Рабочая программа элективного курса "Я познаю свой край" 5 класс
элективный курс по краеведению (5 класс)
Программа элективного курса "Я познаю свой край" разработана для учащихся 5 класса. Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_fakultativ.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Я познаю свой край»
5 класс
II ступень обучения общего образования
2015-2016 учебный год
Настоящая рабочая программа для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе учебной программы под редакцией С.Л.Баклановой, В.С.Ревякина, краеведческого материала
Составитель:
Иванова Н.В.,
учитель географии
I категории
2015 г.
Пояснительная записка
Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ.
Планируется активная работа с картами, атласами, картинами, таблицами, дополнительной литературой. Материал краеведения тесно переплетается с главными особенностями природы Земли и дает возможность каждому ученику почувствовать себя частицей природного комплекса планеты.
Цель программы:
Пробуждение интереса к учебному предмету, потребности в познании окружающего мира, чувства ответственности за свою Землю, чувства восхищения первооткрывателями и учеными.
Задачи:
1.Дать знания о природе края;
2.Показать конкретный вклад каждого из путешественников, ученых в познании края;
3.Воспитывать любознательность;
4.Формировать ответственное отношение к природе;
5.Вырабатывать у учащихся умения применять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.
Программа разработана для учащихся 5 класса.
Сроки реализации рабочей учебной программы:
2015-2016 уч.год, 35 часов в год, 1час в неделю.
Формы и методы работы: экскурсии, поисковые исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Формы организации учебного процесса: коллективные, индивидуальные, групповые.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы, способы и средства проверки: итоговая творческая работа. Текущий контроль в формате опроса, работы с контурными картами, практических работ.
Требования к учащимся:
- Усваивать и воспроизводить учебный материал;
- Уметь использовать различные источники учебной информации;
- Овладеть приемами работы с географической информацией (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок;
- Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.
Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебник. В.С.Ревякин География Алтайского края 8-9 кл.
2. Подкорытова Л.Д., Савинова В.А. Уроки географии Алтайского края. Барнаул
3. Географические карты для средней школы.
4. Арефьев В.Л., Чудов А.А. Туризм на Алтае. Барнаул,1994.
Верещагин В.И. материалы для ботанических экскурсий в алтайском крае, Барнаул, 1972.
5. Костенков П.П. Край наш Алтайский. Барнаул, 1975.
6. Савинов В.И.Звери и птицы Алтая. Барнаул, 1989.
7. Розен М.Ф. Очерки об исследованиях и исследователях Алтая. Барнаул. 1996.
8. Энциклопедия Алтайского края 1 и 2 том.
9. Энциклопедия г. Рубцовск.
Ожидаемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества региональном и локальном уровнях (житель конкретного региона);
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть способы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «рельеф», «внутренние воды», «почва».
Календарно-тематическое планирование
Класс___5___
Количество часов всего__35_____ в неделю__1____
практических работ__13_________ экскурсий___2___
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Из них | Сроки | Планируемый результат | ||
теорети- ческие занятия | практи- ческие занятия | др. | |||||
1 | Введение | 1ч. | 1 | 06.09 | Уметь: использовать различные источники географической информации | ||
2 | Путешествие по карте | 2ч. | 2 | 13.09-20.09 | Уметь: показывать на карте нашу страну, Алтайский край. Выделять границу. | ||
3 | Исследователи природы Алтая | 6ч. | 6 | 27.09-01.11 | Знать: историю освоения территории края, великих землепроходцев, первооткрывателей земли Алтайской, в честь кого названы географические объекты края | ||
4 | Поверхность края | 3ч. | 1 | 2 | 15.11-29.11 | Знать: формы рельефа края и своей местности, своеобразие горных пород Уметь: приводить примеры полезных ископаемых края; составлять характеристику форм рельефа | |
