Рабочая программа элективного курса "Мир неба и мир земли"
рабочая программа по астрономии (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у обучающихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_mir_nebi_i_mir_zemli.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени
имени Великой Победы
Рассмотрено на заседании кафедры: Протокол от «30» августа 2017 № 1 | Согласовано: Заместитель директора по УВР Комар Е.В. «30» августа 2017 г. | Утверждаю: Директор МАОУ СОШ №70 Русакова Л.Н. Приказ от «30» августа 2017 № ______ |
Рабочая программа элективного курса
«Мир неба и мир земли»
Класс 5 - 7 класс
ФИО педагога, разработавшего программу Иванова Мария Петровна
Педагогический стаж 19
Квалификационная категория высшая
Год составления программы 2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Мир неба и мир земли» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа элективного курса составлена на основе:
- Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 27.06.2016 №1.
- Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
- Федерального перечня рекомендованных учебников на 2017-2018 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г., Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529, Приказ от 26 января 2016 г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по астрономии Е.П.Левитана, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений. М.: ДРОФА,2012.
Программа элективного курса для 5 - 7-х классов по астрономии предусматривает интеграцию учебных предметов, что способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении.
Цели и задачи курса:
- удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся 12-14 лет, опираясь на уже имеющиеся у них знания по географии, естествознанию, математике;
- перевести знания теории в практику, в результате чего природные явления будут объяснимыми и понятными;
- сформулировать, с учетом возрастных особенностей учащихся, основные научные понятия в астрономии и астрофизике;
- возбудить интерес к науке, профессии астрофизика, наблюдателя, исследователя-астронома;
- использовать исторические сведения, эволюцию идей, а также роль великих ученых в раскрытии тайн природы, их борьба с суеверием и невежеством;
- научить учащихся выступать на школьных и городских мероприятиях по физике и астрономии с презентацией своих рефератов, докладов и наблюдений, используя компьютерные технологии, в частности программу Power Point, допускать и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word;
- научить учащихся самостоятельно вести поиск в сети Интернет, сканировать необходимые рисунки и слайды;
- развить мотивацию учебной деятельности учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- знать о астрономической мифологии, о представлении русского народа о жизни звездного неба;
- знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
- знать о представлении Солнечной системы;
- знать яркие звезды, их яркость и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
- знать о истории возникновения метеоров и комет;
- уметь использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;
- уметь составить интересное сообщение по астрономии и сделать его презентацию;
- астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;
- нужно знать, по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;
- знать причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;
- уметь объяснить смену дня и ночи, времен года, вращение Земли и Луны, как происходят лунные и солнечные затмения;
- уметь фотографировать Луну и Солнце, околополярную область неба.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися проекта и последующая его защита.
На изучение данного курса отводится 6 часов. Элективный курс предусматривает обучение в объёме 2 часа в течение 1 учебной четверти.
Содержание элективного курса
5 класс
I. Астрономическая мифология (2ч)
Античная мифология: взгляд на небо. Мифы о богах и героях: чтение, пересказ. Поиск астрономических сюжетов в мифах Древней Греции. Древнегреческие мифы о богах и героях и карта звездного неба. Изучение карты звездного неба. Представления русского народа о жизни звездного неба. Русские сказки и русский космизм. Экскурсия в планетарий. Эпические сказания Древнего Востока о жизни неба.
Защита проекта: Подготовка сценария к конкурсу знатоков звездного неба.
6 класс
II. Основы астрономии (2ч)
Солнечная система. Солнце. Земля. Луна. Звезды и их скопления. Практикум «Небесное ориентирование». Метеоры, кометы, искусственные спутники. Великие ученые-астрономы и их открытия.
Практикум: «Наблюдение искусственных спутников».
Защита проекта: Статья в школьную газету «Мое открытие звездного неба».
7 класс
III. Жизнь космоса (2ч)
Солнце – звезда Земли. Как смотреть на Солнце? Звезды – ядерные реакторы. Земля и ее спутник Луна. Ближайшие соседи Земли и их жизнь. Газовые гиганты Юпитер и Сатурн. Далекие планеты Уран, Нептун и Плутон.
Практикум: «Как смотреть на Солнце?»
Защита проекта: Эссе: «Путешествие во Вселенной».
Список литературы:
1. Е.П. Левитан. Астрономия. М.:Просвещение, 2012.
2. Б.Г. Пшеничнер, С.С. Войнов. Внеурочная работа по астрономии. М.:Просвещение,2009.
3. Ф.Ю. Зигель. Звездная азбука М.: Просвещение, 2008.
4. Школьный астрономический календарь на 2017-2018 уч.год. М.:«ДРОФА»,2015.
5. Ресурсы Интернет
http://www.astronomy.ru – астрономический портал;
http://www.nasa.gov – сайт национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (США);
http://www.shvedun.ru/nebosvod.htm - астрономический ежемесячный журнал «Небосвод».
