Рабочая программа элективного курса "Мир неба и мир земли"
рабочая программа по астрономии (5, 6, 7 класс) на тему

Иванова Мария Петровна

Рабочая программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у обучающихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени

имени Великой Победы

Рассмотрено

на заседании кафедры:

Протокол от «30» августа 2017

№ 1

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Комар Е.В.

«30» августа 2017 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №70

Русакова Л.Н.

Приказ от «30» августа 2017

№ ______

Рабочая программа элективного курса

 

«Мир неба и мир земли»

Класс  5 - 7 класс 

ФИО педагога, разработавшего программу Иванова Мария Петровна

Педагогический стаж  19

Квалификационная категория  высшая

Год составления программы  2017 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Мир неба и мир земли» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Рабочая программа элективного курса составлена на основе:

  1. Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
  2. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 27.06.2016 №1.
  3. Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного директором школы  и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
  4. Федерального перечня рекомендованных учебников на 2017-2018 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г., Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529, Приказ от 26 января  2016 г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по астрономии Е.П.Левитана, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений. М.: ДРОФА,2012.

Программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении.

Цели и задачи курса:

  • удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся 12-14 лет, опираясь на уже имеющиеся у них знания по географии, естествознанию, математике;
  • перевести знания теории в практику, в результате чего природные явления будут объяснимыми и понятными;
  • сформулировать, с учетом возрастных особенностей учащихся, основные научные понятия в астрономии и астрофизике;
  • возбудить интерес к науке, профессии астрофизика, наблюдателя, исследователя-астронома;
  • использовать исторические сведения, эволюцию идей, а также роль великих ученых в раскрытии тайн природы, их борьба с суеверием и невежеством;
  • научить учащихся выступать на школьных и городских мероприятиях по физике и астрономии с презентацией своих рефератов, докладов и наблюдений, используя компьютерные технологии, в частности программу Power Point, допускать и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word;
  • научить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет, сканировать необходимые рисунки и слайды;
  • развить мотивацию учебной деятельности учащихся.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса обучающиеся должны:

  • знать о астрономической мифологии, о представлении русского народа о жизни звездного неба;
  • знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
  • знать о представлении Солнечной системы;
  • знать яркие звезды, их яркость и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
  • знать о истории возникновения метеоров и комет;
  • уметь использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;
  • уметь составить интересное сообщение по астрономии и сделать его презентацию;
  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;
  • нужно знать, по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;
  • знать причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;
  • уметь объяснить смену дня и ночи, времен года, вращение Земли и Луны, как происходят лунные и солнечные затмения;
  • уметь фотографировать Луну и Солнце, околополярную область неба.

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися проекта и последующая его защита.

На изучение данного курса отводится 6 часов. Элективный курс предусматривает обучение в объёме 2 часа в течение 1 учебной четверти.

Содержание элективного курса

5 класс

I. Астрономическая мифология (2ч)

Античная мифология: взгляд на небо. Мифы о богах и героях: чтение, пересказ. Поиск астрономических сюжетов в мифах Древней Греции. Древнегреческие мифы о богах и героях и карта звездного неба. Изучение карты звездного неба. Представления русского народа о жизни звездного неба. Русские сказки и русский космизм. Экскурсия в планетарий. Эпические сказания Древнего Востока о жизни неба.

Защита проекта: Подготовка сценария к конкурсу знатоков звездного неба.

6 класс

II. Основы астрономии (2ч)

Солнечная система. Солнце. Земля. Луна. Звезды и их скопления. Практикум «Небесное ориентирование». Метеоры, кометы, искусственные спутники. Великие ученые-астрономы и их открытия.

Практикум: «Наблюдение искусственных спутников».

Защита проекта: Статья в школьную газету «Мое открытие звездного неба».

7 класс

III. Жизнь космоса (2ч)

Солнце – звезда Земли. Как смотреть на Солнце? Звезды – ядерные реакторы. Земля и ее спутник Луна. Ближайшие соседи Земли и их жизнь. Газовые гиганты Юпитер и Сатурн. Далекие планеты Уран, Нептун и Плутон.

Практикум: «Как смотреть на Солнце?»

Защита проекта: Эссе: «Путешествие во Вселенной».

Список литературы:

1. Е.П. Левитан. Астрономия. М.:Просвещение, 2012.

2. Б.Г. Пшеничнер, С.С. Войнов. Внеурочная работа по астрономии. М.:Просвещение,2009.

3. Ф.Ю. Зигель. Звездная азбука М.: Просвещение, 2008.

4. Школьный астрономический календарь на 2017-2018 уч.год. М.:«ДРОФА»,2015.

