвященный мобильным технологиям, расскажет о том, как заботиться о собственном здоровье и об окружающей среде при помощи современных гаджетов, мобильных приложений и интернет-технологий, а также как сажать деревья, сообщать об экологических нарушениях, находить велопарковки и пункты приёма вторсырья

Номер п/п

Тема

Количество часов

всего

теор

практ

1.

Введение

3

2

1

2.

Экология Воронежской области

11

9

2

3.

Уникальный мир живой природы

11

6

5

4.

Воздействие человека на окружающую среду. Экология района

14

4

13

5.

Мой безопасный дом

8

2

6

6.

Проектная деятельность в школе

21

14

Итого

68

п/п

Раздел и тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Коррекция примечание

По плану

Факт.

Раздел 1. Введение (3 часа)

1/1

Экологические знания. Правила поведения в природе.

1

1.09

2/2

Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

1

5.09

3/3

Практическое занятие: " Ознакомление с объектами наблюдений"

1

8.09

Раздел 2. Экология Воронежской области (11 часов)

4/4

Экологическая обстановка в Воронежской     области и в селе. Основные виды деятельности человека

1

12.09

5/ 21

Красная книга Воронежской  область

1

17.11

6/ 22

Подбор информации о животных и растениях занесенных в Красную книгу Воронежской области.

1

21.11

7/ 46

Выпуск стенда " Красная книга Воронежской области"

1

26.01

8/ 26

Природоохраняемые территории: Воронежский государственный  природный биосферный заповедник.

1

5.12

9/ 27

Природоохраняемые территории: Государственный природный заповедник Хопёрский

1

8.12

10/28

Природоохраняемые территории: Федеральный заказник"Воронежский"

1

12.12

11/29

Природоохраняемые территории:  Музей-заповедник «Дивногорье»

1

15.12

12/30

Природоохраняемые территории: Археологический музей-заповедник «Костёнки»  

1

19.12

Раздел 3. Уникальный мир живой природы Экология района (12 часов).

13/33

Факторы влияющие на экологическую обстановку в селе

1

29.12

14/34

Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека

1

16.01

15/40

Ключ к здоровью. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли.

1

6.02

16/62

Экскурсия: Выявление экологически неблагоприятных мест села, причин загрязнения окружающей среды села.

1

27.04

17/66 67

Практическое занятие: " Составление карты мест загрязнения в селе"

2

18.05    22.05

18/63

Экскурсия: Выявление состояния реки Толучеевка, причин загрязнения .

1

4.05

19/64 65

Практическое занятие: Очистка родников.

2

11.05     15.05

20/14-16

Поездка в природно - ландшафтный парк "Ломы"

3

17.10     20.10   23.10    

21/31 32

Практическое занятие: Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия на примере природно - ландшафтного парка "Ломы".

1

22.12    26.12

22

Практическое занятие: Составление книги - раскладушки: "Уникальные фото природы своей местности".

1

23/12 13

Уборка территории родника "Воробцов"

2

10.10     13.10

Раздел 4. Уникальный мир живой природы (7 часов).

24/25

30 ноября – Всемирный день домашних животных. Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

1.12

25/44

Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними

1

20.02

26/45

Цветы в легендах и мифах.

1

23.02

27/41

 Зимующие птицы.

1

9.02

28/43

Викторина «Птицы России».

1

13.02

29/47

Рекорды животного и растительного мира.

1

3.03

30/48

Создание книги: "Рекорды животного мира". 

1

6.03

Раздел 5. Мой безопасный дом (7ч)

31/49

Экологические опасности, подстерегающие нас дома

1

9.03

32/50

Исследовательская работа: "Опасные предметы в моём доме"

1

13.03

33/59

Что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.

1

17.04

34/6162

 Проект: "Культура еды: изучение традиций питания в России".

2

20.04     24.04

35/51

Исследовательская работа: "Водосбережение. Учет водопотребления в семье".

1

16.03

36/56

Исследовательская работа: "Энергосбережение. Энергопотребление в моей семье".

1

6.04

Раздел 6. Проектная деятельность в школе (21 часа)

37/39

Экоурок: «Разделяй с нами»

1

2.02

38/

Экоурок: "Мир без мусора".

1

39/10

Экоурок: «Лесомания».  

1

3.10

40/11

Всероссийский конкурс «Рисуем лес»

1

6.10

41/23

Экоурок: «Сохранение редких видов»

1

24.11

42/17

Экоурок: «День Черного моря»

1

27.10

43/52

Экоурок: "Хранители воды I"  

1

16.03

44/53

Экоурок: "Хранители воды II "  

1

20.03

45/54

Экоурок: "Вода России. Водный след"

1

23.03

46/55

Экоурок: " Вода России. Сбережем дар природы"

1

03.04

47/56

Экоурок: "Мобильные технологии для экологии" (Часть 1)

1

10.04

48/57

Экоурок: "Мобильные технологии для экологии" (Часть 2)

1

13.04

49/5

Экоурок: «Мудрый Байкал»

1

15.09

50/35

Практическое занятие: Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений.

1

19.01

51/43

Практическое занятие: Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка.

1

16.02

52/36-38

Исследовательская работа: "Углеродный след".

3

23.01     26.01   30.01

53/7

Конкурс детского рисунка «Разноцветные капли»-2018

1

22.09

54/18

Конкурс: " Гербарий как искусство" экскурсия в осенний лес для  сбора разноцветного гербария.

1

7.11

55/24

Конкурс маршрута на «Стране экологической»

1  

28.11

56/6

Всероссийская Школьная Летопись

1

19.09

57/8  9

Сбор материала для книги: «Команда Родник»

2

26.09    29.09

58/19 20

Корректирование и исправление ошибок

2

10.11      14.11

59/

Презентация книги «Команда Родник»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе

Программа рассчитана на 33 учебных часа....

рабочая программа кружка "Школьный сайт"

Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...