Рабочая программа по географии 8 класс в соответствии с ФГОС ООО.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Стрельчик Светлана Александровна

Рабочая программа в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_strelchik.docx88.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   МОУ Удельнинская  гимназия

Раменского муниципального района Московской области

                                                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                                                                                                                                 Директор Удельнинской

                                                                                                                                                                                                                                             гимназии

                                                                                                                                                                                                                 _______ / Н.А. Арюлина/

                                                                                                                                                                                                 Приказ №  224         от

                                                                                                                                                                                                             «_ 3_»сентября      2018.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по географии

(базовый уровень)

8 «А», «Б», «В», «Г» классы

                                                                                                                                                     Составитель: Стрельчик Светлана Александровна

учитель географии

первой категории

                                                                                 

                                                                                 

                                                                                                    2017 – 2018 учебный год

                                                                             

                                                                                                    Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана.  Исходным документом  для составления рабочей программы учебного курса является:  1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы  И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.; 2. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.- 409, [7] с.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.  

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

         Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.

Место курса географии в учебном плане ОУ.

     География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии в  8 классе по 68 часов (2ч в неделю).

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ  результаты обучения:

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  результаты обучения :

        Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать  свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структуировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной, устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

- использовать  различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ  результаты обучения :

Тема

Предметные результаты обучения

Что изучает физическая география России. Наша родина на карте мира.

Уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- называть положительные и отрицательные особенности географического положения России и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- определять поясное время.

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

Уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам.

Климат и климатические ресурсы

Уметь:

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описание климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферноедавление, количество суммарной радиации и т.д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

Внутренние воды и водные ресурсы

Уметь:

- называть и показывать крупнейшие реки и озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы.

Почвы и почвенные ресурсы

Уметь:

- называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- определять основные направления мелиоративной работы человека на территории России

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Уметь:

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира;

- называть меры по охране растений и животных.

Природное районирование

Уметь:

- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно - территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.

Природа  регионов России

Уметь:

- показывать на карте крупные природные районы России:

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

- выделять экологические проблемы природных регионов.

Человек и природа

Уметь:

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

                                                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 КЛАСС.

(2ч в неделю, всего 68 ч)

Что изучает физическая география России 1 ч.

Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

Наша родина на карте мира5 ч.

Географическое положение России.  

Россия – самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега Росси

Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы  морей.

Россия на карте часовых поясов

Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия 16-начала 17 в. Открытия нового времени (середина 17-18 в.). Открытия 18 в. Исследования 19-20вв.

Современное административно-территориальное устройство России

Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы: 1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

РАЗДЕЛ I.ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ  -   16ч.

Тема 1.  Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы4ч.

Особенности рельефа России

Крупные формы рельефа России и их размещение.

Геологическое строение территории России

Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь отдельных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России

Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа

Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод, ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы Ульяновской области.

Практические работы: 3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Тема 2.Климат и климатические ресурсы4ч.

От чего зависит климат нашей страны

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России

Распределение тепла  на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России

Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные и неблагоприятные климатические условия. Климат Ульяновской области.

Практические работы: 4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы4ч.

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

Тема  4. Почвы и почвенные ресурсы4ч.

Образование почв и их разнообразие

Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения

Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолитстые, серые, лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России.

Значение почв для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Ульяновской области.

Практические работы: 6.Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Тема  5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы3ч.

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Роль живых организмов  в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России.

Природно-ресурсный потенциал России.

Природные условия и ресурсы России. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы: 7.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.8.Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

РАЗДЕЛ II.ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ  РОССИИ  -   32 ч.

Тема 1. Природное районирование 6ч.

Разнообразие природных комплексов России

Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы

Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России

Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность        

Влияние гор на другие компоненты  природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы: 9.Сравнительная характеристика двух природных зон России

(по выбору).10.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2.  Природа  регионов России  26ч.

Восточно-Европейская равнина

Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам.

Кавказ – самые высокие горы России

Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.Особенности природы высокогорий. Природные комплексы и ресурсы. Население.

Практические работы: 11.Оценка природных условий и ресурсов Кавказа. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Творческая работа.Подготовка презентации  о природных уникумах Северного Кавказа.

Урал – «каменный пояс Русской земли»

Особенности географического положения.  История освоения. Природные ресурсы.Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Практические работы: 12.Характеристика взаимодействия природы и общества.

Творческая работа.Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Западно-Сибирская равнина

Особенности географического положения. Особенности природы Западно- Сибирской равнины.Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно - Сибирской равнины?»

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал.Природные ресурсы и проблемы их освоения.

Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова « Российское могущество прирастать Сибирью будет…»

Дальний Восток– край контрастов

Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы.Природные уникумы Дальнего Востока.Природные ресурсы, освоение их человеком.

РАЗДЕЛ III.ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  -   6 ч.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территории с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу

Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Практические работы: 13.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Рациональное природопользование

Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте мира

Источники  экологической безопасности. Контроль за состоянием природной среды.

Практические работы: 14.Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)

Экология и здоровье человека

Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества

История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Практические работы: 15.Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

РАЗДЕЛ IV. География Московской области 5 ЧАСОВ

Географическое положение

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды.

Почвы. Растительный и животный мир

Календарно-тематическое планирование к программе

        Планирование составлено по программе  основного  образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин «Рабочие программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие» /сост. С.В.Курчина. – М.: Дрофа, 2012.

        Тематическое планирование составлено для 8 класса.

        Планирование предусматривает использование учебника:

  • Баринова И.И. География: Природа России.8 класс. М.: Дрофа, 2015.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Раздел/Тема

Количество часов

Количество практических работ

Что изучает физическая география России.

1

Наша родина на карте мира

5

2

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

16

6

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы  

4

1

Климат и климатические ресурсы

4

2

Внутренние воды и водные ресурсы

4

Почвы и почвенные ресурсы

4

1

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

2

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ  РОССИИ  

32

4

Природное районирование

6

2

Природа  регионов России  

26

2

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  

6

3

География Московской области

         5

                                                                                              Итого:

68

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии  8 класс

68 часов (2 часа в неделю)

№ урока, дата

Тема урока, количество часов

Практическая работа

Планируемые результаты

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

личностные

мета-предметные

предметные

Что изучает физическая география России. Наша родина на карте мира     6ч.

1-2

Что изучает физическая география России.

Географическое положение России.  

П.Р. № 1

Характеристика географического положения России.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувством ответственности и долга перед Родиной.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

Уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- называть положительные и отрицательные особенности географического положения России и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- определять поясное время.

03.09-07.09

3-4

Моря, омывающие берега России.

Россия на карте часовых поясов.

П.Р. № 2

Определение поясного времени для различных пунктов России.

10.09-14.09

5-6

Как осваивали и изучали территорию России.

Современное административно-территориальное устройство России.

17.09-21.09

РАЗДЕЛ I.ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ  -   16ч.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы4ч.

7-8

Особенности рельефа России.

Геологическое строение территории России.

Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам.

24.09-28.09

9-10

Минеральные ресурсы России.

Развитие форм рельефа.

П.Р. № 3

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

01.10-05.10

Тема 2.Климат и климатические ресурсы4ч.

11-12

От чего зависит климат нашей страны.

Распределение тепла и влаги на территории России.

П.Р. № 4

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- представлять информацию в различных формах

(письменной и устной) и видах;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- составлять собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- вести дискуссию, диалог.

Уметь:

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описание климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

08.10-12.10

13-14

Разнообразие климата России.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

П.Р. № 5

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

15.10-19.10

Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы4ч.

15-16

Разнообразие внутренних вод России.

Реки.

Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Уметь:

- называть и показывать крупнейшие реки и озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы.

22.10-26.10

17-18

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы.

Дискуссия.

Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

05.11-09.11

Тема4. Почвы и почвенные ресурсы4ч.

19-20

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения.

П.Р. № 6

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Учащийся должен обладать:

-  гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Уметь:

- называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- определять основные направления мелиоративной работы человека на территории России.

12.11-16.11

21-22

Почвенные ресурсы России.

Охрана почв.

19.11-23.11

Тема5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы3ч.

23-24

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал России.

П.Р. № 7

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

П.Р. № 8

Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи и вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Уметь:

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира;

- называть меры по охране растений и животных.

