Использование метода проектов на уроках географии
статья по географии на тему
Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._metod_proektov_na_urokah_geografii.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов на уроках географии
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
Более 10 лет в гимназии учителями используется проектный метод обучения, в том числе и мной на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
В процессе работы учащиеся лицея выполняли все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например – ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу достаточно большой по численности группе (5-7 человек) и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе “Power Point”. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
Темы такого проекта могут быть следующие:
- “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”;
- “Экологические проблемы района ____”;
- “Город, который я люблю”;
- “Путешествие маленькой капельки”.
Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций. Можно предложить следующие темы проектов:
6 класс
№ п/п | Тема проекта | Краткое описание проекта |
1 | “А все-таки она вертится…” | Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится? |
2 | Человек и природа | Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред? |
3 | “Вода, вода, кругом вода…” | Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого. |
4 | Разноцветные лица | Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7 |
В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования
7 класс
№ п/п | Тема проекта | Краткое описание проекта |
1 | По следам Робинзона Крузо | Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня. |
2 | Этот известный неизвестный Христофор Колумб | Открытия Х. Колумба. Кто он – Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба. |
3 | Глобальное потепление – миф или реальность? | Причины, точки зрения, проблемы, последствия. |
4 | Тайны ледяного континента | Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь? |
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
8 класс
№ п/п | Тема проекта | Краткое описание проекта |
1 | Морские ресурсы России | Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей. |
2 | Открытие и освоение территории России | Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской? |
3 | Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия | Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу. |
4 | Климатические ресурсы России | Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления? |
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на городскую конференцию “Шаг в будущее”. В курсе “Экологический проект” в 9 классе ребята знакомятся с методикой создания исследовательского проекта и защищают свои проекты. Для примера предлагается презентация к такому проекту “Влияние транспорта на здоровье человека и животных” (см. приложение 3).
СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.
Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания |
|
|
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
| Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения |
| Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения |
1.2. Выделение подтем и тем проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
| Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
- ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
- тематическим областям;
- масштабам деятельности;
- срокам реализации;
- количеству исполнителей;
- важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
- в определенной степени неповторимы и уникальны;
- направлены на достижение конкретных целей;
- ограничены во времени;
- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
- минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные - на 4-6 уроков;
- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Всем ребятам мы предлагаем придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.
Требования к проекту:
- Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
- Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
- Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
- Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
- Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
- Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
- При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
- Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
- В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
- Название темы проекта;
- Актуальность проекта, проблема;
- Основополагающий и проблемные вопросы;
- Цели и задачи проекта;
- Гипотеза;
- Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
- Использованная литература и информационные ресурсы;
- Сведения об авторе/авторах проекта;
- Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
- Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
- Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1
| |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | |
форма материала соответствует задумке | 1 | |
текст легко воспринимается, | 1 | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0 до 2 | |
ИТОГО | СУММА БАЛЛОВ | МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ |
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
- 65-80% - оценка “3”
- 80-90% - оценка “4”
- 90-100% - оценка “5”
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Литература:
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.
http://festival.1september.ru/articles/516410/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования метода проектов на уроках географии.
Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....
Использование метода проектов на уроках географии
Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключа...
Применение метода проектов на уроках географии
Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, ч...
Метод проектов на уроках географии
В работе приводится пример использования метода проектов на уроке географии....
Использование метода моделирования на уроках географии
Метод моделирования и использование моделей на уроках географииСовременный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отме...
Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...