Рабочая программа элективного курса «Люди, события, факты»
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района Республики Мордовия
«РАССМОТРЕНО» | «УТВЕРЖДАЮ» | |
ШМО учителей истории и географии |
| Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
_________ Дербеденева Т. А. | _______________Е.В. Гулькина | |
Протокол №1 от 28.08.2016 г | Приказ №___ от 31.08.2016г |
Рабочая программа элективного курса
«Люди, события, факты»
10 класс, базовый уровень
Составитель Дербеденева Т. А.
учитель истории и обществознания
2016 г.
Пояснительная записка
Изучение истории в старших классах предполагает не только знакомство с датами, событиями и фактами, но и приобретение необходимых навыков их систематизации и анализа. В рамках профильной подготовки школьников по историческим и обществоведческим дисциплинам освоение и расширение использования методологических приёмов является одной из необходимых задач. Данный курс способствует развитию у учеников совершенствованию способностей критического осмысления исторических событий.
Прохождение предлагаемого элективного курса «Люди, события, факты» рассчитано на 16 часов и основывается на материале истории России с древнейших времён до настоящего времени.
Задачи курса «Люди, события, факты»:
Основной задачей данного курса является развитие и совершенствование учениками методологических навыков:
- умение сопоставлять факты и группировать их по определённым признакам;
- умение оперировать методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации;
- на основании анализа выявление частного и общего в исторических событиях;
- развитие критического мышления;
- развитие логики восприятия исторического процесса.
Методы достижения целей и задач курса:
Методами достижения является системная работа с фактологическим и тестовым материалом, определение и освоение минимума дат для запоминания и работа с мультимедийными пособиями проблемно- аналитического характера. Содержание рабочего материала предусматривает решение следующих задач:
- установление соответствий между терминами и определениями;
- определение хронологического порядка событий и деятельности исторических личностей;
- установление соответствий между историческими событиями, жизнью и деятельностью исторических личностей;
- критическая оценка событий и деятельности исторических личностей;
- выявление общих черт в различных исторических фактах;
- анализ исторических событий:
- анализ событий на основании исторических документов и источников,
- сравнительный анализ событий, фактов, действий исторических личностей,
- анализ развития и совершенствования культуры в различные периоды.
Для закрепления и наиболее полного усвоения материала проводятся практические работы с последующим разбором и обсуждением.
Учебно-тематический план (16 часов)
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Цели и задачи курса «Люди, события, факты» | 1 |
2 | Событие, как составная часть исторического процесса | 1 |
3 | Хронология: даты и события, их сопоставление, взаимосвязь и анализ | 1 |
4 | Установление последовательности и непрерывности исторических событий | 1 |
5 | Человек – творец истории. Исторические личности и их современники | 1 |
6 | Практическая работа | 1 |
7 | Роль различных аспектов истории: экономика и социальные отношения | 1 |
8 | Роль различных аспектов истории: внутренняя и внешняя политика | 1 |
9 | Роль различных аспектов истории: материальная и духовная культура | 1 |
10 | Практическая работа | 1 |
11 | Группировка (систематизация) фактов по определённому признаку | 1 |
12 | Историческая терминология – формулировка определений | 1 |
13 | Практическая работа | 1 |
14 | Работа с источниками, их анализ и критическая оценка | 1 |
15 | Практическая работа | 1 |
16 | Итоговая практическая работа | 1 |
Итого | 16 час. |
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Взаимосвязь событий и деятельности исторических лиц. Роль фактологического материала в изучении и анализе исторических событий. Хронология – необходимая составляющая систематизации событий и фактов.
2. Событие, как составная часть исторического процесса (1 час)
Классификация событий по их признакам. Выявление наиболее значимых признаков различных событий. Определение места событий в историческом процессе, их роли, значения и влияния на ход истории.
3. Хронология: даты и события, их сопоставление, взаимосвязь и анализ (1 час)
Даты, века, временные отрезки, эпохи. Даты и события, их систематизация. Соотношение дат и веков. Значение хронологического анализа и систематизации исторических событий.
