Технологическая карта открытого урока
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

Козлова Анна Владимировна

Тема: "Ледники"
6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области

                              Технологическая карта урока на тему «Ледники».  География 6класс 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                     Выполнили: Козлова Анна Владимировна, учитель географии и биологии,

МКОО  «Антроповская средняя школа»

 Антроповского муниципального района

 Костромской области  

п. Антропово, 2018 г


 

Автор

Учитель географии и биологии: Козлова А. В.   МКОО  «Антроповская средняя школа»

Антроповского района Костромской области  

Предмет

География

Класс

6 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология построения урока

Технология проблемного обучения

Тема

Ледники

Цель

Знакомство с ледниками суши и причинами их образования.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли.

Развивающие: развитие навыков работы с учебником, картой, формирование географического мышления. Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.

Воспитательные: раскрытие причин в необходимости экономного расходования воды, формирование эстетического отношения к компонентам неживой природы как к источнику жизни и красоты. Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

- формирование понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота», классификация ледников;

- ознакомление с условиями их образования, распространением и значением в природе и жизни человека;

- выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

ПознавательныеУУД:

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

- высказывать предположения;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам–презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные УУД:

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Личностные УУД:

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

 -выражать положительное отношение к процессу познания:

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Основные термины, понятия

Ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Работа в группах

Фронтальная

Индивидуальная

Тетрадь,учебник,атлас, карты: полушарий, океанов, физическая карта России

Слайды с изображением ледников разных типов.

Презентация,

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

  1. Сформулировать тему урока
  2. Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний
  3. Создать условия для включения в учебную деятельность

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Организационный

момент (1 мин)

Проверка готовности класса к уроку.

Учащиеся готовы к началу урока

Мотивация и целеполагание (3 мин)

1) Просмотр  видеофрагмента новостей о леднике

2)После просмотра учитель выводит обучающихся на постановку цели учебного занятия, формулирование темы урока и решаемых на уроке задач.

1) Учащиеся просматривают видеофрагмент.

2) Слушают учителя, вступают в диалог

3)Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Повторение понятия «гидросфера» агрегатного состояния воды, изменения температуры воздуха с высотой.

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

- высказывать предположения

-    планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Актуализация знаний

(3 мин)

1)Постановка проблемного вопроса: возможно ли образование ледников в нашей местности?

2)Учитель подводит учащихся к осознанию недостаточности знаний

Высказывают предположения.

Опираются на приобретённые ранее знания и из жизни , наблюдениям.

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Изучение нового материала

(24 мин)

I. Понятие ледник

1)Учитель предлагает план учебной работы, проецирует на экран картины и слайды презентации с видом ледника.

2)Проводит обсуждение работы

3)Проводит взаимопроверку в формулировке определений с опорой  на образец

I. Понятие ледник.

1)Исходя из увиденного видео и фото стараются сформулировать самостоятельно определение ледник Работают с текстом учебника стр.100,сверяют понятия.

 Размышляют над понятиями. Записывают  определения в тетрадь.

2)Проводят взаимопроверку, оценку степени выполнения заданий.

Понятия: Ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота.

Геономенклатура по теме покровные ледники:   Антарктида, о. Гренландия Канадский Арктический архипелаг.

Работа с картой и учебником. Проведение исследования ледника: +условия образования +формы и размеры

+распространение

+значение в природе и в жизни человека

Свойства вод Мирового океана: соленость и температура.  

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

проверять информацию

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-анализировать результаты опытов, элементарных исследований




– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

II. Классификацию ледников учащиеся 1) Изучают в группах: «Горные ледники» - стр. 100, «Покровные ледники» - стр. 101, «Многолетняя мерзлота» - стр.102

2)Обсуждение плана работы групп

 

Физкультминутка (географическая)

II. Типы ледников.

1)Выдвижение гипотез.

2)Распределяют обязанности в группе.

3)Выполняют работу, изучают текст учебника, работают с картами,  выполняют краткий конспект по своей теме, готовятся к отчету.

4)Презентация знаний- сообщение.

Физкультминутка

Первичное закрепление изученного

материала (7 мин)

1)Постановка цели перед учащимися и решение проблемной задачи в начале урока.

2)Демонстрация презентации.

3) Обсуждение задания: будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро в Африке, если температура у подножия составля-ет +25град.

4)Запись уточнения в тетрадь: При подьёме на 1000метров в горы температура понижается на 6градусов.

5) Оценка ответов учащихся

1)Повторный просмотр презентации,

2) Высказывание предположений, доказательств и рассуждений.

3) Выделение типов ледника, определение на физической карте объекта, объяснение понятий ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота.

4)Решение задания

5)Определение с помощью карты снеговой границы, условного знака ледника, работа с картой.

6)Проверка: отчет группы у доски.

Работа с картой, расширение знаний номенклатуры.

Описание свойств и работы ледника на основе карт атласа и полученных знаний.

-сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации

– планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

– применять правила делового сотрудничества;

– выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Рефлексия

(4 мин)

1) Объяснение правил составления синквейна

2) Организация процедуры самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке

3)Выставление отметок

2)Составление синквейна со словами: ледник, айсберг. презентация его.

3)Взаимооценка учебной деятельности

Обобщение понятий по теме «Ледникики»

-преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

- осуществлять итоговый контроль деятельности

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственности, причины неудач

Домашнее задание

(2 мин)

Обсуждение домашнего задания:

Изучить параграф 25, ответить на вопросы (на выбор).

1.Назовите горы, на которых имеются горные ледники?

2.Где снеговая линия выше в горах Кавказа или Килиманджаро?

3.Составьте план описания ледника.

4.Используя дополнительные источники знаний,выясните, почему затонул «Титаник»?

5.Возможно ли использование человеком покровных ледников?

Записывание домашнего задания в дневник

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразовани, сохранение, передачу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Ледники» 6 класс Выполнила: учитель географии Козлова А. В. Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Антроповская средняя школа» Антропово, 2018

Слайд 2

Цель: знакомство с ледниками суши и причинами их образования.

Слайд 3

Состояние воды в природе ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ Жидкое Газообразное Твердое

Слайд 4

Внутренние воды ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ РЕКИ ОЗЕРА ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА ИСКУССТВЕННЫЕ ВОДОЕМЫ ЛЕДНИКИ

Слайд 5

Ледники

Слайд 6

Проблемный вопрос: Возможно ли образование ледников в нашей местности? Алгоритм действий, задачи 1. Что называется ледником. 2. Как образуются ледники. 3. Классификация ледников. 4. Значение и распространение ледников на Земле.

Слайд 7

ЛЕДНИК

Слайд 8

Классификация ледников Горные ледники. ЛЕДНИК – МНОГОЛЕТНЕЕ СКОПЛЕНИЕ ЛЬДА НА СУШЕ.

Слайд 9

Работа с учебником Стр.100 прочитай текст и ответь на вопросы: 1)Что такое снеговая линия? 2)Скорость движения ледника? 3)Какую роль играют горные ледники в жизни людей?

Слайд 10

Горные ледники ТЕЛО ЛЕДНИКА СНЕГОВАЯ ЛИНИЯ 1 2 3 4 1 – покрытая ледником горная вершина 2 – 3 – сход левого и правого языков горного ледника 4 – образование пикообразных горных вершин РЕКА

Слайд 11

Покровные ледники Стр.101 прочитай и ответь на вопросы: 1)Какую площадь занимают в %,от всей площади ледников 2)Что такое айсберг? 3)Какое значение имеют айсберги? 1 2 АНТАРКТИДА ГРЕНЛАНДИЯ КАНАДСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ АРХИПЕЛАГ

Слайд 12

Айсберги Айсберг – ледяная гора, плавающая в океане.

Слайд 13

Многолетняя мерзлота Стр.102 Прочитай и ответь на вопросы: 1)Что такое многолетняя мерзлота? 2)На каком материке нет мерзлоты? 3)Значение многолетней мерзлоты?

Слайд 14

Итак, представьте, что все ледники растаяли. Какой станет наша планета? Обоснуйте свой ответ, используя знания, которые вы приобрели сегодня на уроке.

Слайд 15

Вопрос: Какая температура воздуха будет на вершине влк. Килиманджаро и если у её подножия температура +25*С? Задачи: 1. Найдите на карте и определите его абсолютную высоту. 5895 м. 2 . Сколько раз произойдёт понижение температуры воздуха? 5895:1000= 5,9 раза. 3 .На сколько градусов повысится температура воздуха с высотой? 6* 5,9= 35* С. Какой будет температура воздуха на вершине? T* = (+25*С)- 35*С=-10*С Вывод: На определённой высоте (там, где температура воздуха будет около 0*С), для Килиманджаро-4500м, возникает ледник .

Слайд 16

Задача Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник ?

Слайд 17

Работа с картой Найди и покажи на карте, где на Земле есть территории с ледниками?

Слайд 18

Я сегодня открыл для себя … На уроке меня поразило… Сегодня я научился… Я хотел бы больше узнать…

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 25. Ответьте на вопрос (на выбор): Назовите горы, на которых имеются горные ледники? Где снеговая линия выше в горах Кавказа или Килиманджаро? Составьте план описания ледника. Используя дополнительные источники знаний,выясните, почему затонул «Титаник»? Возможно ли использование человеком покровных ледников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...