5. Ресурсы Интернет

 http://www.astronomy.ru – астрономический портал;

 http://www.nasa.gov – сайт национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (США);

 http://www.shvedun.ru/nebosvod.htm - астрономический ежемесячный журнал «Небосвод».

Тематическое планирование элективного курса

Модуль 4 «Мир неба и мир земли»

 5 класс

Астрономическая мифология

Дата

Кол-во часов

Тема

Содержание

Проект

1 (1)

Античная мифология: взгляд на небо.

Мифы о богах и героях: чтение, пересказ.

Представления древних греков о звездном небе. Античные боги и герои и названия планет.  

 

Подготовка сценария к конкурсу знатоков звездного неба.

1 (2)

Поиск астрономических сюжетов в мифах Древней Греции.

2 (1)

Древнегреческие мифы о богах и героях и карта звездного неба.

Созвездия Геркулес, Центавр, Телец, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Цефей, Овен, Корабль Арго, Близнецы (Диоскуры: Кастор и Поллукс), Рак, Дева, Весы, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Скорпион.

2 (2)

Изучение карты звездного неба.

3 (1)

Представления русского народа о жизни звездного неба. Русские сказки и русский космизм.

Сказки «Колобок», «Репка» как отражение движения Луны на небосводе. Царь-Солнце в русских сказках. «Семь Симеонов» (созвездие Плеяды). Звездная книга. Голубиная книга. Времена суток как всадники. Русские и древнегреческие названия созвездий: сходство и различие.

3 (2)

Экскурсия в планетарий.

4 (1)

Эпические сказания Древнего Востока о жизни неба.

Книга перемен. Книга о Дао и Де.

Представление проекта.

4 (2)

Защита проекта.

6 класс

Основы астрономии

1 (1)

Солнечная система. Солнце. Земля. Луна.

Представление о Солнечной системе. Солнце как звезда: особенности жизни. Земля как планета: особенности. Луна – спутник Земли. Версии происхождения Луны. Фазы Луны. Созерцание звездного неба.

Статья в школьную газету «Мое открытие звездного неба».

1 (2)

Как отличить планеты от звезд?

2 (1)

Звезды и их скопления.

Названия звезд и созвездий. Изображение их на карте звездного неба. Ориентирование по звездному небу.

2 (2)

Практикум «Небесное ориентирование».

3 (1)

Метеоры, кометы, искусственные спутники.

История возникновения метеоров, комет. Виды метеоров и комет. Строение комет. Комета Галлея. История искусственных спутников. Их роль в жизни современного человечества.

3 (2)

Практикум: «Наблюдение искусственных спутников».

4 (1)

Великие ученые-астрономы и их открытия.

Джордано Бруно. Николай Коперник. Галилео Галилей. Эдмунд Галлей. Иоганн Кеплер. Эдуард Циолковский. Сергей Королев.

4 (2)

Защита проекта.

Представление проекта.

7 класс

Жизнь космоса

1 (1)

Солнце – звезда Земли.  

Солнечный пейзаж. Размер и форма Солнца: что заставляет горячие газы держаться вместе? Солнечный ветер. Солнечная активность и солнечные циклы.  Солнечное затмение.

Эссе: «Путешествие во Вселенной».

1 (2)

Практикум: «Как смотреть на Солнце?»

2 (1)

Звезды – ядерные реакторы.

Жизненные циклы горячих и массивных звезд. Красные гиганты. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды. Пульсирующие звезды. Наши звездные соседи. Какая форма у Млечного пути? Когда и как сформировался Млечный путь? Звездные скопления. Шаровые скопления. Туманности. Галактики – острова во Вселенной.  Насколько быстро движутся галактики? Теория Большого взрыва. Черные дыры.

2 (2)

Земля и ее спутник Луна.

Сферы влияния на Земле. Магнитосфера. Расширение дна океана. Время и движение Земли. Возраст Земли. Смена времен года. Системы измерения времени.

Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Затмения Луны. Лунная «геология»

3 (1)

Ближайшие соседи Земли и их жизнь.

Меркурий – металлическая планета. Венера – не слишком приятное место для жизни и визита. Марс – планета загадок. Пояс астероидов.

3 (2)

Газовые гиганты Юпитер и Сатурн.

Атмосфера Юпитера и Сатурна. Спутники Юпитера и кольца Сатурна.

4 (1)

Далекие планеты Уран, Нептун и Плутон.

Природа урана и Нептуна. Уран, его кольца и спутники. Нептун и его спутники. Плутон – планета или нет?

4 (2)

Защита проекта.

Конкурс-чтение эссе «Путешествие во вселенной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС "Земля и люди"

Рабочая програма по географии 7 класс "Земля и люди" ФГОС...

Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"

Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида....