Технологическая карта открытого урока по теме "Природные зоны Евразии"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Савельева Татьяна Сергеевна

Данное занятие составлено с учетом ФГОС. Проводилось в апреле 2018 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

География, 7 класс.

Тема урока: «Природные зоны Евразии»

                                       Пояснительная записка.

Предмет: география.

Класс: 7

Тема урока: «Природные зоны Евразии».

Реализуемый УМК: География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

Цель урока: создать условия для применения умений и знаний о природных зонах Евразии, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.

Задачи:

Обучающие: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; определять особенности размещения природных зон; составлять описание природных зон; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.

Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание значимости знаний о природных зонах Евразии;

- осознание необходимости понимать и читать карту;

- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.

Предметные:

Выпускник научится:

- работать с картой как источником географической информации;

- определять по карте зональность в природе материка Евразия;

-работать с отчетами путешественников как источниками географической информации;

- подготавливать сообщения о природных зонах;

- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников;

- наносить на контурные карты природные зоны материка;

- давать характеристику природной зоне.

Выпускник получит возможность научиться:

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- использовать теоретические знания для практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок-практикум.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в группе.

Материально-техническое обеспечение:

- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

- Атласы 7 класса.

- Презентация

- Мультимедийное устройство.

- Компьютер.

- Карта «Природные зоны Евразии».

- Физическая карта Евразии.


Технологическая карта урока

Этап урока

Хронометраж

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Орг. момент.

3 мин

Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку).

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Приветствие:

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие.

Проверьте свои принадлежности к уроку.

Приветствие.

Рапорт дежурных.

Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь.

Проверка Д/З

10 мин

Личностные:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные:

- актуализация знаний

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

 

  1. Вспомнить выдающиеся объекты Евразии. Приложение 1
  2. Задание по номенклатуре (по карте): Распределить реки по бассейнам океанов. Взаимопроверка по эталону. СЛАЙД

Отвечают на вопросы теста.

Работают с картой. Взаимопроверка. Выставляют оценки в соответствии с критериями.

Мотивационно-целеполагающий этап.

5 мин

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметные:

- знание понятий и терминов « природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;

- умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникатывные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Слово учителя:

- Мы с вами на последнем уроке изучали внутренние воды Евразии. Исходя из плана описания материка, что мы будем изучать сегодня?

- Правильно. Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии».

Вспомним, какие природные зоны вы знаете. Загадки по ПЗ. Приложение 2

- Т.о. что будет являться целью нашего урока?

Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм» Приложение 3

 

Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отгадывают загадки.

Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии.

Отвечают на вопрос.

Решают «мозговой штурм».

Основная часть урока:

20 мин

Личностные:

понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.

Предметные:

знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

По какому плану мы изучаем природные зоны?

Что мы используем для изучения?

Используя карту Евразии «Природные зоны», перечислите природные зоны в той же последовательности как идет смена природных зон (фронтальный опрос).

В какой природной зоне находится ХМАО?

-  Самая большая природная зона по площади?

- А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?»

- Назовите причины смены природных зон на материке Евразия.

Вспоминают план

Учебник, атлас

Перечисляют ПЗ

В тайге

Тайга

Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны.

-Основной причиной смены природных зон с севера на юг является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора.

Физкультминутка

2 мин

1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников;

2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку;

3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.

Мы определили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз повторить особенности расположения природных зон Евразии, мы проведем полезную физкультминутку. Я буду называть признаки природных зон, а вы – если посчитаете, что я говорю правильно – сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете.

  1. Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии .
  2. Зона тайги состоит из хвойных лесов.
  3. Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков.
  4. Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов.
  5. Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия.
  6. Тайга находится в умеренном климатическом поясе.

Учащиеся на правильные высказывания – остаются на месте; если высказывание неправильное, тио встают:

  1. Встают.

  1. Сидят.

  1. Встают

  1. Сидят.

  1. Встают.

  1. Сидят.

Постановка проблемы

Личностные:

понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту.

Предметные:

знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Проблемный вопрос: Севернее тайги находится тундра. В этой зоне не растёт лес из-за низкой температуры воздуха. Южнее лесной зоны находится степь. Тепла там достаточно, почему же лес не растёт в этой зоне?

Почему зона широколиственных лесов не простирается сплошной полосой, а расположена только на западе и востоке материка, а отсутствует в центральных частях материка?

Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Как вы думаете, какие природные зоны могли бы претендовать на такое звание?

Слушают информацию.

Применение знаний.

Личностные:

устойчивый познавательный интерес.

Предметные:

использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре.

Сегодня мы отправимся в экспедиции по каждой природной зоне Евразии. Каждая экспедиция получает задания. Приложение 4
Руководителю – определение географического положения природной зоны. Руководить работой участников экспедиции.
Климатологу – описать особенности климата.
Почвоведу – изучить  почвы  природной зоны.
Ботанику – изучить растительный мир природной зоны.
Зоологу – изучить животный мир.
 

