Рабочая программа по географии 5 класс 2017-2018 уч.год
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по географии 5 класс 2017-2018 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_kish_shkl_2017-2018_geografiya_dlya_5_klassa.docx | 74.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кишалинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы П.М. Шабайкин________ «__» сентября 2017г.
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Кяльгина Л.С.________ «__» сентября 2017г. |
Рабочая программа
по географии
5 класс
Учитель географии: АсессоровВ.В.
Квалификационная категория: высшая
Кишалы 2017г.
Пояснительная записка
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы.
Данная рабочая программа по географии - 5 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М.Домогацких изд-во Русское слово, 2013 г. к УМК под. ред. Домогацких Е.М.).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких. Срок реализации программы учебного предмета «География» 5 класс - один учебный год (34часа, 1 час в неделю).
Планирование составлено на основе:
Рабочая программа к учебнику Домогацких Е.М. «География» 5 класс, Линия «Ракурс» Автор-составитель: Домогацких Е.М., - Москва, «Русское слово»,2013.
Учебник
Домогацких Е.М. География: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Географическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под ред. Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках; атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях,а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатства, истории и культуре своего Отечества
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
- социальная сущность человека;
- уровневая организация природы, населения и хозяйства
Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны,с особенностями природы , с крупными природными районами
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
При изучении курса обучающиеся выполняют три проекта по разделам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- Овладения умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
- Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- Освоения приемов первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:
- Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
- Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География - древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно- исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Специфику географии как науки;
- Специфику методов географических исследований.
Умение определять:
- Отличительные особенности географических методов исследования;
- Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практическая работа:
1.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Тема 2 «Земля и ее изображение» (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности - величайшие изображения человечества.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Особенности формы и размеров Земли;
- Свойства географической карты и плана местности;
- Географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
- Отличительные особенности изображений земной поверхности;
- Направление на карте и плане;
- Стороны горизонта.
Практические работы:
- Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
- Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.
- Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
- Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- Влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
- Причины и следствия географических путешествий и открытий;
- Маршруты путешествий.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Географические особенности природы и населения материков и океанов:
- Особенности взаимодействия океанов и суши;
- Значение Мирового океана.
Умение определять:
- Специфику природы и населения материков;
- Характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
- Составление таблицы «Растительный и животный мирАфрики».
- Составление перечня научно-исследовательских станций.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли - сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Особенности оболочек Земли;
- Специфику географической оболочки.
Умение определять:
- Отличия природных объектов;
- Отличия оболочек Земли.
Практическая работа:
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся получат возможность
1. Узнать (понимать)
- Форму и размеры Земли;
- Полюса, экватор;
- Части Мирового океана;
- Виды движения воды в океане;
- Материки и океаны Земли;
- Географические объекты, предусмотренные программой;
- Маршруты географических исследований и путешествий
Научиться:
- Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
- Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
- Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
- Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
- Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
- Приводить примеры географических объектов.
- Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
- Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
- Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации.
- Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура
- Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
- Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
- Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
- Полуострова: Аравийский, Индостан.
- Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
- Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
- Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
- Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
- Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
- Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
- Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
- Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Колендарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела или темы | Количество часов | ||
Рабочая программа | Практических работ | Экскурсий | ||
1 | Наука география. | 2 | 3 | |
2 | Земля и её изображение. | 5 | 2 | |
3 | История географических открытий. | 14 | 2 | |
4 | Путешествие по планете Земля. | 10 | 2 | |
5 | Природа Земли. | 4 | 1 | |
Итого: | 34 | 10 |
Тематическое планирование «Введение в географию». 5 класс (35 часов-1час в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Практическая работа | Дата проведения | ||||
предметные | метапредметные | личностные | по плану | фактически | ||||
1 | Что такое география | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | 07.09 | |||
2 | Методы географических исследований.
| Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний |
| 09.09 | ||
3 | От плоской Земли к земному шару | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | 16.09 | ||
4 | Форма, размеры и движения Земли | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму | 23.09 | ||
5 | Глобус и карта | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности |
| 30.09 | ||
6 | Ориентирование на местности | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | Определение с помощью компаса сторон горизонта | 07.10 | ||
7 | Повторительно обобщающий урок «Истрия географических открытий» | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли и значения географических знаний | 14.10 | |||
8 | По следам путешественников каменного века | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | 21.10 | ||
9 | