Рабочая программа кружка "Юный географ"для учащихся 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Кружок рассчитан на 1 час в неделю. В год 35 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_geograf.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ЕМЦ МБОУ «Сиренькинская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ _______________ Осипова Е.Н. «__»___________2017г. | «Согласовано» Зам. директора по ВР МБОУ «Сиренькинская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ _____________ Файзетдинова М.Г. «__»___________2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ ______________ Файзетдинов Т.М. «__»__________2017г |
Программа кружка
"ЮНЫЙ ГЕОГРАФ"
составитель: учитель географии
Осипова Е.Н.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №_____ от
«___»______________2017г.
2017-2018 учебный год
Программа кружка «Юный географ»
34 часа
Пояснительная записка
В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.
Изучение родного края — это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Для изучения географии своей местности предлагается следующий кружок:
«Юный географ»– 9 класс, 34 ч.
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны , лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, туристические походы, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия.
Особое место в программе кружка принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, участие в конференциях, слетах, конкурсах.
Цель кружка: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи кружка:
I. Образовательные:
Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
II. Развивающие:
Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные:
Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Информационная справка
Кружок «Юный географ» работает с сентября 2016 г. Кружок посещают учащиеся МБОУ «Сиренькинская СОШ». Кружок работает по четвергам с 13.10 до 14.10. Кружок посещают учащиеся возраста от 14 до 16 лет (9 класс). Занятия кружка в основном проходят в кабинете географии. На кружке учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации, исследовательские работы. В работе кружка широко используются электронные
диски. Также при проведении кружка используются такие формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.
Объем часов: 34 часа, теоретическая часть – 13 часов, практическая часть- 10 часов, исследовательская деятельность — 11 часов.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
Заниматься поиском необходимой информации; анализировать статистический материал; описывать результаты творческих наблюдений; делать выводы и обобщения; обсуждать результаты, участвовать в дискуссии.
Планируемые результаты работы кружка «Юный географ»
В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие умения и навыки: ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
повысить свой кругозор;
применять компьютерные технологии в обучении;
знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
способы проверки результатов работы:
-выставки
-фестивали
-учебно-исследовательские конференции
-соревнования по спортивному ориентированию
-олимпиады
Учащиеся должны знать:
— основные термины и понятия минералогии, петрографии;
-основные виды туризма;
-основные методы ориентирования на местности;
-основные виды растений и животных родного края;
-правила ведения наблюдений, полевых исследований;
-особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
-историю образования и развития района;
Должны уметь:
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в районе;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-различать памятники природы;
-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
-различать охраняемые растения и животных Республики Татарстан;
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Изучение программы кружка завершается итоговой конференцией, на которой проходит защита творческих самостоятельных работ учащихся, оформляется выставка фотографий, рисунков о родном Альметьевском районе.
Направления:
Введение, план и карта, ориентирование, туризм и его виды, минералогия, геология района, рельеф и полезные ископаемые, климатические особенности района, внутренние воды, почвы, растительность и животные. Обитающие в окрестностях Альметьевского района, история образования г.Альметьевска, население, промышленные предприятия, знаменитые имена и фамилии города, исследовательская деятельность, полевая практика.
Учебно-тематическое планирование кружка «Юный географ»
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | 08.09 | ||
2-3 | План и карта Альметьевского района | 2 | 1 | 1 | 17.09 25.09 | |
4-6 | Минерология, геология, рельеф и полезные ископаемые | 3 | 2 | 1 | 02.10 09.10 16.10 | |
7-8 | Климатические особенности г.Альметьевска и Альметьевского района, внутренние воды. | 2 | 1 | 1 | 23.10 30.10 | |
9-10 | Почвы, растительный и животный мир Альметьевского района и Республики Татарстан в целом | 2 | 1 | 1 | 13.11 20.11 | |
11-12 | Возникновение и развитие г.Альметьевска, Альметьевского района | 2 | 1 | 1 | 27.11 04.12 | |
13 | Викторина "Что?Где?Когда?" | 1 | 1 | 11.12 | ||
14-15 | Население Альметьевского района | 2 | 1 | 1 | 18.12 25.12 | |
16-17 | Улицы и учебные заведения нашего города | 2 | 1 | 1 | 15.01 22.01 | |
18-19 | Промышленные предприятия города | 2 | 1 | 1 | 29.01 04.02 | |
20-21 | Отрасли производства на территории Альметьевского района | 2 | 1 | 1 | 11.02 18.02 | |
22 | Знаменитые люди города Альметьевска | 1 | 1 | 25.02 | ||
23 | Знаменитые люди Альметьевского района | 1 | 1 | 04.03 | ||
24-34 | Исследовательская деятельность, составление презентаций (индивидуально-групповая работа) | 11 | 11.03,18.03, 08.04,15.04, 22.04,29.04, 06.05,13.05, 20.05,27.05. | |||
ИТОГО: | 34ч. |
- Условия возникновения, становления опыта
В качестве основных ключевых понятий опыта выступают:
Саморазвитие личности уч-ся – процесс обогащения деятельностных способностей и личных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которой служит присвоение социального опыта, воплощенного в современных реалиях.