4. Установление последовательности и непрерывности исторических событий (1час)
Последовательность событий. Логическая связь событий одной эпохи и их взаимовлияние. Непрерывность исторического процесса. Последствие одного события – как начало другого.
5. Человек – творец истории. Исторические личности и их современники (1 час)
Роль человеческого фактора в историческом процессе. Взаимодействие, взаимосвязь и взаимовлияние деятельности различных исторических личностей. Современники и их сфера деятельности.
6. Практическая работа (1час)
Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 2,3,4, и 5-й тем.
- Роль различных аспектов истории: экономика и социальные отношения (1 час)
Роль экономической составляющей в общеисторическом процессе. Влияние экономических преобразований на социальные стороны развития истории. Эпоха – экономика – социальная структура: анализ и выявление закономерностей.
- Роль различных аспектов истории: внутренняя и внешняя политика (1 час)
Политические аспекты исторического развития. Взаимосвязь внутриполитических и внешнеполитических процессов. Политическая сфера деятельности общества и влияние человеческого фактора.
- Роль различных аспектов истории: материальная и духовная культура (1 час)
Культура – творческий процесс развития истории. Человек, эпоха и её культурная составляющая. Неразрывность культурного процесса. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Характерные черты культурного развития общества на определённом историческом этапе.
10. Практическая работа (1час)
Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 7,8 и 9-й тем.
- Группировка (систематизация) фактов по определённому признаку (1 час)
Исторический факт, как один из основных элементов изучения истории. Принципы систематизации. Группировка фактов по различным признакам. Частное и главное, взаимосвязь и взаимовлияние. Общие признаки и отличительные черты.
- Историческая терминология – формулировка определений (1 час)
Важность исторической терминологии в освоении исторических знаний. Термин и определение. Терминология и её соответствие определённой эпохи. Умение самостоятельно формулировать определения.
13. Практическая работа (1час)
Тестово-аналитический материал. Контрольный мониторинг усвоения 11 и 12-й тем.
14. Работа с источниками, их анализ и критическая оценка (1 час)
Исторические источники как основа изучения истории. Анализ исторических источников. Классификация исторических источников. Системный подход к изучению источников. Критическая оценка и объективность при анализе исторических источников.
15. Практическая работа (1час)
Мониторинг умений учащихся по работе с историческими источниками.
16. Практическая работа (1час)
Итоговый тестово-аналитический и текстовый мониторинг учащихся по усвоению материала элективного курса «Люди, события, факты».
Используемая литература и материалы:
- Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. / Подготовка текста, вст. ст. и примеч. Н.П.Соколова. – М.: Звено, 1994. – 432 с.
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И.Буганов; Под ред. А.Н. Сахарова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002, - 272 с.
- Торопцев А.П. Рюриковичи. Становление династии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Торопцев А.П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Торопцев А.П. Романовы. Начало великой империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Торопцев А.П. Расцвет и падение Дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Торопцев А.П. Символы и святыни Российской державы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Торопцев А.П. Награды Российской империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 208 с.
- Якеменко Б.Г. История Отечества: Часть I: 1800-1939 годы: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ЦГО, 2004. – 448 с.
- Якеменко Б.Г. История Отечества: Часть II: 1940 -2003 годы: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ЦГО, 2004. – 350 с.
- Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И. История. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004/ Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Изд-во Эксмо, 2011. – 120 с.
- Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2007. История. Типовые тестовые задания / ЕА. Гевуркова, Я.В. Соловьёв. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 207 с.
- История России. Контрольные измерительные материал единого государственного экзамена в 2013 г. Министерство образования РФ. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2013.
- История России. Контрольные измерительные материал единого государственного экзамена в 2014 г. Министерство образования РФ. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2014
- Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2015. История России. М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Люди, изменившие мир"
Разработка элективного курса "Люди, изменившие мир", имеющая рецензию Института непрерывного педагогического образования (2004) г. Набережные Челны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...