Программа внеурочной деятельности «Мир географии»
рабочая программа по географии (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир географии» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, в соответствии с авторской программой под редакцией И.В.Душиной, программой, разработанной РАО по учебнику В.А.Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенёва «География материков и океанов», издательство «Дрофа», Москва и программой, разработанной РАО по учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа», издательство «Дрофа», Москва
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень практических и контрольных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № ___ от «____» ___________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________С.В.Вязовова Приказ №________ от «___» ___________ 2018 г. | |
Программа
внеурочной деятельности
(интеллектуально-познавательное направление)
«Мир географии»
(для 7 класса)
на 2018 – 2019 учебный год
Срок реализации- 1 год
Учитель географии: Патрина Т.Б.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир географии» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, в соответствии с авторской программой под редакцией И.В.Душиной, программой, разработанной РАО по учебнику В.А.Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенёва «География материков и океанов», издательство «Дрофа», Москва и программой, разработанной РАО по учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа», издательство «Дрофа», Москва
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень практических и контрольных работ.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
- Базисный учебный план.
- Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
- Стандарт основного общего образования по географии.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция географического образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса географии в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпритации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи
- Формирование знаний об основных понятиях и законах географии.
- Воспитание общечеловеческой культуры.
- Обучение наблюдению, применению полученных знаний на практике.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
- Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (карты, справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
- Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о географии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы рока
- Урок усвоения новых знаний или нового материала.
- Повторительно-обобщающий урок.
- Урок развития речи.
- Урок закрепления изученного материала.
- Урок контроля.
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная.
- Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
- Игры;
- Мини – лекции;
- Диалоги и беседы;
- Практические работы.
Виды деятельности учащихся
- Устные сообщения;
- Обсуждения;
- Работа с источниками;
- Доклады;
- Защита презентаций;
- Рефлексия.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа внеурочной деятельности «Мир географии» полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Путешественников и исследователей, именами которых - названы города, заливы, проливы, мысы, острова, реки – великое множество. Иные из этих путешественников, а, следовательно, и географические названия, появившиеся в их честь, хорошо известны, как скажем, Е.Хабаров, (город Хабаровск) или Ванкувер (город Ванкувер), иные менее известны широкой публике. Но от этого отнюдь не умаляются заслуги любого из путешественников прошлого и настоящего перед мировой и отечественной прошлого и настоящего перед мировой и отечественной наукой.
В курсе «Географии материков и океанов» в 7 классе в довольно сжатом виде рассматриваются вопросы географических открытий и исследований, при этом в списке изучаемых имен почти нет русских путешественников. В курсе «География России» в 8 классе имен практически нет. А ведь за каждым географическим названием – чье-то имя.
Люди, открывавшие миру мир, люди, для которых не было ничего священнее радости открытия во имя знания – их имена овеяны славой. И среди них значительное место занимают русские путешественники. Ведь до того, как русский казак Семен Дежнев отправился на узком ковчеге в бурное плавание, человечество не знало, что Америка и Азия разделены проливом; ведь это русские мореплаватели открыли шестой континент Земли - Антарктиду; это они исследовали Сибирь, Дальний Восток, Центральную Азию. А сколько сделано ими для освоения Арктики!
Многие тайны вырвали у неведомого русские и советские исследователи.
В этом элективном учебном предмете учащиеся 7 класса будут знакомиться с известными и малоизвестными страничками истории путешествий и открытий россиян, с именами на карте, в том числе и женскими.
Цель программы: освоение системы географических знаний об открытиях и исследованиях, первооткрывателях и исследователях, воспитание чувства патриотизма, стремление к познанию мира, планеты Земля, восхищение примером подвига во имя науки и человечества
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация элективного учебного предмета по географии на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей. При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6 классе при изучении «Начального курса географии». Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, математики, экологии, биологии.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения внеурочной деятельности «Мир географии» в 7 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для элективного учебного предмета «Введение в географию» являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
- вводный;
- промежуточный;
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Методы контроля
- письменный;
- устный.
Формы контроля
- фронтальный опрос (ФО)
- устный опрос (УО)
- практические работы (П/Р)
Результаты обучения
Результаты изучения элективного учебного предмета «Введение в географию» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего своей местности.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)
Введение (1ч)
Почему А.Пушкин сказал: «Мы ленивы и нелюбопытны». Что изучают в курсе «Имя на карте». Тайны неведомого. Славные первооткрыватели. Значение путешествий в познании планеты Земля.
Женские имена на карте (1ч)
Покорительница Казбека. Мария Павловна Преображенская отважная исследовательница гор, замечательная альпинистка, турист, краевед. Впервые русская женщина М.П.Преображенская поднимается на Казбек.
Исследователи Сибири, Камчатки, Приамурья и Русской Америки (9ч)
Семен Иванович Дежнев - один из замечательнейших русских землепроходцев. По Анианскому проливу. С.Дежнев и Ф.Попов разрешают вековую загадку. «Сказки» Владимира Атласова. Человек, присоединивший Камчатку. Земля Камчатская. Четыре года странствий С.П.Крашенинникова по Сибири. Василий Данилович Поярков на Дальнем Востоке. Отважный русский землепроходец, разведыватель приамурских земель Ерофей Павлович Хабаров. В дебрях Уссурийского края. В.К.Арсеньев. Василий Прончищев в отряде Великой Северной экспедиции. Бескорыстный и беззаветный подвиг Прончищева.
Дмитрий и Харитон Лаптевы на пути к Анадырю. Ф.П.Врангель в мире грохочущих океанов буйных ветров. И.Д.Черский в Сибири и на Байкале. Имя Черского на карте Сибири. Патриарх советской геологии – академик В.А.Обручев. Два открытия С.В.Обручева. Основатель русской Америки - .Г.И.Шелехов. Подвиг Невельского. Открытия на Дальнем Востоке.