Субъект - человек как конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания.
В условиях постоянного ускорения темпов жизни и усиления требований к уровню подготовки уч-ся особую актуальность приобретают скорость получения и качество усвоения ЗУН. Жизнь стремительно меняется. Современный человек - это, прежде всего, человек компетентный во всех сферах жизнедеятельности; человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный, способный принимать эффективные решения и брать на себя ответственность за них.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в ее становлении - школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира. В связи с этим возникает необходимость в создании условий для полной самореализации и становления личности в рамках школьной системы.
Все больше убеждаюсь, что роль учителя состоит не только в том, чтобы преподать ученикам фундаментальные научные знания, но и создать на своих занятиях такую атмосферу, в которой ученику было бы комфортно, где бы он мог реализоваться как личность думающая, стремящаяся к познаниям не ради оценки.
Достижение поставленных целей возможно при серьезной активизации деятельности самого учащегося, как основного участника образовательного процесса. Хорошо известно, что знания, «добытые» собственным трудом, являются самыми прочными и остаются в памяти на долгие годы.
Мой интерес к формированию навыков практической деятельности учеников в сфере краеведения и картографии определился под влиянием следующих моментов:
Психологическую направленность на успех, я использовала для привлечения учеников к практической деятельности на основе краеведческого и картографического подхода. А наградой мне как учителю стал детский интерес к географии.
Поставленные задачи оптимально решались в процессе кружковой работы, которая помогает ребенку самореализоваться, способствует развитию нестандартного мышления.
II. Актуальность и перспективность опыта
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Предлагаемый опыт работы актуален, поскольку соответствует реалиям современного общества и требованиям социального заказа. В условиях информационного общества, переполненного различными коммуникациями, школа должна не столько дать информацию, сколько научить информационному поиску. В связи с этим исследовательские навыки во многом и составляют современный социальный заказ. Они универсальны. Умение понимать и добывать информацию востребовано в любой профессиональной сфере.
Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии человека внутреннюю активность личности, ее потребности, способность к самосовершенствованию.
Также чрезвычайно важна в образовательном процессе индивидуально - личностная ориентация педагога.
Работая в традиционной системе образования, я столкнулась с рядом противоречий, требующих разрешения. Таким образом, сформировались задачи:
ПРОТИВОРЕЧИЯ | ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ |
1. Между потребностью современного общества в интеллектуально-развитой и эрудированной личности и низким уровнем мотивации уч-ся. | Активизация познавательного интереса уч-ся к предмету через новые формы организации учебного процесса. |
2. Между новым направлением в образовании, ориентированном на развитие личностного потенциала ученика, и традиционными методами обучения, нацеленными на передачу знаний. | Создание условий для становления и реализации личностных качеств уч-ся, творческой сущности детей. |
3. Между необходимостью донести до учеников учебный материал (при постоянно возрастающем информационном потоке) и количеством учебных часов, отведённых на курс географии в школьной программе. | Оптимизация образования за счет использования интерактивных форм и методов обучения. |
Начав поиск своего пути в новой системе образования, пришла к выводу, что использование кружковой формы работы, прежде всего, позволяет успешно решать проблему личностной реализации ребенка, что в целом способствует его удачной социализации в будущем. Школьник учится вырабатывать и отстаивать свою собственную точку зрения, сопоставляя своё мнение с мнением других, принимать правильное решение и находить альтернативные. Дети осуществляют свой выбор, обретая уверенность в собственных силах. При этом активно формируются социальные качества учащихся: культура общения и сотрудничества, умение работать в коллективе. Кроме того, живая дискуссия создаёт атмосферу свободы самовыражения.
