Статья «Использование требований ОГЭ при организации практических работ по определению географического положения территории».
статья по географии (9 класс)

Барышева Надежда Григорьевна

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма. Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как Демокрит, Геродот, Страбон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историкогеограф В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был В. П. Семенов-Тян-Шанский. Американский географ В. Бунге назвал географию «наукой о местах». В этом нестандартном и оригинальном определении кроется глубокий смысл о том, что каждый географический объект имеет своё индивидуальное место. Большой вклад в развитие теории географического положения внесли советские географы Н. Н. Баранский и И.М.Маергойз.

Недаром ГП занимает такое важное место в географии как таковой. Можно сказать, что в нём выражена квинтэссенция географического мышления, придающая ему сугубо системный характер, потому что совокупность географических объектов видится здесь в своей взаимосвязи, во взаимовлиянии, а не как груда разрозненных данностей.¹

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам, с которыми он, так или иначе, взаимодействует.² У любого географического объекта есть его географическое положение.

Географическое положение — это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения. В каждом виде дается акцент на конкретной особенности.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам.

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития.

Геополитическое положение — это оценка отношений с другими странами, в основном безопасности. Описание геополитического положения отвечает на вопрос, являются ли отношения с другими странами дружескими или вражескими.

Транспортно-географическое положение описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое положение.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.  

 Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при изучении географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx252.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование требований ОГЭ при организации практических работ по определению географического положения территории».

Барышева Н.Г.

Барышева Надежда Григорьевна учитель географии

ГБОУ гимназии № 49 Приморского района  Санкт-Петербурга

Содержание:

1. Введение

стр. 2-4

2. Формирование понятий о географическом положении.

стр. 5-19

3. Заключение

стр. 20

4. Список использованной литературы

стр. 21

5. Приложение

стр. 22

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма. Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как ДемокритГеродотСтрабон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историкогеограф В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был В. П. Семенов-Тян-Шанский. Американский географ В. Бунге назвал географию «наукой о местах». В этом нестандартном и оригинальном определении кроется глубокий смысл о том, что каждый географический объект имеет своё индивидуальное место. Большой вклад в развитие теории географического положения внесли советские географы Н. Н. Баранский и И.М.Маергойз.

Недаром ГП занимает такое важное место в географии как таковой. Можно сказать, что в нём выражена квинтэссенция географического мышления, придающая ему сугубо системный характер, потому что совокупность географических объектов видится здесь в своей взаимосвязи, во взаимовлиянии, а не как груда разрозненных данностей.¹

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам, с которыми он, так или иначе, взаимодействует.² У любого географического объекта есть его географическое положение.

Географическое положение — это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения. В каждом виде дается акцент на конкретной особенности.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам.

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития.

Геополитическое положение — это оценка отношений с другими странами, в основном безопасности. Описание геополитического положения отвечает на вопрос, являются ли отношения с другими странами дружескими или вражескими.

Транспортно-географическое положение описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое положение.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.  

 Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при изучении географии.

Формирование понятий о географическом положении.

Урок по теме «Система географических координат»

Цели:

1. В результате проведения занятия обучающиеся смогут давать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, в каких единицах они измеряются

2. Охарактеризуют, чем отличается определение математических координат от определения географических координат

3. Научатся определять географические координаты на примере Санкт-Петербурга, Парижа и Сиднея

4. Задумаются о практическом значении умения определять географические координаты для планирования путешествий с семьей

Проблема: Можно ли одинаково определять координаты на плоскости и на поверхности шара?

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас, глобус, линейка, мультимедийная презентация

Тип урока

Изучение нового материала, практикум

Структура урока

1. Орг. момент

2. Изучение нового материала

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Орг. момент

(1 мин)

2. Изучение нового материала

А) Актуализация знаний

План урока

1. Координаты

2. Географическая широта

3. Географическая долгота

4. Практическая работа

2. Географическая широта

3. Географическая долгота

4. Практическая работа

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в плавание. Занять свои места. Свистать всех наверх. Мы попали в шторм. Корабль терпит бедствие. Необходимо подать сигнал SOS. Как объяснить наше местонахождение?

Проблема – научиться находить географические координаты

1. Как найти точку на карте?

Показывает слайд 1 презентации

А как определить точку на глобусе ведь земной шар имеет форму шара, и нет углов?

На карте полушарий параллельно экватору проведены линии - параллели

Через сколько градусов на карте полушарий отмечены параллели?

Какое количество параллелей изображено в северном и южном полушариях

А как вы считаете, все ли параллели имеют одинаковую длину?

Показывает слайд 2 презентации. Вводит понятие географическая широта

Географическая широта – это расстояние от экватора до точки, выраженное в градусах, показывают направление восток-запад

Ребята, давайте определим географическую широту Москвы. Как мы будем определять координаты точки?

Давайте запомним: географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до точки на местности. Географическая широта бывает северная и южная. Показывает направление восток- запад

Ребята, а как вы считаете, зная только географическую широту можно определить координаты точки на местности?

А почему?  

Вспомним рассказ Ж. Верна «Дети капитана Гранта» почему герои рассказа долго не могли найти капитана Гранта?

Ребята, давайте возвратимся к нашей схеме  и отметим линию перпендикулярную экватору

Показывает слайд презентации 3. Найдите самый длинный и самый короткий меридиан

Итак, меридиан это полуокружность, которая соединяет северный и южный полюсы, показывает направление север – юг

Как вы думаете, какой меридиан самый главный?

Что называется географической долготой?

Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до точки, выраженное в градусах.

Итак, давайте запомним, что называется географической долготой

 

Уважаемые капитаны, сегодня на уроке мы узнали, что с помощью географических координат: географической широты и географической долготы можно легко узнать, где мы находимся и подать сигнал SOS.

А теперь на практике определим географические координаты

1 ряд – Санкт-Петербург 60 с.ш. 30 ̊ в.д.

2 ряд – Парижа 48̊   с.ш  3̊ в.д.

3 ряд – Сиднея 34̊ ю.ш. 150 в.д.

Молодцы, вы успешно справились со всеми заданиями

Подведение итогов урока, Выставление оценок.

Учитель задает детям итоговые вопросы.

  • Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  • Людям, каких профессий необходимо это знать?

7. Рефлексия.

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«На уроке я узнал…

« Я научился….

« Мне понравилось …

« Моё настроение …

1. выучить термины, прочитать параграф.

2. составить маршрут путешествия и определить координаты крупных городов, через которое проходило ваше путешествие

Демонстрируют готовность к уроку

Слушают. Высказывают свое мнение. Совместно формулируют проблему и план урока

1. Измерить линейкой расстояние от одного края стола, потом от другого и на пересечении 2 линий узнаем координаты точки

- определяют

Смотрят презентацию и записывают, что называется координатами

Делают предположение, что при  помощи специальных линий на глобусе.

- показывают на глобусе, что экватор делит земной шар на 2 равные части, рисуют в тетради схему земного шара, отметают экватор, с. п., ю. п., северное полушарие, южное полушарие

Находят параллели на карте полушарий и на глобусе

С помощью карты полушарий обучающиеся отмечают, что параллели проводят через 10 ̊

Отмечают на схеме.

Считают – 8

Учащиеся делают вывод, что длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель 0 ̊ (экватор), а самая короткая 80 ̊

Записывают определение в тетрадь

Смотрят слайды презентации  и определяют, что географическая широта бывает северная и южная, выражается в градусах в диапазоне от 0 до 80 ̊

Составляют алгоритм действий:

1. Найти точку на карте полушарий

2. В каком полушарии находиться точка

3. На какой параллели находиться искомая точка

Определяют координаты Санкт-Петербурга 60 ̊ с.ш.

Нет. Земля имеет форму шара, поэтому надо знать 2 координаты

Не знали вторые координаты- географическую долготу

Отмечают меридиан

Смотрят слайды презентации и приходят к выводу о том, что все меридианы имеют одинаковую длину

Записывают определение в тетрадь

Меридиан, который выделен жирной чертой – меридиан 0 ̊ (Гринвичский)

Смотрят слайд презентации 4 и записывают определение в тетрадь

Отмечают на схеме, что географическая долгота бывает западная и восточная, выражается от 0° до 180 °

1 ученик читает определение вслух, другие внимательно следят

Определяют географические координаты по ранее записанному плану

Читают ответы

Отвечают на вопросы


«Географическое положение Африки». 7 КЛАСС
Цель урока: формирование представления о физико-географическом положении Африки и с истории исследования материка.

Оборудование: презентация MS Office PowerPoint «Географическое положение и история исследования Африки», «Физическая карта Африки», карта полушарий, учебник под редакцией А.И. Алексеева  «География 7», карточки «Географическое положение Африки», географические атласы для 7 класса, контурные карты для 7 класса, компьютер, проектор, экран

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный момент.

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. И начнем мы с Африки.

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли (30, 3 млн. км2). Это континент контрастов. Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. Здесь протекает самая полноводная река восточного полушария, вторая по длине река мира. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)

2. Постановка целей и задач. (2 слайд презентации)        

II. Актуализация опорных знаний. 

Учитель: - Скажите Африка это часть света или материк?

