РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Источники географической информации»
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 классов и составлена в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «СОШ №32 г. о. Мытищи». Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Источники географической информации" | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
"Источники географической информации"
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 классов и составлена в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «СОШ №32 г. о. Мытищи». Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Каждый из разделов курса включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Практические занятия позволяют обучающимся самостоятельно проанализировать на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах различного типа. Такая структура курса закладывает основы пространственного мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире. В ходе изучения данного курса возможно применение форм обучения – практикум, диалог, консультация, учебная дискуссия, самостоятельная работа обучающихся, представление и защита творческих работ. Форма итоговой оценки – зачет.
Курс рассчитан на 34 часа,1 раз в неделю.
Цель:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет- ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Задачи:
Метапредметные: формирование представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью адекватного понимания особенностей развития современного мира; формирование понимания места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики.
Предметные: Расширить представления о методах географической науки; рассмотреть современные источники географической информации; познакомиться с понятием «геоинформационные системы» их структурой и принципами функционирования.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса обучающийся должен:
знать/понимать :
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитического, геоэкономического положения России.
Содержание программы
Введение ( 3 час)
Что изучает элективный курс «Источники географической информации». Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Нахождение и применение географической информации. Практическая работа №1 «Анализ географических карт с целью их применения».
Источники географической знаний (8 часов)
Экспедиции. Полевые исследования. Аэрофото -,космические исследования. Хранилища знаний – учебники, карты, атласы, книги о путешествиях и законах природы и хозяйства. Статистические материалы . Справочники. Словари. Энциклопедии. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Геоинформационные системы. Практическая работа №2 «Анализ статистических материалов». Практическая работа №3« Анализ тематических карт атласа» Практическая работа №4 «Составления Справочника достопримечательностей города Мытищи» (Презентация, буклет – по выбору обучающегося).
Традиционные и новые методы географических исследований (20 часов)
Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основные методы географических исследований.
Картографический метод. Карта—второй язык географии. Карта — уникальный источник информации. Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Знание истории: истории развития Земли, истории человечества. Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д. Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д. Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки. Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий. Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения. Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества. Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус. Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы. Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система). Классификация ГИС: по территориальному охвату (глобальные, субконтинентальные, национальные, региональные, локальные или местные); по уровню управления (федеральные, региональные, муниципальные, корпоративные); по функциональности (полнофункциональные, ГИС для просмотра данных, для ввода и обработки данных, специализированные); по предметной области (картографические, геологические, городские или муниципальные, природоохранные и т.п.).Практическая работа №5 «Определение ресурсообеспеченности отдельных стран мира». Практическая работа №6 «Составление комплексной характеристики субрегионов мира с использованием различных источников информации». Практическая работа №7 «Составление сравнительной характеристики двух стран мира с использованием карт атласа и статистических материалов». Практическая работа №8 «Моделирование территорий с учетом внесения изменений в расположение объектов (например, если добавить новую дорогу)». Практическая работа №9 «Пространственный анализ местоположения объекта с использованием интернет- ресурсов».
Специальные географические исследования экономического планирования, проектирования, управления (3 часа)
Инвентаризация ресурсов. Географическая экспертиза проектов. Система мониторинга.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | Практическая часть |
Практические работы | |||
1 | Введение. | 3 | 1 |
2 | Источники географической информации | 8 | 3 |
3 | Традиционные и новые методы географических исследований | 20 | 5 |
4 | Специальные географические исследования экономического планирования, проектирования, управления | 3 | |
Итого | 34 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Такая разная информация"
Курс ориентирован на прдпрофильную подготовку учащихся, строится на основе информатики. Главная цель курса - дать ученикам практические навыки работы с информацией, которые способств...
Рабочая программа элективному курсу Информация и информационные технологии 10 кл.
Рабочая программа элективному курсу по технологии «Информация и информационные технологии» для 10 класса создана на основе авторской программы «элективного курса по технологии «Информация и информацио...
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса "Географический мир"
Программа «Географический мир» рассчитан на 35 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену...
Рабочая программа элективного курса "С любой информацией на ты" 9 класс
Рабочая программа Элективного курса "С любой информацией на ты" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса "Географический мир"
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, н...
Рабочая программа элективного курса "Географические задачи"
Курс предназначен для учащихся 9-11 классов для углубленного узучения практической части географии....