Рабочая программа элективного курса "Я познаю свой край" 5 класс
элективный курс по краеведению (5 класс)

Иванова Наталья Валентиновна

Программа элективного курса "Я познаю свой край" разработана для учащихся 5 класса. Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fakultativ.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

 «Я познаю свой край» 

5 класс

II ступень обучения общего образования

 2015-2016 учебный год

Настоящая рабочая  программа  для 5 класса средней общеобразовательной школы   составлена на основе  учебной программы под редакцией С.Л.Баклановой, В.С.Ревякина, краеведческого материала

                                                                                Составитель:

                                                                            Иванова Н.В.,

                                                                                     учитель географии

                                                                        I категории

                

2015 г.


Пояснительная записка

Курс построен в форме интересных и познавательных экскурсий, практических и творческих работ.

Планируется активная работа с картами, атласами, картинами, таблицами, дополнительной литературой. Материал краеведения тесно переплетается с главными особенностями природы Земли и дает возможность каждому ученику почувствовать себя частицей природного комплекса планеты.

Цель программы:

Пробуждение интереса к учебному предмету, потребности в познании окружающего мира, чувства ответственности за свою Землю, чувства восхищения первооткрывателями и учеными.

Задачи:

1.Дать знания о природе края;

2.Показать конкретный вклад каждого из путешественников, ученых в познании края;

3.Воспитывать любознательность;

4.Формировать ответственное отношение к природе;

5.Вырабатывать у учащихся умения применять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.

Программа разработана для учащихся 5 класса.

Сроки реализации рабочей учебной программы:

2015-2016 уч.год, 35 часов  в год, 1час в неделю.

Формы и методы работы: экскурсии, поисковые исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Формы организации учебного процесса: коллективные, индивидуальные, групповые.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы, способы  и средства проверки: итоговая творческая работа. Текущий контроль в формате опроса, работы с контурными картами, практических работ.

Требования к учащимся:

  1. Усваивать и воспроизводить учебный материал;
  2. Уметь использовать различные источники учебной информации;
  3. Овладеть приемами работы с географической информацией (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок;
  4. Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник. В.С.Ревякин География Алтайского края 8-9 кл.

2. Подкорытова Л.Д., Савинова В.А. Уроки географии Алтайского края. Барнаул

3. Географические карты для средней школы.

4. Арефьев В.Л., Чудов А.А. Туризм на Алтае. Барнаул,1994.

Верещагин В.И. материалы для ботанических экскурсий в алтайском крае, Барнаул, 1972.

5. Костенков П.П. Край наш Алтайский. Барнаул, 1975.

6. Савинов В.И.Звери и птицы Алтая. Барнаул, 1989.

7. Розен М.Ф. Очерки об исследованиях и исследователях Алтая. Барнаул. 1996.

8. Энциклопедия Алтайского края 1 и 2 том.

9. Энциклопедия г. Рубцовск.

Ожидаемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества региональном и локальном уровнях (житель конкретного региона);

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть способы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «рельеф», «внутренние воды», «почва».

Календарно-тематическое планирование

Класс___5___

Количество часов всего__35_____ в неделю__1____

практических работ__13_________ экскурсий___2___

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Из них

Сроки

Планируемый результат

теорети-

ческие занятия

практи-

ческие

занятия

др.

1

Введение

1ч.

1

06.09

Уметь:

использовать различные источники географической информации

2

Путешествие по карте

2ч.

2

13.09-20.09

Уметь:

показывать на карте нашу страну, Алтайский край. Выделять границу.

3

Исследователи природы Алтая

6ч.

6

27.09-01.11

Знать:

историю освоения территории края, великих землепроходцев, первооткрывателей земли Алтайской, в честь кого названы географические объекты края

4

Поверхность края

3ч.

1

2

15.11-29.11

Знать:

формы рельефа края и своей местности, своеобразие горных пород Уметь:

приводить примеры полезных ископаемых края; составлять характеристику форм рельефа

5

Календарь родной природы

6ч.

4

2

06.12-24.01

Знать:

тепловой пояс, в котором находится Алтайский край.

Уметь:

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, облачность, направление ветра, давать характеристику погоды

6

Водоемы края

4ч.

