Дидактический материал по географии из сборника " Тайны родного края"
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
В сборнике «Тайны родного края» представлены дидактические материалы для проведения уроков и внеурочных занятий по предметам: математика, география, русский язык, физика, биология, окружающий мир. Сборник предназначен для использования в работе педагогами школ и учреждений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический материал по географии "Тайны родного края" | 426.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по географии, окружающему миру
4,5-9 классы
- Заполните таблицу, используя атлас и учебник «География Кемеровской области».
Горная система | Наивысшая точка | Абсолютная высота |
Кузнецкий Алатау | ||
1570 м | ||
Барсук |
Ответ:
Горная система | Наивысшая точка | Абсолютная высота |
Кузнецкий Алатау | Амзас-Таскыл | 2178м |
Горная Шория | Мустаг | 1570 м |
Салаирский кряж | Барсук | 567м |
- Используя атлас, сравните горные системы Кемеровской области по плану. Найдите сходства и отличия.
План сравнения | Кузнецкий Алатау | Салаирский Кряж | Горная Шория |
ГП | |||
В каком направлении протянулись | |||
Протяженность в км | |||
Абсолютная высота самых высоких вершин в (м) | |||
Полезные ископаемые |
- Разместите географические понятия по трём группам:
1. Относящиеся к России.
2. Относящиеся к Кемеровской области.
3. Относящиеся к другим территориям.
Мыс Дежнёва | Алтайские горы | Среднетерсинское озеро | Озеро Байкал | Архипелаг Новая Земля |
Мыс Юго-восточный | Гималаи | Ниагарский водопад | Пустыня Намиб | Кондома |
Мрассу | Таймырский полуостров | Гора Косматая | Мыс Челюскин | Озеро Большой Берчикуль |
Салаирский кряж | Лена | Нил | Гора Белуха | Кузнецкая котловина |
Ответ:
Кемеровская область | России | Другие территории |
Среднетерсинское озеро | Мыс Дежнёва | Мыс Юго-восточный |
Кондома | Алтайские горы | Гималаи |
Мрассу | Озеро Байкал | Ниагарский водопад |
Гора Косматая | Архипелаг Новая Земля | Пустыня Намиб |
Озеро Большой Берчикуль | Таймырский полуостров | Нил |
Салаирский кряж | Мыс Челюскин | |
Кузнецкая котловина | Лена | |
Гора Белуха |
4. Определите по карте «Полезные ископаемые Кемеровской области» какие утверждения справедливы:
А) рудные полезные ископаемые находятся в горах.
Б) осадочные полезные ископаемые размещаются в основном в Кузнецкой котловине.
Ответ:
- только А
- только Б
- и А и Б
- ни А, ни Б
- Используя справочный материал, начертите, выбрав масштаб, столбчатые диаграммы площади Кемеровской области в сравнении:
а) с ближайшими субъектами РФ,
б) с другими западноевропейскими государствами.
Субъекты Российской Федерации | Площадь (тыс. км) | Страны Европы | Площадь (тыс. км) |
Кемеровская область | 95,5 | Венгрия | 93 |
Тюменская область | 1435 | Австрия | 84 |
Томская область
| 362 | Ирландия | 70 |
Новосибирская область | 178 | Дания | 45 |
Омская область | 140 | Швейцария | 41 |
Алтайский край | 169 | Бельгия | 31 |
Республика Алтай | 93 | Франция | 552 |
- Определите в каком году в Юрге наблюдался отрицательный миграционный прирост населения.
МП = И – Э
Иммигранты (прибывшие)
Эмигранты (выбывшие)
МП = 1350 - 1500 = - 150 чел.
- Установить аналогию, сделать выводы.
Природа Кемеровской области
- Тайга – подзолистые почвы – хвойные деревья.
- Степь - ?
(чернозёмы – злаковые растения)
Экономика Кемеровской области
- Топливно-энергетический комплекс - уголь
- Чёрная металлургия - ?
1) медная руда
2) золото
3) железная руда
4) мрамор
- Найдите соответствие:
Поселение Современный город
1. Кийское А) Ленинск-Кузнецкий
2. Щеглово Б) Междуреченск
3. Кольчугино В) Киселёвск
4. Томазак Г) Мариинск
5. Ольжерас Д) Прокопьевск
9. Определите «лишнее» слово:
1) Мариинск–Юрга–Томь– Новокузнецк.
2) Михайло Волков–Егор Лесной–Семён Дежнёв–П.А.Чихачёв.
10. Установите соответствие между понятием и его определением: для каждого понятия из первого столбца подберите подходящее по смыслу определение из второго столбца, обозначенное цифрой
Понятие Определение
А) Специализация 1) Производственные связи между предприятиями
Б) Кооперирование 2) Перевод оборонного производства на производство мирной продукции
3) Производство предприятием однородной
продукции
4) Перевод предприятий на водооборотное
снабжение
Запишите в таблицу выбранные цифры
А | Б |
11. Дайте сравнительную характеристику двух угольных бассейнов, расположенных на территории Кемеровской области по плану, заполнив таблицу. Сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов (какой из 2-х предложенных бассейнов выгоднее использовать в России и почему?)
План сравнения | Бассейны | |
Кузбасс | Канско-Ачинский | |
1. Географическое положение по отношению к потребителю | ||
2. Условия добычи | ||
3. Общегеологические запасы | ||
4. Затраты на добычу 1 т. условного топлива | ||
5. Количество и качество (калорийность) добываемого угля | ||
6. Проблемы окружающей среды в районах добычи. |
- Проанализировав данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения с. Новобачаты в 2014 г. Напишите решение задачи.
Численность и естественный прирост населения с.Новобачаты
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек | 1675 | 1645 | 1630 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год | -3 | +4 | +6 |
Решение:
Прирост определяется разностью между численностью населения на 1 января. Разница может быть, как положительная, если население увеличилось, так и отрицательной при убыли населения.
1) 1645-1675 = -30
Для определения миграционного прироста надо из общего прироста вычесть естественный.
2) – 30 – (+ 4) = -26
В 2014 г. численность населения с. Новобачаты сократилась на 30 человека. Миграционная убыль населения составила: -26 человек.
- Численность населения в с. Новобачаты на 01.01.2016 г. составляла 1630 человек. В течение года родилось 20 человек, а умерло 14 человек.
Сальдо миграции за этот период равнялось -34 человека
Определите:
1) численность населения на конец года;
2) среднегодовую численность населения;
3) абсолютный естественный прирост населения за год;
4) коэффициент естественного прироста,
5) коэффициент общей рождаемости,
6) коэффициент общей смертности,
7) коэффициент жизненности населения.
Решение:
1) Численность населения на конец года рассчитывается по формуле:
SК = SН + Δест. + Δмех. = SН + (N – M) + (П – В)
SК – численность населения на конец года,
SН – численность населения на начало года,
Δест. – сальдо естественного прироста,
Δмех. - сальдо миграции (механического прироста),
N – число родившихся,
M – число умерших,
П – число прибывших,
В – число выбывших.
SК = 1630 + (20-14) + (13 - 47) = 1602
2) Так как имеются данные о численности населения на начало и конец года, среднегодовая численность населения определяется по формуле средней арифметической простой:
S= (1630+1602):2=1616
3) Абсолютный естественный прирост населения за год равен:
Δест. = N – M = 20-14 = 6
4) Коэффициент естественного прироста определяется по формуле:
5) Коэффициент общей рождаемости рассчитывается по формуле:
6) Коэффициент общей смертности рассчитывается по формуле:
Коэффициент естественного прироста можно определить также по формуле:
К ест.пр = Кр - Ксм = 12,3 - 8,6=3,7
На каждую тысячу человек в течение года родилось 20 детей, умерло 14 человек, естественный прирост составил 6 человека.
7) Определим коэффициент жизненности по формуле:
К жизни =.
- Рассчитайте плотность населения с. Новобачаты, если его площадь составляет 1306424 кв.м , а население – 1630 человек
Решение: Площадь населения с.Новобачаты разделить на численность населения.
- Рассчитайте уровень безработицы в с. Новобачаты, если количество трудовых ресурсов составляет 765 человек, а безработных 128 человек.
Решение : 128:765Х100%=16,7%
- Используя данную таблицу постройте график годового хода температуры в с. Новобачаты в 2014 году. Определите среднегодовую температуру воздуха и амплитуду.
Насел. пункт | I Январь | II Февраль | III Март | IV Апрель | V Май | VI Июнь | VII Июль | VIII Август | IX Сентябрь | X Октябрь | XI Ноябрь | XII Декабрь |
с.Новобачаты | -19 | -17 | -10 | 1 | 10 | 16 | 19 | 15 | 9 | 1 | -9 | -17 |
Решение:
А=19-(-19)=38
-19-17-10-9-17=-72
1+10+16+19+15+9+1=71
-72-(+71)=-1:12=-0,08
17. Используя данные таблицы построить розу ветров в с.Новобачаты
С | Ю | В | З | СВ | СЗ | ЮЗ | ЮВ | штиль |
2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 7 | 4 | 3 | 2 |
Решение:
Сделайте вывод
- Ветры, каких направлений были в течение месяца?
- Каких ветров было наибольшее количество?
- Каких ветров было наименьшее количество?
- Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?
18.Используя данную диаграмму, определите естественный прирост в с. Новобачаты в 2013 году.
Решение: 18-21=-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».
Учебно -методическое пособие по географии...
«Дидактический материал по географии для учащихся 6 класса»
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя побе...
Программа дополнительного образования «Тайны родного края»
Цель рабочей программы: - воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам...
Дидактический материал по географии из сборника в рамках проекта "Юбилейный круиз"
Задача педагога - создать условия для формирования интереса к изучению села в увлекательной и познавательной формах.Команда учителей МБОУ «Новобачатская СОШ» для решения этой задачи состав...
Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
Дидактический материал по географии для 10 класса "География отраслей мирового хозяйства"
Практическая работа....