                  – К какому древнему материку принадлежит Африка?

III. Формирование новых знаний

Учитель: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный и т.д. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

(Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека).

Поэтому изучение каждого материка начинается с его географического положения.
ГП любого континента мы будем давать по определённому плану (с. 254 учебника)

План описания географического положения материка (3 слайд презентации):

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

5. Как расположен материк относительно других материков?

Используя данный план, атласы с.  вставьте пропущенные слова в карточке (табл.2)

Географическое положение Африки.

  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
  2. Крайние точки: - северная – м. _____________________

                                 - южная – м. _____________________

                                 - западная – м. _____________________

                                 - восточная – м. _____________________

Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.

                            с запада на восток по экватору - ____________ км.

3. Африка расположена в климатических поясах:

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________океан, а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.

Учитель: Географическое положение Африки обусловило особенности природы данного материка: он является самым жарким.

- Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)

IV. Практическая работа «Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение Африки».

Задание: нанести на контурную карту следующие географические объекты (4 слайд презентации):

Мысы: Бен-Секка, Игольный, Альмади, Рас-Хафун
Проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский
Канал: Суэцкий.
Полуостров: Сомали.
Остров: Мадагаскар.
Заливы: Гвинейский.
Моря: Красное, Средиземноморское.
Океаны: Атлантический, Индийский

V. Закрепление полученных знаний.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.
Африка посередине пересекается (экватором)
Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)
Африку омывают океаны (Атлантический и Индийский)
Ближе всего Африка расположена к материку (Евразия).
Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

Площадь Африки (30, 3 млн. км2 )

Крайняя северная точка  (Бен-Секка)

Проблемные вопросы (7 слайд презентации):

  • Почему Африка –

 самый жаркий материк?

  • Как изменился бы климат материка, если бы на северо-востоке она омывалась океаном?

VI. Домашнее задание (8 слайд презентации). 

§25..

«Географическое положение России»

8 класс

Цели и задачи урока:

Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Продолжить формировать умение работать с географической картой России. Показать уникальность  географического положения  России.

Работа в контурной карте:

  1. Отметить государственную границу России.
  2. Подписать пограничные государства I и  II порядка.
  3. Отметить крайние точки, подписать их координаты.
  4. Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
  5. Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние  моря.

Урок географии по теме "Пространство Северо-Запада"

9 класс

Цели урока: обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся направленной на достижение результата (реальных жизненных задач)

Учебная:

  • сформировать образ района,
  • выявить состав и особенности географического положения Северо-Запада,
  • раскрыть особенности природных условий и ресурсов района;

Развивающая: развитие информационной и интеллектуальной сферы;

Воспитательная: формирование нравственных качеств, воспитывать мотивацию к учению.

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, планировать свою деятельность;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе выполнения, находить и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения;

познавательные:

  • уметь характеризовать, группировать, классифицировать полученные знания;

коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • выполнять работы индивидуально, в группе, умение сотрудничать;

личностные:

  • уметь воспринимать задание;
  • сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата;
  • проявлять интерес к изученному материалу;
  • проявлять уважение друг к другу.

Основное содержание: географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие.

Способы действий учащихся: вступать в диалог о социокультурной значимости района; анализировать физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис. 13,14 учебника), иллюстрации параграфа; работать с контурной картой, заполнять и анализировать таблицы.

Ценностный компонент урока: значение Северо-Запада в хозяйстве и культуре России; Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к объектам, создающим образ района.

Ресурсы урока: физическая и экономическая карты России, атласы 9 класс, к/карты, учебник “География” 9 класс, иллюстрации городов Северо-Запада.

Тип урока: получение новых знаний, (урок-диалог).

Технология проведения.

I. В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западном районе, рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района.

Задание 1. Используя текст п.19, а также имеющиеся знания ученики создают кластер.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645367/img1.gif

II. Задание 2. Определить состав Северо-Западного района, создать схему:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645367/img2.gif

Задание 3.

Найти и представить аргументы для перекрестной дискуссии на тему “Северо-Запад – это не только окно в Европу”. Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами “за” и “против”. В качестве критерия оценки сформированности критического мышления можно выделить:

  • степень аналитичности суждений (способность выстраивать аргументы);
  • способность к синтезу (формулирование выводов-доказательств выдвинутых аргументов);
  • способность к оцениванию (формулирование общего вывода – принятия аргументов “за” и “против”).

Ответ оформляется в виде таблицы по 5 аргументам с доказательствами

“за”

“против”

1. …

1. …

2. …

2. …

3. …

3. …

4. …

4. …

5. …

5. …

Задание 4.

Используя критерий креативности (в данном случае – способность учащихся синтезировать новую информацию в графической форме и принять ее при решении новых задач ) читаем физическую и экономическую карту учебника стр. 84–85, рисунки стр. 84–85 и синтезируем новую информацию в графической форме (т.е. работа с контурной картой).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645367/img3.jpg

Задание 5. Рубрика “Читаем карту” позволяет учащимся выявить особенности природных условий и ресурсов района. С этой целью ученики не только изучают текст, но и анализируют, исследуют физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис 13, 14 учебника), рисунки п.19. Полученную информацию заносят в таблицу

“Природные условия и ресурсы”.

Рельеф

 Полезные ископаемые

  Климат

Реки и озёра

 Природные зоны

Вопрос учащимся: Какой вы можете сделать вывод об особенностях природных условий и ресурсов Северо-Западного района?

.

Приём “Маркировка текста”.

Тема

 Я это знал

۷

 Новое для меня

+

Я думал иначе

-

 Есть вопросы

?

II. Тип диагностики: обобщение (после изучения нового материала).

Задание 1. Приведем примеры вопросов теста:

1. Воспроизведение.

На Северо-Западе имеются климатические пояса, занимающие по расположению наибольшие площади (подчеркните нужное):

  • арктический,
  • субарктический,
  • умеренный.

2. Понимание.

Подчеркните климатообразующие факторы, которые на ваш взгляд определяют общий характер климата Северо-Запада:

  • близость к Северному Ледовитому океану,
  • воздушные массы Атлантики,
  • избыточное увлажнение,
  • летние >t +24 °С.
  • территория в зоне тайги,
  • хвойные, лиственные леса.

3. Анализ.

На географическое положение Северо-Запада в большей степени оказывает влияние (выберите нужные варианты, аргументируйте ответ двумя – тремя предложениями):

  • Балтийское море,
  • приграничное положение,
  • соседство с развитой Центральной Россией и богатыми ресурсами Европейского Севера,
  • развита речная сеть, система каналов…

4. Синтез.

Соедините стрелками следующие словосочетания:

морской климат

Западный Федеральный округ

гряды, валуны, обилие рек, 
пологая болотистая равнина

Калининградская область

“Ораниенбаум”

Новгородское масло

моренный рельеф

влияние западного переноса

Ленинградская, Псковская, 
Новгородская области

заливные луга

анклав

Дворцово-парковый музей - заповедник

5. Стадия рефлексии.

Обсуждаем результаты работы предыдущих стадий, совместно исправляем, при необходимости вносим коррективы.

III. Итоги урока.

Д/з.

§ 19 стр. 86 ,задание 5 (Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России? С этого начнем следующий урок).

Заключение

В экзаменационной работе большое внимание уделяется проверке сформированности умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах. Проверяются картографические умения определять географические координаты, расстояния и направления по географическим картам. Требуется анализировать климатограммы  и определять по картам климатических поясов положение пунктов. Необходимо уметь анализировать информацию для выявления зависимости климатических условий и географического положения. Используя знания о факторах формирования особенностей природы, учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы.

Учитывая это необходимо начинать подготовку к ОГЭ с 5 класса, постепенно расширяя знания по географическому положению объекта – основному понятию географии. Понимая влияние ГП на все аспекты процессов, происходящих на планете, учащийся без труда объяснит их особенности.

Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.-48с.

2.  Смирнягин ЛВ. Место вместо местоположения? (О сдвигах в фундаментальных понятиях географии) // Географическое положение и территориальные структуры: памяти И.М. Маергойза / Под ред. А. А. Агирречу. — Социальное пространство. — Новый хронограф, Москва, 2012. С. 421–456.¹ 3.  Машбиц Я. Г. Географическое положение // Машбиц Я. Г. Комплексное страноведение. М.; Смоленск, 1998. С. 101—112.

4. Элькин Г.Н. Рабочая тетрадь по географии. География материков и океанов.  СПБ: Издательство «Паритет», 1999

5. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / Под ред. А. Ф. Трёшникова. М., 1988, с.55²


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Практическая работа №1. Характеристика географического положения России.

Практическая работа №1. Характеристика географического положения России.  1.         На каком материке находится страна, в какой его части?2....

Практическая работа «Характеристика политико-географического положения страны»

Задания для проведения практической работы «Характеристика политико-географическогоположения страны»...

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа "Характеристика политико-географического положения страны"

Расстановку политических сил, особенности государственного устройства, форм правления, административно-территориального устройства в различных странах и регионах изучает политическая геграфия. Од...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...