Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Планируемые результаты:
- личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.
- метапредметные: способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, логически излагать мысли, пространственное мышление, умение создавать образы, формирование самостоятельных навыков работы при анализе информации, умение работать в паре.
- предметные: сформировать основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические горные породы»; о происхождении горных пород и минералов; о взаимодействии компонентов природы при образовании горных пород, создать условия для развития познавательного интереса обучающихся;
- установить зависимость разнообразия горных пород от условий их образования; формирование умения работать с источниками географической информации (картами,схемами, таблицами, текстом учебника).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Капырина Антонина Васильевна
учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы».
5 класс
Планируемые результаты:
- личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.
- метапредметные: способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, логически излагать мысли, пространственное мышление, умение создавать образы, формирование самостоятельных навыков работы при анализе информации, умение работать в паре.
- предметные: сформировать основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические горные породы»; о происхождении горных пород и минералов; о взаимодействии компонентов природы при образовании горных пород, создать условия для развития познавательного интереса обучающихся;
- установить зависимость разнообразия горных пород от условий их образования; формирование умения работать с источниками географической информации (картами,схемами, таблицами, текстом учебника).
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы и приёмы:
проблемный, картографический, частично-поисковый, «фишбоун», «ПОПС – формула».
Оборудование: учебник, физическая карта России, школьные атласы, интеллект – карты для обучающихся, горные породы, мультимедийная презентация «Строение Земли. Горные породы», схема «Фишбоун» по проблеме урока, ноутбуки, ЭОР для закрепления в парах,слайд – шоу «Гимнастика для глаз», музыкальный фрагмент Э. Морриконе «Шум моря» для релаксации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
ФОУПД: фронтальная, индивидуальная, в парах.
План урока.
1. Организация начала урока.
2.Актуализация знаний. Формулирование темы и целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5.Первичная проверка понимания.
6. Релакс - пауза.
7.Первичное закрепление.
8.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10.Рефлексия (подведение итогов занятия).
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организация начала урока. | Приветствие. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение | Приветствие. Подготовка рабочих мест. |
2. | Актуализация знаний. Формулирование темы и целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1.Какую планету мы изучаем? 2. Как вы думаете, что нужно узнать о Земле как планете? 3. В чашке Петри перед Вами лежат различные тела – рассмотрите, замените одним словом. 4. – Подумайте, что необходимо нам будет изучить в ходе урока? | 1.Отвечают: Планету Земля 2.Отвечают: - Строение Земли 3.Рассматривают, отвечают: горные породы. 4.Отвечают. Формулируют тему и цель урока. |
3. | Изучение нового материала. | - Перед вами интеллект – карты с заданием на урок. Рассмотрите его. Начинаем со строения Земли. Выполняете задания 1, 2 в интеллект – карте, работаете в парах, как только будете готовы, поднимите руку.
-Как изучают внутренне строение Земли? - Какое внутреннее строение Земли? - Какими свойствами обладают ее внутренние оболочки? - Дети, а вы видели земную кору? Более подробно мы о ней поговорим о ней на следующем уроке. - Что такое «горные породы»? -Рассмотрите ещё раз те горные породы, которые перед вами, у соседей, какие они? Известно, что на Земле залегает 3000 видов горных пород и минералов. Горная порода – это природное вещество, состоящее из группы минералов. Минерал – это природное тело, имеющее однородный химический состав. Дополняем схему «Фишбоун» карточкой с утверждением «Горные породы разнообразны». - Продолжаете самостоятельно работать. Даём характеристику видам горных пород по заданию 3 в интеллект – карте. (Приложение). Работа в группах. Группа сама выбирает вид горных пород для составления характеристики: магматические, осадочные, метаморфические. Заполнение таблицы. (Приложение) -Дайте характеристику магматических, осадочных, метаморфических горных пород, продолжим составлять схему на доске, таблицу в интеллект – карте. -Рассмотрите теперь горные породы на чашках Петри. -Каковы магматические горные породы? В начале, возникли породы из магмы, Они пеpвоpодные самые как бы, Тяжелый гранит, в глубине остывал, Базальт на поверхности лавою стал. Породы, весьма симпатичные, Увесистые, магматичные. - Каковы осадочные горные породы? Hо прочность - не вечность, -Каковы метаморфические горные породы? Hо вот, под давлением, магма опять, | Внимательно рассматривают план изучения темы. Работают в парах с учебником с.66. Заполняют схему «Строение Земли» в интеллект - карте, о способах изучения внутреннего строения готовятся ответить устно. Отчёт перед классом: рассказ о способах изучения внутреннего строения Земли, заполнение схемы «Строение Земли» на интерактивной доске, уточнение свойств внутренних оболочек. Работают с учебником с.66, устно дают определение понятия. Внимательно рассматривают горные породы, делают вывод об их разнообразии. Анализ текста учебника с. 66-67.работают в паре. Отвечают, дополняют «Фишбоун» на доске карточками: магматические, осадочные, метаморфические. Работа с учебником, отбор материала об условиях образования, приведение соответствующих заданию группы примеров горных пород. Заполнение таблицы задание 3.Работают в группах, парах, – 5 минут. Отчёт о видах, условиях образования выбранных горных пород, с примерами, у доски. Дополняют схему «Фишбоун» по плану: условия образования, виды, примеру доски, составляют сводную таблицу в интеллект карте. Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Обучающиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки, жидкие - нефть. Обучающиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | - Продолжаем: ваши отчёты. Остальные группы дополняйте таблицу, задавайте вопросы. | Отчёт Остальные группы слушают, дополняют таблицу, задают вопросы, оценивают работу группы. |
5.Первичная проверка понимания. | - От чего же зависит разнообразие горных пород? Завершаем нашу схему. - Как, не зная названия, вы убедитесь, что эта горная порода, например – осадочная? - Молодцы, определять мы их будем на следующем уроке, выполним практическую работу. - Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? - Какие полезные ископаемые есть в России, Курской области? В Курской, Белгородской областях располагается КМА (Курская магнитная аномалия)- богатейшее в мире месторождение железных руд. Сделайте вывод из следующего утверждения: все полезные ископаемые относятся к исчерпаемым и невозбновимым природным ресурсам. - Молодцы. Предлагаю вам подготовить дома проект по энергосбережению, ведь топливные ресурсы – источник энергии нуждаются в экономии. Консультацию по выполнению проекта вы получите после урока. | Отвечают: Разнообразие горных пород зависит от их происхождения. Дополняют схему «Фишбоун» карточкой «Разнообразие ГП объясняется их происхождением» Отвечают: по внешним признакам: рыхлая или плотная, жидкая или твёрдая. Называют полезные ископаемые, области их применения. Работают с атласом, по содержанию находят карту полезных ископаемых. Работа с физической картой России. Обучающиеся называют и показывают на физической карте России. Работа в парах. Обсуждение. Ответ о необходимости экономии полезных ископаемых. | |
6. Релакс – пауза. | -А теперь отдохнём. Следим за стрелкой. (Слайд – шоу «Гимнастика для глаз». | Отдыхают. | |
7. Первичное закрепление | Работает с тестом 3 минуты. В парах, как только будете готовы – поднимаете руку. Ноутбуки. Тест по теме «Горные породы». | Выполняют модуль по ЦОР ФЦОР. | |
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Проставьте %. Отметки. Отлично, какие Вы молодцы. | ||
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Параграф 25. Тренажёр с 52. №1- 3. 2.Стихи, загадки, кроссворды к параграфу. 25. 3. Проекты: «Кристалл своими руками», «Энергосбережение». (По выбору. Форма презентации – произвольная). | Запись в дневник | |
10. Рефлексия (подведение итогов занятия). | Подведём итоги. Перед вами опора. ПОПС – формула, где П – позиция – ваше утверждение О – объяснение (доказательство) П – пример – привести соответствующий пример С – следствие – вывод по вашей позиции. Можно работать вдвоём, удачи – 1, 5 мин. Отметки: 5 отметок. Итак: выберите себе позицию, можно в паре, и докажите её. Отметки. | Отвечают: Отвечают | |
11. Организация окончания урока | - Урок окончен, спасибо, до свидания |
Приложение 1
Интеллект – карта по теме « Строение земли. Горные породы». 5 класс
План – задание.
Задание.1. Изучение внутреннего строения Земли.
Используя учебникс. 66, атлас с. 20, изучите внутренне строение Земли, заполните схему, подготовьте отчёт.
План изучения.
- Изучите текст учебника с. 66. Внутренне строение Земли. Как изучают внутренне строение Земли?
- Используя схемы в атласе с. 20. Внутреннее строение Земли, заполните схему.
3.Используяс.66 учебника, ответьте устно на вопрос: Что такое «горные породы»?
Заполните таблицу для своего задания, подготовьте отчёт.
Виды горных пород | |||||
Магматические Магма(устно) учебник с.66. – | Осадочные | Метаморфические | |||
Продолжите: Образуются из | Продолжите: Образуются на | Продолжите: Образуются в | |||
Излившиеся | Глубинные | Продолжите: Обломочные (из | Продолжите: Химические (Из химических веществ, как правило на дне водоёмов | Продолжите: Органические (Из остатков растений и животных | Примеры учебник с.66: |
Примеры учебник с.66: | Примеры учебник с.66: | Примеры учебник с.66: Валун | Примеры учебник с.66: Гипс | Примеры учебник с.66: Торф, |
Приложение 2.
Схема «Фишбоун» по теме «Горные породы».
Приложение 3.
«Фишбоун». Метод технологии критического мышления «Фишбоун» целесообразен и на интерактивных уроках как приём визуализации информации.
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть голова, верхние и нижние косточки, хвост. На «голове» - проблема, утверждение, на «косточках» верхних и нижних – аргументы и факты, на «хвосте» - итог, вывод. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
«ПОПС-формула». Использование метода «ПОПС - формула» позволяет помочь школьникам аргументировать свою позицию, а учителю - увидеть, насколько грамотно дети изучили материал. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:
ПОПС – формула: В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П– позиция «Я считаю, что…».«Я считаю, что…» или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…», «На мой взгляд…».
О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».
П – пример «Я могу это доказать это на примере …».
С– следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Литература.
1. Барабанов В.В., География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
2. Котляр О. Г., Тетрадь - практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;
3.Лобжанидзе А.А., География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2013 г.;
4. Лобжанидзе А.А., География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Часть1. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.;
5.Лобжанидзе А. А., География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.;
6.Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2013 г.
7. Модуль по ЦОР ФЦОР, тест по теме «Горные породы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.
Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии горных породах и их происхождении;продолжить ...
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Природоведение
Данная презентация к 1 уроку по теме "Горные породы". В ней отображен материал по внутреннему строению Земли. Схема горных пород по происхождению, даны образцы горных пород....
Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"
Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса...
Урок Внутреннее строение Земли .Горные породы 5 класс
Урок Внутреннее строение Земли.Горные породы 5 класс...
Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...
Тест по теме Строение Земли и горные породы.
Тест по теме: Строение Земли и горные породы....