Использование метода моделирования на уроках географии
проект по географии на тему
Метод моделирования и использование моделей на уроках географии
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов.
В основе Федерального образовательного стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке «научить - учиться». Моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для современной педагогики.
Цель использования моделирования на уроках: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.
Задачи:
- формирование географического мышления;
- развитие деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- развитие пространственного мышления
- через моделирование освоение географических понятий и закономерностей; развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.
Метод моделирования формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.
Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.
Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.
Таким образом, использование метода моделирования:
- способствует изучению темы более быстрыми темпами;
- облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
- обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать перегрузку учащихся;
- позволяет проследить развитие активности личности учащегося.
Типичные недостатки использования моделирования в учебном процессе:
- учитель не осознает значения, эффективности учебного моделирования и использует этот прием редко, фрагментарно. Несмотря на то, что модели можно встретить в содержании любой географической темы;
- чаще всего модели используются в качестве иллюстрации обобщенного теоретического знания, а сами школьники в процессе моделирования не участвуют.
Необходимо, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования. На уроках географии мы постоянно используем физические модели разных типов – модели (макеты) оврага, холма, речной долины и т.п. Это трехмерное отображение реальных объектов в уменьшенном виде. Другой тип моделей – рельефные карты. Есть модели-разрезы, показывающие строение вулкана, почвенного разреза и т.п. Особый тип моделей – динамические, воспроизводящие процессы и явления.
Географические объекты и явления представляет собой обширнейший плацдарм для применения самых разнообразных моделей. Используя в своей практике предлагаемые задания, я дополнительно предлагаю учащимся еще и другие практические работы. Моделирование может проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Эти работы безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы. Заинтересовавшись этим вопросом, я начала искать описания моделей в разной литературе. Изучив книги по физике, о природе и различные материалы с занимательным содержанием я определила для себя модели, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю описания этих некоторых из них в приложении.
Данные практические задания отвечают возрастным требованиям детей 10-12 лет, ведь для этого возраста характерно целостное восприятие окружающего мира.
Во многих случаях в ходе составления модели, воспроизводятся явления, которые дети могут наблюдать в природе. Моделирование и его результаты должны, по моему мнению, привести к формированию у учащихся образов того или иного явления.
В большинстве случаев воспроизводится само явление - разумеется, в измененном масштабе. Сущность явления при этом хорошо выявляется и затем поясняется. Также при пояснении большое внимание уделяется единству окружающего мира и выявляются межпредметные связи естественных наук. Опыты привлекают своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Приведу примеры некоторых моделирований, проводимых на уроках.
На своих уроках я использую модели, сделанные учащимися. Самым доступным материалом является папье-маше и гипс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ispolzovaniya_modeley_na_urokah_geografii.docx | 174.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод моделирования и использование моделей на уроках географии
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов.
В основе Федерального образовательного стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке «научить - учиться». Моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для современной педагогики.
Цель использования моделирования на уроках: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.
Задачи:
- формирование географического мышления;
- развитие деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- развитие пространственного мышления
- через моделирование освоение географических понятий и закономерностей; развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.
Метод моделирования формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.
Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.
Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.
Таким образом, использование метода моделирования:
- способствует изучению темы более быстрыми темпами;
- облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
- обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать перегрузку учащихся;
- позволяет проследить развитие активности личности учащегося.
Типичные недостатки использования моделирования в учебном процессе:
- учитель не осознает значения, эффективности учебного моделирования и использует этот прием редко, фрагментарно. Несмотря на то, что модели можно встретить в содержании любой географической темы;
- чаще всего модели используются в качестве иллюстрации обобщенного теоретического знания, а сами школьники в процессе моделирования не участвуют.
Необходимо, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования. На уроках географии мы постоянно используем физические модели разных типов – модели (макеты) оврага, холма, речной долины и т.п. Это трехмерное отображение реальных объектов в уменьшенном виде. Другой тип моделей – рельефные карты. Есть модели-разрезы, показывающие строение вулкана, почвенного разреза и т.п. Особый тип моделей – динамические, воспроизводящие процессы и явления.
Географические объекты и явления представляет собой обширнейший плацдарм для применения самых разнообразных моделей. Используя в своей практике предлагаемые задания, я дополнительно предлагаю учащимся еще и другие практические работы. Моделирование может проводиться учителем на уроке или самостоятельно учащимися дома или на уроках. Эти работы безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Они позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы. Заинтересовавшись этим вопросом, я начала искать описания моделей в разной литературе. Изучив книги по физике, о природе и различные материалы с занимательным содержанием я определила для себя модели, которые не требуют больших затрат и могут быть использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю описания этих некоторых из них в приложении.
Данные практические задания отвечают возрастным требованиям детей 10-12 лет, ведь для этого возраста характерно целостное восприятие окружающего мира.
Во многих случаях в ходе составления модели, воспроизводятся явления, которые дети могут наблюдать в природе. Моделирование и его результаты должны, по моему мнению, привести к формированию у учащихся образов того или иного явления.
В большинстве случаев воспроизводится само явление - разумеется, в измененном масштабе. Сущность явления при этом хорошо выявляется и затем поясняется. Также при пояснении большое внимание уделяется единству окружающего мира и выявляются межпредметные связи естественных наук. Опыты привлекают своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Приведу примеры некоторых моделирований, проводимых на уроках.
На своих уроках я использую модели, сделанные учащимися. Самым доступным материалом является папье-маше и гипс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования метода проектов на уроках географии.
Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....
Использование метода проектов на уроках географии
Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые».
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи у детей 4-5 лет с ТНР. «Насекомые»....
Метод моделирования на уроках географии
Моделирование позволяет детям более полно освоить материал и творчески подойти к изучению какой-либо темы....
Использование метода проектов на уроках географии
Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключа...