Использование метода проектов на уроках географии
статья по географии (11 класс) на тему
Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_geografii.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов на уроках географии.
Жаркова Ольга Сергеевна учитель высшей категории
МОУ «Лицей №3 им.А.С.Пушкина»
Большинство педагогов, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя? Может быть, создание условий для развития личности?” Сущность проектной деятельности заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления .Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе создания проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора проектно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах урока.
В своей педагогической деятельности я активно использую метод проектов при изучении географии, с ориентацией на личность каждого ученика. Уроки провожу в системе развивающего обучения, комплексно использую современные педагогические технологии, приоритет отдается самостоятельной познавательной деятельности школьников - проектной деятельности. Ученики воспринимают уроки с интересом. Широко применяю ИКТ в проектной деятельности.
Внедряя технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности, выявление талантливых детей; активизация учебного процесса; формирование у учащихся интереса к научной работе; формирование навыков публичного выступления; профессиональной ориентации учащихся старших классов; повышения уровня научно-методической работы. «Что это за условия и как их создавать?» - спросит учитель-практик. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом – “пройти программу”; цель ученика, в лучшем случае, - “стать умнее”, в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. В такой ситуации возникает проблема невозможности для учащегося свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. А ведь с каждым годом требования к выпускникам школ, а затем молодым специалистам предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого класса, разносторонне развитых, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне. Одним из таких методов является проектный метод обучения. Метод проектов возник в 20 голы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. В нашем лицее накоплен большой опыт работы по проектной деятельности. Учащиеся представляют свои проекты на уроках и на научно- практических конференциях , где активно выступают и занимают призовые места. Этот метод может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний. В младших классах учащиеся при создании проекта учатся ставить цель, определять задачи, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом
«Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1.Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.
2.Учаться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих задач.
3.Развивают коммуникативные умения, работая в группах.
4.Развивают у себя исследовательские умения.
5.Развивают системное мышление
Основные требования к использованию метода проектной деятельности.
1.Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи.
2.Проблема должна быть, как правило, оригинальной. В основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся (групповая, индивидуальная, парная)
3Использование исследовательских методов.
4.Работа должна соответствовать установленным формальным критериям.
5. Компьютерные проекты позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде таблиц, схем, диаграмм, графических композиций, карт, фотослайдов, видеослайдов.
Проект может быть групповым и персональным. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся:
-практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
-исследовательский проект;
-информационный проект-сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории ( статья в СМИ, информация в Интернете);
-творческий проект -видеофильмы, альманахи;
-ролевой проект- ролевые игры, результат которого остается открытым до самого конца.
Для применения проектной технологии в процессе обучения географии использую учебники , атласы, рабочие тетради и другие средства обучения , содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения- проблемного изложения, исследовательского метода.
В учебнике 9 класс В.Я.Ром и В.П.Дронова» География России Население и хозяйство» есть немало заданий типа «Мы проектировщик » (создание проектов строительство железных дорог России, разработка и освоение шельфовой зоны России, демографические проблемы России и родного края.
Опыт применения компьютерных проектов в преподавании географии подчеркнул несомненные достоинства этого приема обучения.
С методом проектов ученики впервые знакомятся на уроках географии в 6 классе.
В программе 6 класса есть практические работы «Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники», «Вулканы», «Землетрясения» Выполнение этой работы формирует умения составлять электронную презентацию. Конечно, проект выполненный учеником 6 класса намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, выдвигать гипотезу, отбирать содержание, делать в ходе выполнения проектной работы выводы. Получив первый опыт работы над проектом, ученики получают задание выполнить творческий проект, например, написать сказку «Путешествие маленькой капельки» о мировом круговороте воды. Одни учащиеся сказку оформляют с использованием иллюстраций, а другие как один из способов оформляют электронную презентацию. Учащиеся охотно работают над проектом: печатают текст, подбирают иллюстрации. Получив навык работы в составлении простого проекта, они могут использовать его при выполнении более сложных проектов.
Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно выполнить проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. Существует несколько подходов к квалификации проектов. Выделяют пять проектов по доминирующей деятельности учащихся:
· Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства .Этот проект наиболее привлекателен для творческих одаренных детей. Так, учеников 8-9 классов волнуют вопросы : «Проблемы реки Волга», «Демографические проблемы Саратовской области» и другие. Данные проекты ориентированы на определенный отрезок времени. Учащиеся в классе получают творческое задание, собирают материал, анализируют, делают выводы. Собранный материал они печатают в виде исследовательской работы, по которому они могут выступить перед аудиторией.
· Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает: обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Исследовательский метод направляет учеников на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез и решения проблемы. Заключительным этапом исследовательской деятельности является конференция, где дети, защищая проект, имеют возможность реализовать свои творческие планы.
1 этап школьная конференция.
2 этап городские и областные конференции.
· Иформационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот метод широко применяю на уроках географии и краеведения. Учащиеся самостоятельно приобретают недостающее знания, пользуясь различными источниками информации- создают презентации. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а ведь внимание множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствуя его саморазвитию, самосовершенствованию, реализации творческих способностей. Презентация становится опорой урока, органично входя в его логическую структуру. За последние годы мною накоплена большая библиотека коллекция презентаций по всем курсам школьной географии.
· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы . Большая возможность для творческих проектов в старших классах. Например, «Удивительное рядом»,»По следам Ливингстона» ,»Памятники всемирного культурного наследия», »Свадьбы Саратовской губернии» и другие.
· Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Этот проект наиболее подходит для проведения внеклассных мероприятий по предмету – например «Путешествие в дальние страны» ,» Путешествие по своему району «, « Мой дом», « Моя улица»
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Не все ребята создают проекты с использованием компьютера .В старших классах проекты могут носить прикладной характер (газеты, веб-сайты, исследовательские работы, с которыми ученики выступают на конференциях.
Пополняется папка методических материалов (разработки уроков, внеклассных мероприятий, материалов контроля); создается электронная копилка презентаций к урокам.
И закончить я хочу словами, которые стали нашим девизом: «Эксперимент- это развитие, движение вперед, взгляд в завтрашний день и стремление сделать его сегодняшним».
Литература:
Г.Б.Голуб , Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Учебно-методический комплект «Основы проектирования», издательский дом «Федоров» г.Самара,2008 г.
И.В. Душина , Е.А. Таможняя, В.Б.Пятунин «Методика и технология обучения географии в школе « издательство «Астрель».2002 год. Москва.
Е.А.Якушкина. Биология. 5-9 класс .Проектная деятельность учащихся-Волгоград:Учитель,2009 г.
Н.В.Яковлева. География (-10 классы .Проектная деятельность учащихся.Издательство «Учитель»,2008 г.Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования метода проектов на уроках географии.
Выступление на РМО учителей географии, где описываются основные требования к использованию методв проектов....
Использование метода проектов на уроках географии
Сегодня возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, ...
Применение метода проектов на уроках географии
Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного географического материала и создании конкретного продукта, ч...
Метод проектов на уроках географии
В работе приводится пример использования метода проектов на уроке географии....
Использование метода моделирования на уроках географии
Метод моделирования и использование моделей на уроках географииСовременный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отме...
Мастер класс для педагогов и обучающихся с использованием исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности и метода проектов на уроках географии»Цель:Показать актуальность знаний для педагогов о применении проектного мет...