«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».
учебно-методическое пособие по географии на тему
Учебно -методическое пособие по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».
Автор: Хамедова Елена Евгеньевна
Во всех классах:
- 1вариант - базовый уровень;
- 2вариант - сложнее;
- 3 вариант - самый сложный.
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.
6класс
Тема: «План и карта» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.
- Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
- Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?
Вариант 2
- На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения исходя из определения понятия «масштаб».
- Чем отличаются понятия «абсолютная» и «относительная» высота? Какая из них подписывается на картах?
- Сравните понятия «географическая карта» и «план местности».
Вариант 3
- Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Западный склон холма крутой, восточный пологий.
- Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 10°, то чему равно расстояние в километрах?
- Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?
Тема: «Атмосфера» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Дайте определение понятие «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?
- Отчего возникает ветер?
- Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?
Вариант 2
- Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?
- Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?
- Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если у нас: весна; зима?
Вариант 3
- Каким образом нагревается воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от земной поверхности, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?
- Что общего в образовании тумана и облаков?
- Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?
Тема: «Атмосфера».
Класс делится на 4 команды и получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин. Команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.
1 группа
- Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)
- Как высчитывается среднесуточная температура?
- Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)
- Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)
2 группа
- Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)
- Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)
- Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)
- Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)
3 группа
- Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).
- Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).
- Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)
- Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).
4 группа
- Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).
- Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)
- Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)
- Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)
Тема «Пояса освещённости Земли»
Карточка № 1.
- Как называется параллель, на которой 22 июня солнце находится в зените, то есть под углом 90 градусов?
- Где солнце в зените находится в день зимнего солнцестояния?
- На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?
Карточка № 2.
- Как называется параллель ,на которой 22 декабря солнце находится в зените под углом 90 градусов?
- Между какими параллелями находится жаркий пояс освещённости?
- На какой параллели 22 июня начинается полярная ночь?
Карточка № 3.
- Какой пояс освещённости находится между тропиком и полярным кругом?
- На какой параллели 22 июня начинается полярный день?
- Где солнце в зените находится в день летнего солнцестояния?
Карточка №4.
- Какой пояс освещённости находится между тропиками?
- На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?
- Как называется параллель, где в день летнего солнцестояния солнце стоит в зените ,то есть под углом 90 градусов?
7класс
Тема: «Мировой океан» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Какие виды волн вы знаете? Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
- С чем связано возникновение течений в океане?
- На какие группы по способу передвижения подразделяют органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам?
Вариант 2
- Используя знания о распределении солнечного тепла и света по поверхности Земли, объясните, как и почему изменяется температура поверхностных вод Мирового океана.
- Что такое теплое и холодное течение? Каким образом они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
- Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?
Вариант 3
- Почему вода в океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в морской воде?
- Каким образом обитатели океана приспособились к условиям жизни? Могут ли глубоководные рыбы жить в поверхностных водах? Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?
- Почему Северо-Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего +12°С, считается теплым, а Канарское течение с температурой воды +19°С – холодным?
Тема: «Южная Америка» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?
- Почему Амазонка самая многоводная река планеты?
- Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «сельвас», «льянос», «кампос», «пампа»?
Вариант 2
- Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.
- Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?
- Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.
Вариант 3
- Горы Анды – одни из самых высоких гор на Земле. Используя нужную вам карту, докажите этот факт с точки зрения строения земной коры и теории движения литосферных плит.
- На какой из ранее изученных материков Южная Америка похожа по особенностям своего животного мира? Обоснуйте свою точку зрения.
- Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?
8класс
Тема: «Географическое положение. Граница» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Какова площадь России, протяженность ее морских и сухопутных границ? Через какие природные объекты она проходит?
- Какие из морей России относятся к окраинным, какие к внутренним?
- Какие виды хозяйственной деятельности человека связаны с морями и океанами? Какое значение для России имеет Северный морской путь?
Вариант 2
- Охарактеризуйте положение России в пределах материка Евразия.
- Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?
- Вычислите примерную протяженность России с севера на юг и с запада на восток. Какие следствия имеет большая протяженность России?
Вариант 3
- В каких широтах расположена большая часть государства? Положение, какой крупной страны мира похоже на положение России?
- В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России (12 или 13). С какими причинами это связано? Какова ваша точка зрения?
- Если вы 14 мая поплывете из Владивостока в Сан-Франциско и пробудете в пути 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?
Тема: «Климат России» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Что такое солнечная радиация? Нарисуйте схему и покажите на ней все основные виды.
- Используя необходимую вам карту, определите территории, на которых выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? С чем это связано?
- Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат России?
Вариант 2
- Докажите на примере России, что климат зависит от географической широты, циркуляции воздушных масс, характера подстилающей поверхности.
- Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?
- Говорят, что в городе существует «остров тепла». Почему в центре города температура на 3-5 °С выше чем на окраинах?
Вариант 3
- В двадцатых числах марта и сентября, в дни равноденствия, угол наклона солнечных лучей к земной поверхности одинаков для одного и того же пункта. Например, для Москвы он составляет 34°. Почему среднемесячные температуры марта и сентября значительно различаются в одном и том же пункте? (В Москве среднемесячная температура марта составляет -5°С, а среднемесячная температура сентября + 9 °С.)
- Суточная сумма радиации 22 июня в Арктике больше, чем в самых южных районах Средней Азии. Объясните, почему летом температура воздуха в Арктике ниже, чем температура воздуха в умеренных широтах.
- На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм. В год). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?
Тема: «Рельеф и геологическое строение территории России»
Карточка № 1.
По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и впишите их в таблицу:
Основные формы рельефа | Название форм рельефа |
НИЗМЕННОСТИ | |
ВОЗВЫШЕННОСТИ | |
ПЛОСКОГОРЬЯ | |
ГОРЫ |
Карточка №2.
По предложенному плану составьте характеристику Западно – Сибирской равнины:
- Географическое положение территории. К какой тектонической структуре приурочена?
- Породами, какого возраста сложена и как они залегают?
- Высота территории над уровнем моря?
- Какие внешние процессы формировали рельеф территории?
- Какими полезными ископаемыми богата территория, и как они размещены?
- Какие стихийные явления, связанные с рельефом, здесь наблюдаются?
- Как влияет деятельность человека на рельеф территории?
Карточка №3.
- Под действием каких сил происходит постоянное изменение рельефа Земли?
- По тектонической карте России определите, какие районы нашей страны являются сейсмоактивными, назовите их; укажите названия крупнейших действующих и потухших вулканов России.
Где в России в последние годы произошли сильные землетрясения? Каковы были их последствия?
Карточка №4.
- Вспомните, какие полезные ископаемые связаны:
А) с магматическими породами?
Б) с осадочными породами?
- По тектонической карте определите месторождения, каких руд характерны для палеозойской складчатости? Мезозойской складчатости?
Карточка №5.
- Что и как показано на тектонической карте России?
- По тектонической карте определите, на каких тектонических структурах расположены равнины, горы.
Карточка №6.
С помощью геохронологической таблицы определите, в какую эру и в какой период образованы:
- Уральские горы;
- Горы Кавказ;
- Горы Северо – Востока Сибири;
- Горы юга Сибири;
- Горы Дальнего Востока.
Карточка №7.
- Заполните таблицу: «Главные особенности рельефа нашей страны». С помощью учебника и атласа конкретизируйте их.
Особенности рельефа нашей страны | Примеры, подтверждающие эти особенности |
Разнообразие | |
Преобладание равнин | |
Понижение территории к северу | |
Горное обрамление |
- Назовите самую древнюю эру жизни Земли. В какой период, и в какой эре мы живем?
Тема: «Рельеф. Климат РФ» (Разноуровневые)
Карточка №1.
1.Устойчивый участок земной коры называется __________________.
2.Самая древняя эра в геологической истории Земли _________________.
3.Самые древние платформы страны находятся на _______________России.
4.На западе России находится обширная __________________равнина.
5.Самые длинные и старые горы РФ называются ______________________.
6.Способность Солнца излучать тепло и свет называется ________________.
7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре называются __________.
8.Летом циклон приносит _______________________ погоду.
9.Коэффициент увлажнения это ______________________________.
Карточка №2.
1.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это ________.
2. Самая молодая эра в геологической истории Земли это __________________.
3.Самая молодая складчатость находится на _____________________России.
4.На востоке России находится _________________ плоскогорье.
5.Самые молодые горы России это _________________.
6.Общее количество солнечной энергии,поступающее на Землю это____________.
7.Атмосферные вихри с высоким давлением в центре это _______________.
8.Зимой антициклон приносит _____________________ погоду.
9.Объясните почему на западе России выпадает осадков больше чем Сибири ?
Карточка №3.
1.Самая древняя эра в геологической истории Земли это ____________.
2.Самые молодые горы России находятся на ________________.
3.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это _______.
4.Самые длинные и старые горы России называются ______________.
5.Самые древние платформы России находятся на _________________.
6.Летом антициклон приносит ______________ погоду.
7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.
8.Зимой циклон приносит _______________ погоду.
9.Объясните почему на севере России холоднее чем в центре Европейской части страны?
Карточка №4.
1.Самая древняя эра в геологической истории Земли это ____________.
2.Самые молодые горы России находятся на ________________.
3.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это _______.
4.Летом антициклон приносит ______________ погоду.
5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.
6.Зимой циклон приносит _______________ погоду.
7.Объясните почему на севере России холоднее чем в центре Европейской части страны?
8.На востоке России находится _________________ плоскогорье.
9.Самые молодые горы России это _________________.
Данные карточки позволяют провести контроль достаточно быстро, не требуют много времени от урока, просты при проверке и позволяют достаточно полно проверить знания учащихся.Можно использовать эти задания систематически, меняя варианты.
9класс
Тема: «Население» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Какова численность населения России? Какое место среди стран мира занимает Россия по численности населения?
- Какие народы населяют Россию? По каким признакам, и на какие группы их можно разделить?
- Что такое естественный прирост? От каких факторов он зависит?
Вариант 2
- Какие различия существуют в величине естественного прироста на территории России? Объясните этот факт.
- Какие зоны расселения выделяют на территории России?
- Как различаются города по выполняемым ими функциям?
Вариант 3
- Каким регионам России свойственна особая неоднородность национального состава территории? С какими причинами (историческими, природными) это связано?
- Какое население (городское или сельское) преобладает в России? Как различаются отдельные части России по соотношению городского и сельского населения?
- Что такое «трудовые ресурсы», как соотносятся понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
Тема: «Комплекс конструкционных материалов» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Какие общие черты имеют межотраслевые комплексы, производящие конструкционные материалы?
- Каково значение химической промышленности?
- Какие главные виды продукции производятся лесной промышленностью?
Вариант 2
- Какие типы предприятий имеются в черной металлургии? Что такое комбинат полного цикла?
- Каковы особенности руд тяжелых и легких цветных металлов, и каким образом это влияет на размещение их производства?
- Дайте оценку лесных ресурсов России.
Вариант 3
- Около города Череповца (центральная металлургическая база) отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Объясните данный факт.
- Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?
- Коксующиеся угли Печерского бассейна расположены к металлургическим комбинатам Урала ближе, чем Кузбасс. Однако уральские заводы используют кузнецкий уголь. Почему?
10класс
Тема: «Политическая карта мира» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Вспомните основные этапы формирования политической карты мира. Как изменялась политическая карта мира в XX веке?
- Как различаются понятия «страна» и «государство»?
- Приведите примеры экономически развитых стран. На какие группы они подразделяются? Какие страны относятся к «большой восьмерке»?
Вариант 2
- Какие события оказали влияние на формирование политической карты с конца 80-х годов до настоящего времени? К каким изменениям на политической карте они привели?
- Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты. Какие стороны противоборствуют друг с другом, в чем сущность этих конфликтов?
Вариант 3
- Какие признаки стран вы выделили бы для их классификации? Классифицируйте страны мира по предложенному вами принципу.
- Какие геополитические проблемы начали разрешаться в последнее время?
Тема: «Мировые природные ресурсы» (Разноуровневые)
Вариант 1
- Что такое «природные ресурсы», на какие группы они подразделяются? Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
- В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что значат эти термины, и в каких странах мира преобладают эти направления?
Вариант 2
- Как соотносятся понятия «природа», «природная среда», «географическая среда»?
- К современным экологическим проблемам относят дефицит минеральных ресурсов, оскудение биологических, опустынивание. Каковы причины их возникновения и возможные пути решения?
Вариант 3
- Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития?
- С течением времени и развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для промежуточной аттестации учащихся 8-х классов
Материал содержит 5 вариантов заданий для проведения промежуточной аттестации по математике учащихся 8-х классов. ...
Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов
Данные словарные диктанты предназначены для формирования грамотной математической речи, для развития внимания и оперативной памяти учащихся 5-6 классов коррекционных школ V вида. Могут пригодиться и у...
Презентация Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов
Данные словарные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной и точной математической речи....
«Дидактический материал по географии для учащихся 6 класса»
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя побе...
«Дидактический материал по географии для учащихся 6-9 классов»
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализ...
Дидактический материал. Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»
Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»...
Дидактический материал. "Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»
Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»...