Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край". Классы: 6,7
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край" Классы: 6,7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznayu_svoy_kray.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Халхарова Н.Д., учитель географии

МБОУ «Сосново – Озерская СОШ№2»

МО «ЕРАВНИНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «СОСНОВО – ОЗЕРСКАЯ СОШ№2»

                                             

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Познаю свой край»

КЛАССЫ: 6, 7

СОСТАВИТЕЛЬ: ХАЛХАРОВА Н.Д., ВКК

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности “Познаю свой край” предназначена для обучающихся 6, 7 -х классов. Она позволяет обучающимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении родного края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к родной природе. Программа предлагает ребятам заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений о родном селе, районе. Внеурочный курс рассчитан на 20 часов, 1 час в неделю.

Цели курса 

- формирование личности обучающегося как достойного представителя Республики Бурятия и России, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края, выступающего с активной, жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, на традиционных семейных и трудовых ценностях.

Задачи курса

Обучающие: Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности, способствовать развитию комплексного географического мышления, помогающего адекватно ориентироваться в современном мире;         формировать картографическую грамотность.

Воспитательные: - воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе; - формирование общественной активности; - формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся; - развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с источниками информации и публичных выступлений; - развитие самостоятельности, ответственности, активности; - формирование потребности в самопознании.

Планируемые результаты

Личностные: понимание личной ответственности за экологическое состояние природы, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; формирование положительных эмоций в ходе занятия; ценностное отношение к труду человека; понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности.

Регулятивные: умение принимать цель занятия и включаться в деятельность, умение работать по инструкции, умение осуществлять контроль своих действий.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение и принимать участие в обсуждении, умение задавать вопросы, умение слушать педагога и собеседника.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Задачи и характер программы определили специфику обучения. Применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Для формирования учебной деятельности обучающихся используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности. Из форм организации обучения применяются: занятия изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов. Практикуется использование элементов музейной педагогики, на экологической тропе, коллективные формы организации познавательной деятельности обучающихся, работа в группе, паре. В процессе изучения осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль. Используются самые разнообразные методы и формы контроля. Для наиболее подготовленных обучающихся в качестве итогового контроля предлагается создание портфолио работ и защита проекта.

Организация изучения курса предполагает реализацию краеведческого подхода и практическую направленность обучения.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина. Границы района, республики. Символика родного края. Моя «малая» родина - часть большой России, частица мира. Практическая работа №1.Определение местоположения района на карте Республики Бурятия, на карте России.

1.История края в древности (2 ч.)

Археологические памятники: древние стоянки человека на территории района.

 Практическая работа №2(в краеведческом музее).

2. Рельеф моей местности (2 ч.)

Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения. Характерные горные породы местности, их использование. Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности. Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые Еравнинского района”.

3. Внутренние воды (4 ч.)

Местоположение и номенклатура гидрографической сети района. Озера, реки, подземные воды, многолетняя мерзлота. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод. Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности. Творческая работа: проекты «Пути решения проблемы загрязнения озер Еравны».

4. Климат (4 ч.).

 Наблюдение за погодой. Описание климата своей местности.  Климат и многолетняя мерзлота. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей района. Практическая работа №5. Работа на школьной метеоплощадке.

5. Растительный и животный мир (3 ч.).

Растительный мир Еравнинского района. “Зеленая аптека”. Использование населением даров местной флоры и фауны. Животный мир. Красная книга. Практическая работа№6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности. Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира.

6. Население моего края (3 ч.).

Коренное и пришлое население района. Быт, традиции, обычаи. Национальные праздники. Творческая работа «Судьба моей семьи в судьбе родного края».

Тематическое планирование

Количество часов

Тема занятия

1

1

Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина. Границы района, республики. Символика родного края.

2

1

Моя «малая» родина - часть большой России, частица мира. 

Практическая работа №1.Определение местоположения района на карте Республики Бурятия, на карте России.

3

1

Археологические памятники: древние стоянки человека на территории района.

4

1

Практическая работа №2(в краеведческом музее).

5

1

Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения.

6

1

Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности.

7

1

Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые Еравнинского района”.

8

1

Местоположение и номенклатура гидрографической сети района. Озера.

9

1

Реки, подземные воды, многолетняя мерзлота.

10

1

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод. 

11

1

Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности. Творческая работа: проекты «Пути  решения проблемы загрязнения озер Еравны».

12

1

Наблюдение за погодой. Описание климата своей местности.

13

1

Климат и многолетняя мерзлота. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности.

14

1

Практическая работа №5. Работа на школьной метеоплощадке.

15

1

Растительный мир Еравнинского района. “Зеленая аптека”.

16

1

Животный мир. Красная книга. Использование населением даров местной флоры и фауны.

17

1

Практическая работа№6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности. Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира.

18

1

Коренное и пришлое население района. Быт, традиции, обычаи.

19

1

Национальные праздники. 

20

1

Защита проекта  «Судьба моей семьи в судьбе родного края».

21

1

Обобщение, подведение итогов.

Литература:

  • Очирова М.О., Чернов Б.А. География Бурятии - Улан – Удэ, 1994 год;
  • Байбородин В.А. Тракт подле Яравня – озера: очерки по истории заселения Еравнинского района Бурятии;
  • Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. – Улан-Удэ, 2001;
  • Улан-Удэ: история и современность. – Улан-Удэ, 200;
  • Калашников П.Ф. Были прожитых лет - Улан- Удэ, 2006 г.

Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"

Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности "Самарский край: много национальностей - один народ"

Актуальность программы связана с тем, что в обществе в последнее время наблюдается нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Политическая сит...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....