Тематическое планирование элективного курса
Модуль 4 «Мир неба и мир земли» | |||||
5 класс | |||||
Астрономическая мифология | |||||
Дата | Кол-во часов | Тема | Содержание | Проект | |
1 (1) | Античная мифология: взгляд на небо. Мифы о богах и героях: чтение, пересказ. | Представления древних греков о звездном небе. Античные боги и герои и названия планет.
| Подготовка сценария к конкурсу знатоков звездного неба. | ||
1 (2) | Поиск астрономических сюжетов в мифах Древней Греции. | ||||
2 (1) | Древнегреческие мифы о богах и героях и карта звездного неба. | Созвездия Геркулес, Центавр, Телец, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Цефей, Овен, Корабль Арго, Близнецы (Диоскуры: Кастор и Поллукс), Рак, Дева, Весы, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Скорпион. | |||
2 (2) | Изучение карты звездного неба. | ||||
3 (1) | Представления русского народа о жизни звездного неба. Русские сказки и русский космизм. | Сказки «Колобок», «Репка» как отражение движения Луны на небосводе. Царь-Солнце в русских сказках. «Семь Симеонов» (созвездие Плеяды). Звездная книга. Голубиная книга. Времена суток как всадники. Русские и древнегреческие названия созвездий: сходство и различие. | |||
3 (2) | Экскурсия в планетарий. | ||||
4 (1) | Эпические сказания Древнего Востока о жизни неба. | Книга перемен. Книга о Дао и Де. Представление проекта. | |||
4 (2) | Защита проекта. | ||||
6 класс | |||||
Основы астрономии | |||||
1 (1) | Солнечная система. Солнце. Земля. Луна. | Представление о Солнечной системе. Солнце как звезда: особенности жизни. Земля как планета: особенности. Луна – спутник Земли. Версии происхождения Луны. Фазы Луны. Созерцание звездного неба. | Статья в школьную газету «Мое открытие звездного неба». | ||
1 (2) | Как отличить планеты от звезд? | ||||
2 (1) | Звезды и их скопления. | Названия звезд и созвездий. Изображение их на карте звездного неба. Ориентирование по звездному небу. | |||
2 (2) | Практикум «Небесное ориентирование». | ||||
3 (1) | Метеоры, кометы, искусственные спутники. | История возникновения метеоров, комет. Виды метеоров и комет. Строение комет. Комета Галлея. История искусственных спутников. Их роль в жизни современного человечества. | |||
3 (2) | Практикум: «Наблюдение искусственных спутников». | ||||
4 (1) | Великие ученые-астрономы и их открытия. | Джордано Бруно. Николай Коперник. Галилео Галилей. Эдмунд Галлей. Иоганн Кеплер. Эдуард Циолковский. Сергей Королев. | |||
4 (2) | Защита проекта. | Представление проекта. | |||
7 класс | |||||
Жизнь космоса | |||||
1 (1) | Солнце – звезда Земли. | Солнечный пейзаж. Размер и форма Солнца: что заставляет горячие газы держаться вместе? Солнечный ветер. Солнечная активность и солнечные циклы. Солнечное затмение. | Эссе: «Путешествие во Вселенной». | ||
1 (2) | Практикум: «Как смотреть на Солнце?» | ||||
2 (1) | Звезды – ядерные реакторы. | Жизненные циклы горячих и массивных звезд. Красные гиганты. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды. Пульсирующие звезды. Наши звездные соседи. Какая форма у Млечного пути? Когда и как сформировался Млечный путь? Звездные скопления. Шаровые скопления. Туманности. Галактики – острова во Вселенной. Насколько быстро движутся галактики? Теория Большого взрыва. Черные дыры. | |||
2 (2) | Земля и ее спутник Луна. | Сферы влияния на Земле. Магнитосфера. Расширение дна океана. Время и движение Земли. Возраст Земли. Смена времен года. Системы измерения времени. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Затмения Луны. Лунная «геология» | |||
3 (1) | Ближайшие соседи Земли и их жизнь. | Меркурий – металлическая планета. Венера – не слишком приятное место для жизни и визита. Марс – планета загадок. Пояс астероидов. | |||
3 (2) | Газовые гиганты Юпитер и Сатурн. | Атмосфера Юпитера и Сатурна. Спутники Юпитера и кольца Сатурна. | |||
4 (1) | Далекие планеты Уран, Нептун и Плутон. | Природа урана и Нептуна. Уран, его кольца и спутники. Нептун и его спутники. Плутон – планета или нет? | |||
4 (2) | Защита проекта. | Конкурс-чтение эссе «Путешествие во вселенной». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"
Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС "Земля и люди"
Рабочая програма по географии 7 класс "Земля и люди" ФГОС...
Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"
Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида....