Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Власова  Вера Семеновна

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок-игра76.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                      Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка                                                      муниципального района Ставропольский

7/1, ул. Полевая с. Хрящевка, 445146, Самарская область, м.р. Ставропольский, т. 23-57-42

Разработка дидактической игры по географии

« Люби и изучай свой край» 8 класс

Выполнила: Власова В.С.

учитель географии

ГБОУ лицей с. Хрящевка

.

Хрящевка, 2018 г.

Пояснительная записка

     Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). 

      Преимущества игровых форм обучения.

 Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.        Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении, в развитии познавательных процессов. Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

         Актуальность дидактической игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.

          Дидактические игры решают следующие задачи:

  1. Стремительные изменения, которые происходят в общественно- политической и социально- экономической обстановке в стране, требуют адекватной реакции учебного процесса на усвоение основных понятий и закономерностей развития особенностей к установлению взаимосвязей между социально- экономических систем;
  2. Формирование современного мышления возможно при использовании в познавательной деятельности учащихся методов социально- экономической географии как науки;
  3. Дидактические игры сочетают в себе элементы экономического и социального мониторинга, эколого-экономической экспертизы, технологического прогноза развития в конкретных моделированных ситуациях по отношению к определенному географическому пространству и времени;
  4. Моделируемые в играх поведенческие ситуации и ролевые позиции способствуют становлению профессиональной и общественной ориентации учащихся, так как предполагают формирование навыков принятия индивидуальных и коллективных решений на основе научного и социального анализа, делают обучение участников игры мотивируемым, развивающим, личностно и социально значимым.

         Игра – это  средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. 

           Игровые технологии выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дают возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. И когда учащиеся в процессе игры ищут ответы на поставленные вопросы, исследуют изучаемый объект, формируются познавательные УУД.

          Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства, сам планирует, контролирует, корректирует свои действия. А это уже формирование регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью. 

           Дидактические игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у детей живой интерес к процессу познания. В условиях игры у детей улучшается внимание, они запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить изучаемый материал. В играх дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Они помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Игры формируют личностные УУД, поскольку позволяют сделать обучение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. 

План урока-игры

«Люби  и  изучай  свой  край»

8 класс.

Тип  урока-игры: урок обобщения.

Вид  урока-игры: викторина.

Цель урока-игры: Формирование  у учащихся черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствовании.

Задачи  урока: 

Обучающие. 

  • Способствовать осознанию неразрывной связи истории родного края и села с историей страны;
  • научить   учащихся заниматься   самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю;
  • познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
  • расширить  знания  о  гербе, гимне, флаге,  природе, растительном  и  животном мире  Самарской  области.

Развивающие.

  • Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;
  •  формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками игры.

Воспитательные.

  • Формирование любви к родному селу и интереса к прошлому и настоящему родного края;
  •  развитие бережного отношения к своему краю, селу (достопримечательности, культура, природа).

Метод  обучения: интерактивный (взаимодействие  учащихся  не только с учителем, но и друг  с  другом).

Планируемые  результаты:

Личностные. Учащийся должен обладать патриотизмом, уважением  к  Отечеству, знаниями  истории  своего края, коммуникативной компетентностью  в  общении  со  сверстниками, творческой деятельностью.

Метапредметные. Учащийся  должен  уметь  ставить  учебные  задачи, планировать свою  деятельность, оценивать  свою  работу, систематизировать  информацию, выступать перед  аудиторией, вести диалог.

Предметные. Учащийся  должен  уметь  показывать на  карте  основные  географические  объекты  Самарской  области, приводить  примеры  представителей  растительного  и  животного  мира  Самарской области, памятников  природы.

Инструментарий  для  оценивания  ответов  учащихся.

Жюри  из  числа  преподавателей  (биологии  и  литературы)  оценивают  ответы  команд  учащихся  по  3-х бальной системе:

1балл    – работа по карте (определение объекта на карте);

2 балла -  ответ на вопрос;

3 балла -  конкурс  стихов, описание  памятника  природы, знание государственной  символики Самарской области.

Предварительная  подготовка  к  уроку - игре:

1. Посещение  краеведческого музея  г. Тольятти  для  ознакомления  учащихся  с  историей  Самарского области;

2. Посещение  сельской  библиотеки  с  целью  поиска  литературы  о  природе  Самарского  области;

3. Задание  учащимся  найти  и выучить  наизусть  стихи  о  Самарской  области;

4. Подготовить сообщение  о  памятнике  природы  Самарской  области;

5. Из  учащихся  класса  заранее  формируются  две  команды  по 10  человек, 2  ведущих;

6. Готовятся  оценочный  лист  для  жюри  и  пакеты  заданий  для  команд;

Ход  урока-игры:

1 Ведущий: Решение Губернской Думы от 22 сентября 1998г. №112  о законе Самарской  области  «О государственных символах Самарской области».

                     Рассмотрев проект Закона Самарской области «О государственных символах Самарской области» представленный Губернатором Самарской области и в соответствии со статьей 87 Устава Самарской области, Самарская Губернская Дума

Решила:

  1. Принять Закон Самарской области «О государственных символах Самарской области»

2 Ведущий: Объявляется первый конкурс « Государственные символы Самарской области».

1 команда – история создания герба области          (Приложение №1)

        2 команда – история создания флага области

2 Ведущий: Мы живем в благодарственном крае, в центре России, на берегу величайшей реки Европы. За нами многовековая история земли Самарской, за нами – огромный духовный капитал, накопленный поколениями наших земляков. Нам в наследие достались цветущие города и села. Мы добавили труда, упорства, воли, чтобы потомкам не было стыдно за Самарский флаг и Самарский герб.

1 Ведущий: Наш следующий второй конкурс « Самарская область на карте»

Вопросы:

1 команда

2 команда

1. Показать на административно – территориальной      

карте РФ Самарскую область

1. На политической карте мира показать г. Самара.

2. С какими субъектами РФ граничит Самарская  

область на юге и востоке.                            

2.  С какими субъектами РФ граничит Самарская  

область на севере и западе.  

3.Назвать три самых крупных города нашей области

3.Сколько городов на территории нашей области.      

4.Показать города области: Самара, Нефтегорск,      Жигулевск.

4. Показать города области: Сызрань, Отрадный,  Кинель.  

5.Как назывался раньше г.Жигулевск.

5.  Какой город области «переехал» на новое место и  почему?

   

2 Ведущий: Первые сведения о растительном покрове среднего Поволжья приводится в книге «Описание путешествия в Московию, через Московию в Персию и обратно», описанной Адамом Олеарием. Он посетил наши места в 1634г.

Учитель: Самарская область располагается в двух природных зонах - лесостепной и степной. 200 лет назад лесистость в нашем крае превышала 50%

        Петр 1, проплывая по Волге, оценил по достоинству жигулевскую сосну как природный материал для кораблестроения. По его указу сюда прибыли лошманы – рабочие люди, которые занимались одновременно и лесоразработками и лесоохраной. За ней Петр следил особенно строго. Им был издан специальный указ об охране лесов.

        Подобному хозяйственному отношению к лесам пришел конец во второй половине 18 века, когда Екатерина 2 в целях укрепления царской власти на местах отдала леса почти во всей России на откуп помещикам. Самарская Лука, в частности, была пожалована одному из ее фаворитов – графу Орлову. Эта династия помещиков господствовала в местных лесах более полутора веков, пустив под топор сотни тысяч деревьев самых ценных пород – сосну и дуб.

           Это хищническое истребление было оставлено 1 июня 1928г, когда впервые в истории Жигулей был создан заповедник, который стал естественным местом для расселения полезных диких животных и растений.

1 Ведущий: Илья Ефимович Репин так описал волжскую природу:

«Ставрополь стоит красиво на луговой стороне, против Жигулей. Мы … каждый день с утра переезжали на ту сторону к Жигулевским воротам и исчезали там в непроходимом вековечном лесу.

    С Волги лес этот казался плотным и зеленым, уходящим в небо, и только вблизи, в его темных глубинах делалось страшно карабкаться по скалам, чтобы взобраться куда-нибудь вверх, откуда по обе стороны степей открывались необозримые пространства и зеленое море густого леса кленов, ясеней, дубов и прочих деревьев…»

2 Ведущий: Животные – самая динамичная часть живой природы, один из неотъемлемых ее компонентов. Они являются важным звеном в природных комплексах.

В нашей области живут и могучий лесной великан лось, и юркая лесная куница, белка и горностай, заяц – беляк, барсук обыкновенный, косуля и пятнистый олень, много птиц.

1 Ведущий: Наш  третий конкурс «Органический мир Самарской области» (вопросы конкурса  звучат на фоне музыки «Русское поле»)  (Приложение №2)

2 Ведущий: Творец – природа создала немало замечательных памятников на территории нашей страны. В настоящее время в Самарской области выявлено более 200 памятников природы – это памятники лесной и степной растительности, геологические и геоморфологические, сады и парки. Это национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский государственный заповедник.

2 Ведущий: Объявляется четвертый конкурс «Памятники природы Самарской области».

(Каждой команде предлагается как можно больше написать названий памятников природы Самарской области).

1 Ведущий: Вам было предложено в качестве домашнего задания дать описание  памятника природы нашей области.

2 Ведущий: Подходит к концу наша викторина и объявляется пятый конкурс- «Конкурс чтецов».

Каждая команда подготовила стихотворение о Самарском крае (Приложение №3)

Учитель: Пока жюри подсчитывает очки, т.е. заработанные баллы, я вам немного расскажу из истории с. Хрящевка (рассказ – Приложение №4).

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Карты:  «Политико-административная  карта  России», «Политико-административная  карта  Самарской  области», «Физическая  карта  Самарской  области»;

2.Атласы  Самарской  области;

3.Проектор;

4.Экран;

5.Ноутбук.

6.Раздаточный материал.

7.Динамики  для  прослушивания  музыки.

8.Презентация  слайдов  о  Самарской  области.

9.Оформление  информационного  стенда «Люби  и  изучай  свой  край».  

Список литературы

Для  учащихся:

  1. Баранова М.Н. «Географическое краеведение Самаркой области» Самара: СГПУ, 2009 г.
  2. Кабытова Н.Н. «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней» Москва: «Наука», 2000 г.  

3.Носков И.А. «Самарская область. Хрестоматия по географии» Самара: ГОУ СИПКРО, 2008 г.

4.Саксонов С.В., Чистова В.В. «Жемчужина России Самарская Лука»  ФГУ Национальный парк «Самарская Лука», 2004 г.

Для   учителя:

1.Кугут И.А. «География. Дидактические  и  развивающие  игры  с  применением  информационных  технологий»: Москва, ООО «Планета», 2013 г.;

2.Интернет-ресурсы: Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru

Сведения   об  авторе

Власова  Вера  Семеновна – учитель  географии  высшей  квалификационной  категории  

Место  работы:  ГБОУ  лицей  с. Хрящевка  Самарской  области  Ставропольского района

Адрес  ОУ: 445146, Самарская область   Ставропольский район  с. Хрящевка, ул. Полевая, д.7/1.

раб. тел./факс:  8(8482)23-57-42;  с.89278968314


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"

Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Интеллектуальная игра "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся основной школы,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через использовани...

Презентация "Изучать свой край"

Комплексное изучение природного комплекса родного села....