5 | Календарь родной природы | 6ч. | 4 | 2 | 06.12-24.01 | Знать: тепловой пояс, в котором находится Алтайский край. Уметь: Определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, облачность, направление ветра, давать характеристику погоды | |
6 | Водоемы края | 4ч. | 1 | 2 | 1 | 31.01-21.02 | Знать: понятия: поверхностные воды, подземные воды, река, озеро, болото, меры по охране водных ресурсов. Уметь: находить и показывать на карте реки и озера края, выражать свое мнение по поводу использования и охраны внутренних вод. |
7 | Почва | 2ч. | 1 | 1 | 28.02-07.03 | Знать: определение понятия «почва», главные типы почв края | |
8 | Растительный и животный мир | 4ч. | 1 | 2 | 1 | 14.03-11.04 | Знать: понятия: растительный мир, животный мир. Уметь: работать с гербарием, иллюстрациями, картами. |
9 | Растениеводство и животноводство края | 3ч. | 2 | 1 | 1804-09.05 | Знать: отрасли растениеводства и животноводства края | |
10 | Судьба природы - наша судьба | 2ч. | 1 | 1 | 16.05-23.05 | Знать: своеобразие природных комплексов своей местности, использование их человеком, меры по охране. Уметь: составлять характеристику природного комплекса. Применять знания в практических работах. | |
11 | Обобщение | 2ч. | 1 | 1 | 30.05 | ||
ВСЕГО | 35ч. | 18 | 14 | 3 |
Поурочное планирование
№ | Тема занятий | Виды деятельности обучающихся | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
1. | Введение. Понятие «география» | Атлас, карта края | |
2. | Родной край - часть России, частица мира | П/р №1 | Использование ИКТ, атлас |
3. | Способы изучения природы | П/р №2 | Атлас, карта |
4. | Исследователи природы Алтая. Первый ботаник Шангин П.И. Академик-натуралист Паллас П.С. | Использование ИКТ, атлас | |
5. | Автор «Картин природы» Гумбольдт А. исследователь и доктор Геблер Ф.А. | Атлас, карта края | |
6. | Неизведанными тропами. Чихачев П.А. Ученый-ботаник, путешественник Ледебур К.Ф. | Использование ИКТ, атлас, карта | |
7. | Пастор-ученый Лаксман Э. Глава русского географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский. Ученик академика В.В. Сапожников. | Атлас, карта края | |
8. | Выдающийся популяризатор науки А.Э. Брем. Прекрасный знаток флоры В.И.Верещагин. | Атлас, карта края | |
9. | Автор «Лесной газеты» В.В.Бианки. «Он превращал сложное в доступное» Н.А.Камбалов. | Атлас, карта края | |
10. | Поверхность нашего края | Использование ИКТ | |
11. | Полезные ископаемые | П/р №3 | Атлас, карта |
12. | Практическая работа. Таблица «Свойства горных пород» | П/р №4 | Атлас, карта края |
13. | Календарь родной природы. Январь-вершина зимы. | Использование ИКТ | |
14. | Весна-запевка года. Март. | Атлас, карта края | |
15. | Румянец года. Июнь. | Использование ИКТ | |
16. | Месяц листопада. Сентябрь. | Атлас, карта | |
17. | Творческая работа «Календарные приметы погоды». | П/р №5 | Атлас, карта |
18. | Охрана воздуха от загрязнения. | П/р №6 | Использование ИКТ, атлас, карта |
19. | Водоемы нашего края. | Атлас, контурная карта, карта | |
20. | Практическая работа. Описание реки Алей. | П/р №7 | |
21. | Охрана пресных водоемов. | П/р №8 | Атлас, карта |
22. | Экскурсия. Река Алей. Составление памятки «Как вести себя у реки» | ||
23. | Почва | Атлас, карта края | |
24. | Почва - среда обитания организмов. Охрана почвы. | П/р №9 | Использование ИКТ |
25. | Практическая работа. Растительный мир. Работа с гербарием. | П/р №10 | Атлас, карта |
26. | Животный мир. | Использование ИКТ | |
27. | Творческая работа. Красная книга Алтая. Составление проектов охраны растений и животных. | П/р №11 | Использование ИКТ |
28. | Экскурсия. Парк - природное сообщество. | ||
29. | Растениеводство в нашем крае. | Использование ИКТ | |
30. | Животноводство в нашем крае. | Атлас, карта края | |
31. | Творческая работа. Составление рассказа о культурных растениях и домашних животных своего края. | П/р №12 | Использование ИКТ |
32. | Судьба природы- наша судьба. | Атлас, карта края | |
33. | Практическая работа. Составление памятки «Правила поведения в природе» | П/р №13 | Использование ИКТ |
34-35. | Обобщение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Рабочая программа по курсу "Познай себя" 7 класс
Внеурочная деятельность...