Технологическая карта урока по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Предмет: география
Класс: 5 класс
Тема: Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5 класс
Тема: Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов
Задачи:
- привести примеры горных и минералов
- классифицировать изученные горные породы по происхождению
- выяснить их практическое использование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках;
установка на осмысление опыта и наблюдений;
Метапредметные результаты:
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для
их сравнения;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Предметные:
Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Различие изученных минералов и горных пород;
Примеры полезных ископаемых своей местности и их использование;
Технологическая карта урока
Этапы урока | Действия учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Формирование ответственного отношения к учению | Владение элементарными практическими умениями | Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность | |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний | Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним: - Что такое литосфера? - Что называется внутренними силами Земли? - Какие процессы происходят под воздействием внешних сил? | индивидуальная | Учащиеся вспоминают изученный материал | Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию | Владение географическими знаниями | Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний |
Сообщение темы, постановка цели и задач урока | Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос: - Что, по вашему мнению, еще необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы с вами еще упустили? Ответы учащихся. - Да, нам нужно выяснить состав литосферы, то, из чего она состоит и как используется человеком. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами. | индивидуальная | Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь. | Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию | Владение географическими знаниями | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе |
Актуализация знаний | - Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными? - Где еще можно встретить горные породы? - Сколько минералов может входить в состав горных пород? Учащиеся предлагают варианты ответов. - Чтобы более точно ответить на эти вопросы, знакомимся с текстом учебника на стр. 71 | индивидуальная | Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы. | Формирование мотивации к обучению и познанию | .Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни | Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей |
Введение новых знаний | Учитель обращается к учащимся: - Ребята, перед вами лежат коллекция горных пород и минералов, которую вы можете подробно рассмотреть. Кроме этого, я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему: «Горные породы и минералы» Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Камни рождаются и умирают, они восхитительны по форме, красоте и прочности. - Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе? Ответы учащихся. - Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр 72. 1 группа – магматические породы 2 группа – осадочные породы 3 группа – метаморфические породы Каждая группа получает план, по которому необходимо составить устный отчет и озвучить его. | групповая | Учащиеся рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся с презентацией «Горные породы и минералы», отвечают на вопросы, заданные учителем, работают в группе с учебником и составляют отчет по представленному плану. | Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | .Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни | Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию. |
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности | - Итак, ребята, давайте послушаем отчет каждой группы о разных видах горных пород. Затем сделаем выводы и результаты запишем в тетрадь. Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 1) Учитель объясняет ход проведения практической работы. | групповая | Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы, результаты записывают в тетрадь. Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород». Взаимоконтроль –проверяют правильность выполнения практической работы | Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках; | Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений | Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью |
Оперирование знаниями в новых ситуациях | - А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? - Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры) | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь. | Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов | Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты | |
Обобщение и систематизация знаний | Для обобщения материала учитель предлагает игру «В гостях у хозяйки Медной горы». Задание: догадайся о какой горной породе идет речь? (см. приложение №2) | парная | Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме | Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях | Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок | Учитель предлагает закончить мысль: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен…. Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял… Творческое задание «Человек из горной породы» - Представьте, что горная порода вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок. | индивидуальня | Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок. | Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию | Владение основами географических знаний | Умение оценивать свои поступки и поступки других людей |
Определение и разъяснение домашнего задания | Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию | Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью |
Приложение № 1
Практическая работа. Описать по плану горную породу
План:
1. название
2. происхождение
3. плотная, рыхлая, сыпучая
4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)
5. Цвет
6. Прозрачность
7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)
8. твердый (мягкий)
9. Структура (зернистая, землистая, плотная)
10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)
Приложение № 2
Игра «В гостях у хозяйки Медной горы»
- Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей (Графит)
- Болотное богатство. Его используют как горючий материал (Торф)
- Из нее изготовляют рубли (Медь)
- Незаменимая рубашка для консервов (олово)
- Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины (Золото)
- Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"
Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС. На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...
Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
География. 5 класс Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных, мет...
Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
География. 5 класс Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных, мет...
конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...
Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Представлены раздичные задания по теме урока в 5 классе...