Личность формируется, развивается, проявляется в контакте с другими, себе подобными. Совместная работа детей даёт возможность проявить себя как личность.
Желание ощутить себя частью коллектива - свойство человеческой природы. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью, и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
III. Ведущая педагогическая идея
На основе вышеизложенного противоречия я формулирую ведущую идею моего педагогического опыта следующим образом. В случае обращения к краеведческому и картографическому материалу возможно получение действительно нового знания, следовательно, возможно реальное формирование опыта практической деятельности.
Практическая деятельность такого уровня позволяет формировать навык извлечения эксклюзивной информации, необходимый в любой профессиональной среде. Очевидную сложность такого подхода к ученическому исследованию, на мой взгляд, можно снять чётко продуманной методикой поиска и обращением к таким психологическим свойствам ребёнка, как любопытство и стремление к открытиям, желание успеха и признания.
С точки зрения диалектического подхода, переход от организационной формы «учитель-ученик» к сотрудничеству на уровне «ученик - ученик» позволяет осуществить переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе, что способствует личностно- ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время.
IV. Теоретическая база опыта
Теоретическая база моего опыта опирается на две основы, одна из которых лежит в сфере педагогики, другая относится к географической науке.
В частности, большое влияние на меня оказали идеи практико-ориентированного обучения. В педагогике оно понимается как обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания. А практический опыт складывается в результате сознательного овладения совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий.
А.С.Макаренко подчёркивал, что «…воспитание - процесс социальный в самом широком смысле этого слова… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых переплетается с другими отношениями, усложняется нравственным и физическим ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя». «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой», – сказано основателем дидактики Яном Амосом Коменским.
Проблема активности учащихся, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось. У учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу. Одним из таких подходов является проблемный.
Привлечение краеведческого материала учит использовать при решении проблемы все знания, опыт, опираться не только на логику, но и интуицию, догадку. Воспитательное значение имеет коллективное решение проблемы, учит слышать других, критически оценивать свою и чужую точки зрения, признавать ошибки, доказывать правоту, вместе искать решение.
Эффективно организованное обучение заключается в создании условий для развития заложенных в ребёнке способностей, т.е. постановке таких проблемных задач, в процессе решения которых эти способности раскрываются, а ЗУН прочно усваиваются.
Проблемный метод основан на создании противоречивой ситуации (проблемы). Он относится к системам развивающего обучения (идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова).
Главной структурной единицей проблемного подхода является проблемная ситуация, которая создаётся посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого уч-ся в данной проблеме.
Можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации:
- эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
- опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
- творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления уч-ся (т.е. умения найти выход в нестандартных условиях);
- учёт возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.
Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. ( Происхождение залежей известняка и силикатного песка на территории Владимирской области).
Частично-поисковый и исследовательский занятия проводятся как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний уч-ся. (Описание климата своей местности по данным месячных графиков хода температуры и направлений ветров в календарях погоды каждого шестиклассника.)
Ситуация – опровержение: доказать несостоятельность идеи, решения.
(Опровержение теории аббата Мальтуса о размножении человечества в геометрической прогрессии, а, значит, оправдании войн, катаклизмов, эпидемий).
Ситуация – неожиданность вызывает удивление своей парадоксальностью. (Земля – геоид, ученический глобус – шар, но глобус - точная модель Земли. Объяснить, почему нет противоречия).
Важно научить школьников не только решать проблемы, но и самим находить их.
В ходе решения задач не только развивается мышление уч-ся, но и возрастает их уверенность в своих силах, самостоятельность, активность, целеустремлённость. Навыки решения предметных задач могут быть перенесены в жизненные ситуации.
V. Новизна опыта
В контексте моего педагогического опыта я определяю поле, наиболее благоприятное для организации основ ученического картографического и краеведческого исследования, которое откроет дорогу к объективно новому знанию.
Важная задача: внедрение «крупиц» новаторского опыта при необходимости нахождения совместимости между ними.
Используя различные источники информации для проверки гипотез и закрепления материала, ученик находится в сотрудничестве с учителем и другими учащимися.
Возникающая между ними дискуссия побуждает к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих выводов, что, в свою очередь, является необходимыми условиями становления субъектной позиции учащегося.