     Группы выполняют задание на листе формата А3. Затем каждая экспедиция составляет отчёт, который озвучивается представителем от группы, всему классу.  Отчёт идет по плану:

  1. Название природной зоны
  2. ГП
  3. Климат
  4. Почвы
  5. Растительный мир
  6. Животный мир

     Выступающему, необходимо объяснить, почему на данной территории  сформировалась определенная природная зона.  В случае необходимости учитель корректирует ответы учащихся.

     После  отчета каждой группы учитель показывает слайды, знакомящие учащихся с особенностями растительного и животного мира той природной зоны, о которой говорил представитель.

Работа в группах.

Выступления групп

Закрепление

1)В качестве закрепления предлагаю вам проверить еще один отчет по природным зонам.

Задание текст с ошибками.СЛАЙД

2) По представителям определите природную зону

Выполняют задание на закрепление

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

7 мин

Личностные:

-самоопределение, самосознание.

Предметные:  использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные :

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать результаты действий на уроке;

 -осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

-определение основной и второстепенной информации

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные:

-учет разных мнений,

- планирование работы учебного    сотрудничества.

 

Оцените свою работу в группе. Приложение 5

Ответьте на проблемный вопрос в начале урока.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.

Обмениваются мнениями.

Отвечают на проблемный вопрос.

Д/з

П. 52, сделать таблицу по природным зонам Евразии. В контурной карте отметить природные зоны Евразии.

Записывают д/з в дневник.


 

Используемая литература.

1. Учебник География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.

        2. Типы уроков по ФГОС

http^//videouroki.net



Предварительный просмотр:

1)самая северная точка суши – мыс Челюскин (77°с.ш.);

2)самая высокая точка суши — г. Джомолунгма (Эверест) — 8848 м над уровнем моря;

3)самая низкая точка — побережье Мертвого моря, лежащего на 424 м ниже уровня моря;

4)самая большая глубина Мирового океана — Марианский желоб — 11 022 м;

5)самая низкая температура воздуха Северного полушария – район Оймякона: —71 °С;

6)самое большое среднегодовое количество осадков – район Черапунджи (Индия) — 10 854 мм;

7)самое большое озеро — Каспийское; его площадь 396 тыс. км2;

8)самое глубокое пресноводное озеро мира — Байкал; его глубина 1637 м;

9)самая длинная река Евразии – Янцзы; 5800 м;

10)самая многоводная река – Енисей;

11)самая крупная река Европы не имеющая стока в океан - Волга



Предварительный просмотр:

1.Вот перед нами лесной биом,

Растений и животных очень много в нем.

Он многоярусный, лианой оплетен,

И «легкими Земли» зовется он.

В нем много «драгоценностей» растет,

Их в медицине использует народ.

На карте вдоль экватора найдешь

И мне ты эту  зону назовешь.

(Влажные экваториальные леса)

2. По широкой зоне едешь дни и ночи;

Но нигде не встретишь леса или рощи,

Лишь торчат сугробы вдоль болотных кочек.

Да в снегу кустарник борозду полощет.

(Зона тундры)

3. Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит этот лес.

Там нас ждут рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, он шумит.

(Зона смешанных лесов)

4. На все стороны, куда ни бросишь взор:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

(Зона степей)

5. Солнечный, жаркий жёлтый поток

Льётся здесь на жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как лёд,

Жёлтая птица неслышно плывёт.

(Зона жарких пустынь)



Предварительный просмотр:

«Мозговой штурм».

1. Что такое природный комплекс?

( ПК – это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия ГП)

2. Что называю природной зоной?

( Это крупный ПК, образование которого обусловлено соотношением тепла и влаги).

3. Дайте определение понятию «широтная зональность» ( смена природных зон от экватора к полюсам).

4. Что такое высотная поясность? (смена природных зон в горах).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ  ГРУППЕ

  1. Руководителю группы.

Определить географическое положение природной зоны.

(Заштриховать нужный участок на контуре материка Евразии)

  1. Климатологу.

Составить характеристику климата:

  1. В каком климатическом поясе расположена природная зона.
  2. С помощью условных знаков охарактеризуйте климат природной зоны:

  C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\NPVDE8FU\MC900440405[1].png                                                               C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\BIZAAEUG\MC900432587[1].png                 

жарко                             холодно                         тепло

 

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293828.wmf                   C:\Users\Андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\PIZL2ZL3\MC900199249[1].wmf

  Влажный   климат              достаточное увлажнение          недостаточное

                                                                                                        увлажнение

  1. Почвоведу.

Определить тип почвы в природной зоне.

(атлас )

  1. Ботанику.

Изучить растительный мир природной зоны.

(учебник § 52)

  1. Зоологу.

Изучить животный мир природной зоны.

(учебник § 52)

(атлас)

  1. Выступающий (может быть любой представитель группы)

Выступающий должен рассказать об особенностях природной зоны и объяснить, почему на данной территории  сформировалась определенная природная зона.



Предварительный просмотр:

Оцени свою работу на уроке:

Группа: __________________________________

Состав группы

(Фамилия, Имя)

Самооценка

Оценка руководителя

группы

Твое настроение

(нарисуй подходящий смайлик)

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...