Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса "Географический мир"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Программа «Географический мир» рассчитан на 35 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9_klass.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО утвержденной
приказом от 10.06.2016 №02-05-223
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Географический мир»
Уровень общеобразовательный
(общеобразовательный, профильный, углубленный)
Крупенина Наталья Викторовна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 9Г,9Д
2016-2017 учебный год
Количество часов:
всего 35 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе: Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2006 г.
.
Элективный курс по географии «Географический мир»
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Географический мир» рассчитан на 35 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
- картографические элементы, факты;
- номенклатуру;
- основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
- Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс
Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.
2. Тематическое планирование курса
№ | Название темы курса | Дата план | Дата факт | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля | |||
9г | 9д | 9г | 9д | ||||||
Источники географических знаний. | 2 | ||||||||
1. | Источники географических знаний. | 1 | Семинар | ||||||
2. | Выдающиеся географические открытия и исследования | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
Природа Земли и человек. | 6 | ||||||||
3. | Форма и размеры Земли, движение Земли. | 1 | Практикум | Картосхема | |||||
4. | Земная кора и литосфера. | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | ||||||
5. | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | 1 | Практикум | Картосхема | |||||
6. | Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |||||
7. | Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
8. | Географическая облочка Земли. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |||||
Материки, океаны, народы и страны | 5 | ||||||||
9. | Современный облик планеты Земля. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
10. | Соотношение суши и океана на Земле. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
11. | Население Земли. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
12. | Материки и страны. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
13. | Многообразие стран. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
Природопользование и геоэкология. | 3 | ||||||||
14. | Влияние хозяйственной деятельности на природу. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
15. | Основные типы природопользования. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
16. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
География России | 17 | ||||||||
17. | Особенности географического положения. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
18. | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
19. | Климат и климатические ресурсы. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
20. | Внутренние воды и водные ресурсы. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |||||
21. | Биологические ресурсы. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
22. | Природные комплексы России. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
23. | Природные комплексы России. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |||||
24. | Население России. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
25. | Межотраслевые комплексы России. | 1 | Практикум | Варианты КИМ | |||||
26. | География межотраслевых комплексов. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
27. | Районирование России. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
28. | Западный макрорегион - европейская Россия. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
29. | Восточный макрорегион - азиатская Россия. | 1 | Решение типовых заданий, представленных в КИМ. | Варианты КИМ | |||||
30. | Население и хозяйственное освоение ХМАО. | 1 | Практикум | Картосхема | |||||
31. | Особенности хозяйства. Промышленность ХМАО. | 1 | Лекция | Конспект | |||||
32. | Социально-экономические проблемы округа. | 1 | Практикум | Обобщающая таблица | |||||
33. | Россия в современном мире. | 1 | Семинар | Доклады учащихся | |||||
Обобщающее повторение по курсу | 2 | ||||||||
34. | Итоговое обобщение. | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ | |||||
35. | Решение тренировочных работ. | 1 | Решение демонстрационных версий КИМ. | Варианты КИМ |
Содержание программы
1)Источники географических знаний (2ч)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2) Природа Земли и человек (6ч)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.
3) Материки, океаны, народы и страны (5ч)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4) Природопользование и геоэкология (3ч)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5) География России (17ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6) Обобщающе повторение по курсу (2ч)
Итоговое обобщение. Решение тренировочных работ.
Учебно-методический комплект элективного курса по географии в 9 классе.
Программы:
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
География России. «Хозяйство и географические районы» для 9 класса, под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2006 г.
Учебно - методические пособия для учителя:
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
- Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.
Учебные пособия для учащихся:
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
- География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
- Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
- Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс
Программа элективного курса “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...
Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география"
рекреация, туризм, отдых, рекреационные районы, ТРС...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...