Исследователи Арктики (7ч)
Великая Северная экспедиция. Опись берегов Северного Ледовитого океана - была выполнена. Витус Беринг и А.И.Чириков организаторы экспедиции. Описание берегов Новой Земли. Первая карта Новосибирского архипелага. Экспедиция Врангеля. Научная экспедиция во время Первого Международного полярного года. Первая русская экспедиция к Северному полюсу. Экспедиция О.Ю.Шмидта. Комиссар Арктических земель.
Экспедиция Г.Я.Седова. Г.Седов – начальник первой русской экспедиции на Северный полюс. Тайны безымянного острова. Плаванье научного судна «Сталинец». Трагическая гибель экспедиции В.А.Русанова на судне «Геркулес». Жизнь, отданная призванию. Север, Арктика в жизни В.Ю.Визе. Отважная четверка папанинцев.
Исследователи Антарктиды (2ч)
Они были первыми. Русская морская кругосветная экспедиция, возглавляемая Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.
Исследователи Центральной Азии, Китая и Тибета (3ч)
Удивительная судьба Филиппа Ефремова. Великий исследователь Н.М.Пржевальский на Тибете и в Центральной Азии. Шесть экспедиций по Азии Георгия Николаевича Потанина.
Открытие мертвого города Хара-Хото. П.К.Козлов.
Исследователи Средней Азии (2ч)
В глубь Тянь-Шаня. П.П.Семенов-Тян-Шанский, его открытия в Средней Азии. К снежным вершинам Алтая. А.П.Федченко и О.А.Федченко – разгадывают тайны Памира.
Исследователи Европейской части России (2ч)
«Древние записки» Ивана Лепехина. По озерному краю с Н.Я.Озерецковским.
В.В.Докучаев – путешественник – исследователь. Первая научная экспедиция.
Любовь к камню А.Е.Ферсмана. Путешествие в пустыне Кара-Кум и на холодный Кольский полуостров.
Русские исследователи муссонной Азии, Америки, Африки и Океании (3ч)
Путешествие Афанасия Никитина за три моря. Е.П.Кавалевский между Белым и Голубым Нилом. Подвиг Миклухо-Маклая.
Русские кругосветные морские плавания (3ч)
Паруса отважных. Вельможная столица восторгается заморскими товарами. Путешествие Ю.Ф.Лисянских и И.Ф.Крузенштерна. Штормовая судьбина Василия Головина. Трехмачтовый шлюп «Диана» начал дальнее плавание. Трижды вокруг света. О.Е.Коцебу во главе судна «Рюрик». Залив Кацебу. Ф.П.Литке – начальник кругосветной экспедиции на «Сенявине». Дела и дни адмирала С.О.Макарова. Макаров командир корвета «Витязь».
Ю.М.Шокальский – океанограф и картограф.
Работы с физическими картами и контурными картами.
В результате изучения тем обучающиеся должны
знать / понимать
1.этапы героической истории русских путешественников и исследователей;
2.имена известных и мало известных исследователей и их роль в географических открытиях;
3.государственные институты и исторические личности, способствовавшие организации экспедиций;
4.наиболее значимые объекты географической номенклатуры, на фоне которых развертывались события экспедиций;
5.характерные этнокультурные особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями
уметь
1.показывать на картах маршруты экспедиций;
2.ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями;
3.пользуясь литературой по данной дисциплине, вычленять главное;
4.подбирать иллюстративный и аудиовизуальный материал по данной тематике.
Форма контроля: работа с контурными картами.
Резервное время (1ч)
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Тема 1. Введение | 1 |
2 | Тема 2. Женские имена на карте | 1 |
3 | Тема 3 .Исследователи Сибири, Камчатки, Приамурья и Русской Америки | 9 |
4 | Тема 4. Исследователи Арктики | 7 |
5 | Тема 5. Исследователи Антарктиды | 2 |
6 | Тема 6. Исследователи Центральной Азии, Китая и Тибета | 3 |
7 | Тема 7. Исследователи Средней Азии | 2 |
8 | Тема 8. Исследователи Европейской части России | 2 |
9 | Тема 9. Русские исследователи муссонной Азии, Америки, Африки и Океании | 3 |
10 | Тема 10. Русские кругосветные морские плавания | 3 |
11 | Резервное время | 1 |
ИТОГО | 34 |
4.ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
1.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. «Начальный курс географии»-М. Дрофа, 2009г.
2.Географический атлас. 6 класс
3. «География материков и океанов» под редакцией В.Рыжакова. Авторы – В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв -М.Дрофа,2009г.
4. Географический атлас. 7 класс
5. «Природа России. 8 класс» И.И. Баринова.-М.Дрофа,2009г.
6. Географический атлас. 8 класс
7..Под небом всех широт. Сборник очерков о русских путешественниках. Составитель: Д.С.Ясиновский
Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РФ
8.Имя на карте. С.В.Узин , изд-во «Мысль», М.1983
9.Журналы «География в школе» № 2 1988г., №1 2001г., №1 2000г.
10.Ресурсы Интернет
11. Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Дополнительная литература:
1. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.
2. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» – М.: Детская литература, 1928.
3. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.
Методическая литература:
1.Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-9
классы. – М.: Дрофа, 2003.
2. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.
3. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.
Литература для обучающихся
1.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. «Начальный курс географии»-М. Дрофа, 2009г.
2.Географический атлас. 6 класс
3. «География материков и океанов» под редакцией В.Рыжакова. Авторы – В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв -М.Дрофа,2009г.
4. Географический атлас. 7 класс
5. «Природа России. 8 класс» И.И. Баринова.-М.Дрофа,2009г.
6. Географический атлас. 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...
Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС
Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...