ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
статья по географии

Как можно использовать на уроке учебные фильмы, видеофильмы. видеозаписи телепередач на уроках географии и какая их роль в развитии кругозора детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_audivizualnyh_sredstv.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ

Следующая группа экранных средств наглядности отличается динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ней относятся в первую очередь учебное кино и телевизионные изображения — телепередачи и видеозаписи (могут быть видеофильмы).

Учебное кино — наиболее значимое наглядное средство обучения. Отснятое специально по определенной тематике школьной географии, оно позволяет учащимся, ближе всего, подойти к непосредственному восприятию действительности, не выходя из класса. Это — окно в мир. В кинофильме можно увидеть целые материки, страны, природно-территориальные комплексы разной величины и ранга, примеры многообразных связей природной среды и человека. Средства кино, особенно мультипликация, позволяют оживить природные процессы и явления, показать учащимся сложные технологические процессы в промышленности и сельском хозяйстве. Главное достоинство кино в том, что все изображенное в нем воспроизводится в динамике, а изображение можно давать то в общем плане, то с выделением отдельных деталей. Много значат для эмоционального восприятия музыкальное сопровождение и дикторский текст.

Имеющиеся в практике школы кинофильмы могут быть построены авторами по-разному — с опорой на объяснительно-иллюстративный метод или частично-поисковый. К сожалению, фильмы первого типа преобладают в нашем прокате. Нередко, обладая хорошей информативностью, они превращают учащихся в пассивных зрителей, не будоражат мысль, что приводит к быстрому затуханию интереса и внимания. И наоборот, если встречается кинофильм второго типа, в котором задания и вопросы перемежаются со зрительным рядом, восприятие и внимание учащихся активизируются и учебный материал, показанный в фильме, дольше сохраняется в памяти и чаще затем используется учащимися в последующей работе.

Многие исследователи, работавшие над проблемой использования кино в учебных целях, обращали внимание на то, что эффективность усвоения материала повышается, если восприятие киноматериала проходит через несколько стадий: установка учащимся перед просмотром (что будем смотреть и для чего), подготовка к просмотру (постановка вопросов и заданий для учащихся и предварительное осмысление их — что надо делать во время просмотра фильма), сам просмотр и оперирование полученными образами после просмотра (ответ на вопросы).

В исследованиях Л. Н. Драгайцевой можно найти примеры заданий разного уровня сложности, предлагавшиеся учащимся перед просмотром кинофильмов, и утверждение автора, что практически каждый кинофильм по географии может стать основой для формирования знаний и умений всех уровней сложности.

Итак, работа с кинофильмом на уроке требует большой подготовительной работы. Необходимо кинофильм предварительно просмотреть, определить время, необходимое на его просмотр, продумать вопросы и задания, которые получат учащиеся до просмотра и после него. К отдельным кинофильмам дикторского текста бывает недостаточно, поэтому необходимо продумать словесное сопровождение отдельных кадров параллельно с дикторским текстом или в дополнение к нему во время демонстрации фильма, чтобы важные, по вашему мнению, кадры не остались без внимания ребят.

Чтобы знания, полученные из кинофильмов, были более прочными, необходимо на последующих уроках продолжить работу по использованию их содержания, предлагая учащимся мысленно обращаться к тем или иным кадрам и применять полученные из фильма факты и интересные сведения в новых ситуациях.

Более широкий диапазон в творческой работе учителя предоставляет видеотехника. Создание серийных видеофильмов для школы — дело новое, хотя пробы уже есть. Но наличие такой техники в школе дает возможность учителю самому записывать интересные сюжеты географического содержания по телепередачам "Клуб путешественников" или "В мире животных" или другим журналистским репортажам. Используя фрагменты таких записей на уроке, учитель может сам отбирать и регламентировать показ документальной наглядности, вписывая ее в структуру и содержание обучения географии.

В зависимости от характера видеофрагмента и темы урока, в который он включен, методика работы с ним отличается некоторой спецификой. Видеофрагменты на уроке могут применяться на любом этапе урока: 1) в процессе изучения нового материала, 2) при обобщении и закреплении изученного ранее, 3) как введение в тему урока. Выбор места демонстрации видеофрагмента на уроке определяет характер работы с ним.  Если видеофрагмент используется после объяснения нового материала, то видео служит иллюстрацией к объяснению, подкрепляет его слуховыми и зрительными образами.

Применяя видео при объяснении нового материала, лучше пользоваться исследовательским методом, побуждая детей к самостоятельному поиску ответов в фрагментах.

Если включается фрагмент на этапе закрепления географического материала, можно предложить вопросы, акцентирующие их внимание на отдельных фрагментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудиовизуальных средств на уроке английского языка

В данном материале представлены основные аспекты использования аудиовизуальных средств на уроке английского языка в школе....

Статья Использование аудиовизуальных средств на уроках литературы

Мои размышления будут интересны практикующим учителям литературы, ведь всё новое в образовании - это хорошо забытое старое....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...