26.11-30.11

25

Обобщение по разделу «Особенности природы  и природные ресурсы России»

03.12-07.12

РАЗДЕЛ II.ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ  РОССИИ  -   32ч.

Тема 1. Природное районирование 6ч.

26-27

Разнообразие природных комплексов России.

Моря как крупные природные комплексы.

Учащийся должен обладать:

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- опытом участия в социально значимом труде;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- систематизировать и структуировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных  ситуаций;

-   сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

Уметь:

- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно- территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.

10.12-14.12

28-29

Природные зоны России.

Разнообразие лесов России.

П.Р. № 9

Сравнительная характеристика двух природных зон России

(по выбору).

17.12-21.12

30-31

Безлесные зоны на юге России.

Высотная поясность.

П.Р. № 10

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

24.12-28.12

Тема 2. Природа  регионов России 26ч.

32-33

Восточно-Европейская равнина. Особенности географического положения.

История освоения.

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать  свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структуировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной, устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

- использовать  различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Уметь:

- показывать на карте крупные природные районы России:

  • Русская равнина
  • Кавказ
  • Урал
  • Западная Сибирь
  • Восточная Сибирь
  • Дальний Восток;

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

- выделять экологические проблемы природных регионов.

.09.01-11.01

34-35-36

Особенности природы Русской равнины.

Природные комплексы и ресурсы. Памятники природы.

Творческая работа.

Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам.

14.01-18.01

 

37-38

Кавказ. Географическое положение.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

П.Р. № 11

Оценка природных условий и ресурсов Кавказа. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

21.01-25.01

39-40

Особенности природы высокогорий.

Природные комплексы и ресурсы. Население.

Творческая работа.

Подготовка презентации  о природных уникумах Северного Кавказа.

28.01-01.02

41-42

Урал. Особенности географического положения. Природные ресурсы.

Творческая работа.

Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

04.02-08.02

43-44

Своеобразие природы Урала.

Природные уникумы. Экологические проблемы.

П.Р. № 12

Характеристика взаимодействия природы и общества.

11.02-15.02

45-46

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.

Природа равнины.

18.02-22.02

47-48

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Дискуссия.

Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно - Сибирской равнины?»

25.02-01.03

49-50

Восточная Сибирь. Географическое положение. Природа.

Климат Восточной Сибири.

04.03-08.03

51-52

Природные районы Восточной Сибири. Байкал.

Природные ресурсы и проблемы их освоения.

Дискуссия.

Тема «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова « Российское могущество прирастать Сибирью будет…»

11.03-15.03

53-54

Дальний Восток. Географическое положение. Природа.

Природные комплексы.

18.03-22.03

55-56

Природные уникумы Дальнего Востока.

Природные ресурсы, освоение их человеком.

01.04-05.04

57

Обобщающее повторение по теме: «Природа  регионов России»

08.04-12.04

РАЗДЕЛ III.ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  -   6 ч.

58-59

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Воздействие человека на природу.

П.Р. № 13

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Учащийся должен обладать:

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать  свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структуировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций;

Уметь:

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

15.04-19.04

60-61

Рациональное природопользование.

Россия на экологической карте мира.

П.Р. № 14

Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)

22.04-26.04

62-63

Экология и здоровье человека.

География для природы и общества.

П.Р. № 15

Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

29.04-03.05

Раздел IV География московской области  5часов

    64

Географическое положение.

06.05-10.05

     65

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

12.05-17.05

     66

Климат.

20.05-24.05

     67

Внутренние воды

27.05-31.05

     68

Почвы .Растительный и животный мир

27.05-31.05

                                                                                                                                                                        Итого :68 часов

   

«Согласовано»  

Протокол №  6     заседания  кафедры естественных наук от   28  августа 2018г.

Руководитель: __Стрельчик С.А_________.        

«Согласовано»  

Зам. директора по УМР____________ /Тулаев К.Б./

  ________ 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.

Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО учителя логопеда Горенской А.Г. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Горенской Алины Геннадьевны предназначена для детей 6-7 лет с ФФНР, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности....

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.

Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику  "Русский  язык. 7класс"  под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской Т.А....