1

2

1

31.01-21.02

Знать:

понятия: поверхностные воды, подземные воды, река, озеро, болото, меры по охране водных ресурсов.

 Уметь:

 находить и показывать на карте реки и  озера края, выражать свое мнение по поводу использования и охраны внутренних вод.

7

Почва

2ч.

1

1

28.02-07.03

Знать:

 определение понятия «почва», главные типы почв края

8

Растительный и животный мир

4ч.

1

2

1

14.03-11.04

Знать:

 понятия: растительный мир, животный мир.

Уметь:

работать с гербарием, иллюстрациями, картами.

9

Растениеводство и животноводство края

3ч.

2

1

1804-09.05

Знать: отрасли растениеводства и животноводства края

10

Судьба природы - наша судьба

2ч.

1

1

16.05-23.05

Знать:

своеобразие природных комплексов своей местности, использование их человеком, меры по охране.

Уметь:

составлять характеристику природного комплекса. Применять знания в практических работах.

11

 Обобщение

2ч.

1

1

30.05

ВСЕГО

35ч.

18

14

3

Поурочное планирование

Тема занятий

Виды

деятельности

обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

1.

Введение. Понятие «география»

Атлас, карта края

2.

Родной край - часть России, частица мира

П/р №1

Использование  ИКТ, атлас

3.

Способы изучения природы

П/р №2

Атлас,  карта

4.

Исследователи природы Алтая. Первый ботаник Шангин П.И. Академик-натуралист Паллас П.С.

Использование  ИКТ, атлас

5.

Автор «Картин природы» Гумбольдт А. исследователь и доктор Геблер Ф.А.

Атлас, карта края

6.

Неизведанными тропами. Чихачев П.А. Ученый-ботаник, путешественник  Ледебур К.Ф.

Использование  ИКТ, атлас, карта

7.

Пастор-ученый Лаксман Э. Глава русского географического общества П.П. Семенов-Тян-Шанский. Ученик академика В.В. Сапожников.

Атлас, карта края

8.

Выдающийся популяризатор науки А.Э. Брем. Прекрасный знаток флоры В.И.Верещагин.

Атлас, карта края

9.

Автор «Лесной газеты» В.В.Бианки. «Он превращал сложное в доступное» Н.А.Камбалов.

Атлас, карта края

10.

Поверхность нашего края

Использование ИКТ

11.

Полезные ископаемые

П/р №3

Атлас, карта

12.

Практическая работа. Таблица «Свойства горных пород»

П/р №4

Атлас, карта края

13.

Календарь родной природы. Январь-вершина зимы.

Использование ИКТ

14.

Весна-запевка года. Март.

Атлас, карта края

15.

Румянец года. Июнь.

Использование ИКТ

16.

Месяц листопада. Сентябрь.

Атлас, карта

17.

Творческая работа «Календарные приметы погоды».

П/р №5

Атлас, карта

18.

Охрана воздуха от загрязнения.

П/р №6

Использование  ИКТ, атлас, карта

19.

Водоемы нашего края.

Атлас, контурная карта, карта

20.

Практическая работа. Описание реки Алей.

П/р №7

21.

Охрана пресных водоемов.

П/р №8

Атлас, карта

22.

Экскурсия. Река Алей. Составление памятки «Как вести себя у реки»

23.

Почва

Атлас, карта края

24.

Почва - среда обитания организмов. Охрана почвы.

П/р №9

Использование ИКТ

25.

Практическая работа. Растительный мир. Работа с гербарием.

П/р №10

Атлас, карта

26.

Животный мир.

Использование ИКТ

27.

Творческая работа. Красная книга Алтая. Составление проектов охраны растений и животных.

П/р №11

Использование ИКТ

28.

Экскурсия. Парк - природное сообщество.

29.

Растениеводство в нашем крае.

Использование ИКТ

30.

Животноводство в нашем крае.

Атлас, карта края

31.

Творческая работа. Составление рассказа о культурных растениях и домашних животных своего края.

П/р №12

Использование ИКТ

32.

Судьба природы- наша судьба.

Атлас, карта края

33.

Практическая работа. Составление памятки «Правила поведения в природе»

П/р №13

Использование ИКТ

34-35.

Обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....