Рабочая программа по курсу «Земля и люди»
рабочая программа по географии (7 класс)
Цель
· Формирование у учащихся комплекса региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Задачи
• продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному;
• создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,
• заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
• продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_zemlya_i_lyudi.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № ___ от «____» ___________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________С.В.Вязовова Приказ №________ от «___» ___________ 2018 г. | |
Рабочая программа
по курсу «Земля и люди»
для 7 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Патрина Т.Б.
2018 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Земля и люди» для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по географии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Цель
- Формирование у учащихся комплекса региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.
Задачи
- продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному;
- создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,
- заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
- продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс « Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Содержание по данному курсу отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Курс должен обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Предлагаемая программа «Земля и люди» изучается в 7 классе параллельно с основным курсом «География».
Курс по географии синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание курса «Земля и люди» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.
Курс «Земля и люди» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение курса в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Земля и люди» рассчитана на 35 часов, 1 ч в неделю.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения курса по географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы курса являются:
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-Смысловое чтение;
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-Умение осознанно использовать Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения программы курса по географии являются:
-Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах Земли;
-Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;
-Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
-речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 часа)
Как люди открывали и изучали Землю.
Основные этапы накопления знаний о Земле, наиболее значительные географические путешествия и открытия.
Великие географические открытия.
Ученые Древней Греции: Геродот, Аристотель, астроном и географ Эратосфен. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана.
Природа Земли: главные закономерности (7 часов)
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли..Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы. Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.
Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле«Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.
Форма контроля: П/р №1 «Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры» П/р № 2 «Определение типа климата по климатограммам, картографическим материалам»
Многоликая планета (23 часа)
Особенности природы океанов. Географическое положение,
крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод
и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.
Форма контроля: П/р № 3: Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
П/р № 4: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору)
П/р № 5: Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы
П/р № 6: Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки
П/р № 7: Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы и одной из стран Азии.
- Общечеловеческие проблемы (1 час)
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Форма контроля: П/р №8 « Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними» Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира.
Резервный урок ( 2 ч)
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Название раздела, темы раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Тема1. Введение (2 ч) | |||
1 | Как люди открывали и изучали Землю. | 1 | знать основные географические термины и понятия курса; определять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; определять географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека определять сходства и различия материков по географическому положению; определять по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры |
2 | Великие географические открытия | 1 | |
Тема 2. Природа Земли: главные закономерности (7 ч) | |||
3 | Материки и океаны на поверхности Земли | 1 | знать основные географические термины и понятия курса; определять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; определять географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека определять географическую зональность и поясность определять сходства и различия материков по географическому положению; определять по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры; определять по карте направлений передвижения литосферных плит; работать с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены; составлять картосхемы «Морские течения в Океане»; определять типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. |
4 | История формирования рельефа Земли | 1 | |
5 | П/р №1 «Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры» | 1 | |
6 | Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. | 1 | |
7 | П/р № 2 «Определение типа климата по климатограммам, картографическим материалам» | 1 | |
8 | Мировой океан | 1 | |
9 | Природная зональность | 1 | |
Тема 3. Многоликая планета (23 ч) | |||
10 | Атлантический океан | 1 | знать основные географические термины и понятия курса; определять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; определять особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; определять различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли; определять связь между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления; определять на карте расстояния, направления, географические координаты, местоположение объектов. |
11 | Тихий океан | 1 | |
12 | Особенности природы Африки П/р № 3: Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах | 1 | |
13 | Население Африки | 1 | |
14 | Страны Африки П/р № 4: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору) | 1 | |
15 | Австралия и Океания П/р № 5: Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы | 1 | |
16 | Особенности природы Южной Америки | 1 | |
17 | Страны Южной Америки. Венесуэла | 1 | |
18 | Страны Ю. Америки. Бразилия П/р № 6: Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки | 1 | |
19 | Антарктида | 1 | |
20 | Особенности природы Северной Америки | 1 | |
21 | Горы Северной Америки | 1 | |
22 | Страны Северной Америки. США | 1 | |
23 | Канада и Мексика | 1 | |
24 | Особенности природы Евразии | 1 | |
25 | Регионы Евразии. Сходства и различия. Природа западной части Европы | 1 | |
26 | Северо-восточная и Восточная Азия. Особенности природы | 1 | |
27 | Особенности природы Южной, Юго-Западной и Центральной Азии | 1 | |
28 | Страны Европы. Норвегия | 1 | |
29 | Страны Европы. Германия. | 1 | |
30 | Страны Южной Европы. Италия П/р № 7: Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы и одной из стран Азии. | 1 | |
31 | Страны Азии. Япония. | 1 | |
32 | Страны Азии. Индия | 1 | |
33 | Общечеловеческие проблемы ( 1 ч) | 1 | знать основные географические термины и понятия курса; определять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; определять географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека определять сходства и различия материков по географическому положению; определять по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов определять глобальные и региональные проблемы человечества, определение связей между ними |
Сущность общечеловеческих проблем П/р №8 « Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними» | |||
34-35 | Резервное время (2ч) | ||
ИТОГО 35 ч |
7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя
1. Коринская В.А., Душина И.В.. Щенев В.А. «География материков и океанов» 7 класс М: Просвещение, 2013 г
2. Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны, 7 класс. М.:«ВАКО» 2007 год
3. Колесник И.В. Рабочая тетрадь . География 7 класс.
4. Дронов В.П. География. 6-9 класс. Навигатор. Помощь учителю М.: Просвещение, 2008.
5. Сиротин В.И. Практические работы. Пособие для учителя М: «ВАКО», 2008
6. Летягин А.М. Тесты по географии 6-10 классы М: «ВАКО» 2010
Литература для обучающихся
1. Коринская В.А., Душина И.В.. Щенев В.А. «География материков и океанов» 7 класс М: Просвещение, 2013 г
2. Географический атлас. 7класс.-М.: Дрофа, 2009.
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
- geo.1september.ru›index.php
- nsportal.ru «Школа›География›…-geografii-v-shkole
- geografia.ru- сайт Русского географического общества
- geo2000.ru
Оборудование
- Карты для средней школы.
- Комплект таблиц по географии для средней школы.
- Учебные атласы по географии
- Горные породы и минералы демонстрационные
- Глобус общегеографический
- Термометр комнатный
- Компас - школьный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предпрофильного курса по экологии для 9 класса "Земля - наш общий дом"
Программа курса «Земля-наш общий дом» предназначена для учащихся 9 классов.Содержание курса создает базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями необ...
Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс
Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...
Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"
Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....
Рабочая программа факультативного курса «Загадки природы Земли»
Факультативный курс «Загадки природы» разработан на основе программы учебного курса «География материков и океанов».Изучая этот курс, ученики узнают об основных особенностях природы материков, о причи...
Рабочая программа элективного курса "Мир неба и мир земли"
Рабочая программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у обучающихся представлений об обобщенной картине...
рабочая программа внеурочного курса "Жизнь замечательных людей"
рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей" для 6-8 классов с учетом ограничений в связи с эпидемиологической обстановкой...