VI. Технология опыта
Осуществление активного обучения сложнее для преподавателей, чем традиционный учебный процесс, т. к. учитель должен не только сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к исследованию и создать ситуацию успешности.
На протяжении трех столетий образовательным идеалом являются слова Я.А.Коменского: «Учить всех и всему». Реализовать данный подход становится возможным при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения.
Повышение активности и самостоятельности учащегося в процессе обучения является одним из основных принципов активного обучения. Другой принцип заключается в том, что невозможно заставить получать знания, можно только мотивировать на их получение.
Направление первое: важной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование опыта исследовательской деятельности учащихся через осуществление краеведческого подхода.
Присутствие многообразных и, как правило, активных форм деятельности создают эффект исследования, которое будет представлено на итоговом занятии темы. Таким образом, удаётся совместить теоретические и практические моменты погружения в исследовательскую стихию.
Направление второе: моделирование ситуации открытия посредством анализа картографических источников.
Погрузившись в исследовательскую среду, ученик начинает формировать собственный исследовательский опыт. При этом нужно помнить, что среда для его формирования становится благоприятной в том случае, когда существует возможность получить действительно новое знание. На мой взгляд, исходный тезис этой деятельности прост: карта как источник несёт в себе столько информации, сколько мы сумеем прочитать.
- Сравнительный анализ. Этот вид анализа предполагает обучение принципу картографического наложения.
- Каждый вариант анализа, а чаще их сочетание, объективно ведёт ученика к открытию. Поиск открытий мотивирует исследовательскую деятельность и формирует исследовательский опыт на протяжении всего школьного возраста.
- В 6-м классе ученик уже способен мыслить абстрактно. Устойчивый практический интерес к исследованию, формирует исследовательские навыки.
Направление третье: моделирование ситуации успеха посредством участия в конкурсах.
Ситуацию успеха необходима, она формирует высокую самооценку, делает престижной интеллектуальную деятельность ученика.
Задачи педагогической деятельности направлены на реализацию цели - формирование субъектной позиции учащегося через вовлечение его в кружковую работу:
- активизация познавательного интереса уч-ся к предмету через новые формы организации учебного процесса;
- создание условий для становления и реализации личностных качеств
школьника;
- освоение и внедрение новых методов мониторинга, которые позволяют обеспечить наибольшую эффективность образовательного процесса.
Необходимым помощником преподавателей в реализации активного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
VII. Результативность
Почти 100% посещаемость кружка, на мой взгляд, говорит не столько о его популярности, а главное об интересе восьмиклассников к практической деятельности.
Формальные показатели (участие и победы в конкурсах) аккумулируют в себе и показатели личностного роста ученика.
Результативность работы невозможно определить, только измеряя качество и уровень знаний. В моем опыте важно понять, как развивается личность, становится ли успешнее во всех своих проявлениях на начальном этапе изучения предмета.
VIII. Адресная направленность и условия применения опыта
Данный опыт может быть использован учителями географии общеобразовательных школ. По моему мнению, применение опыта не имеет ограничений такого плана: сельская у Вас школа или городская; Вы работаете в классе нормы или в классе компенсирующего обучения. Это обстоятельство я считаю преимуществом, поскольку универсальность делает опыт технологичным и востребованным.
Необходимым условием применения опыта я считаю личную заинтересованность учителя.
А в педагогическом аспекте опыт включения краеведческого и картографического подхода в образовательный процесс может быть востребован в практике преподавания многих школьных предметов.
Реализация опыта возможна в 8-х классах, где педагог не склонен к авторитарности и предоставляет свободу выбора учащимся в организации учебной деятельности.
Дифференциация и индивидуализация обучения за счет структуры, содержания и организации кружковой работы позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать комфортные условия для обучения.
Литература:
для учителя:
1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г. 2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г. 3.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М., «Просвещение», 2006г. 4.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г. 5. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г. 6.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
7.«География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы», сост. Н.В.Яковлева и др., Волгоград, «Учитель», 2009г.
8.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.
9.«Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н.М.Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год.
для учащихся:
- «География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова, М., «АСТ», 2003г.
- «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.
- «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.
- Н.К.Мукитанов «От Страбона до наших дней», М., «Мысль», 2000г.
- «Мир географии». Сост. Л.Г.Бондарев и др., М., «Мысль», 199г.
- «Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки ...
Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса
Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП....
Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...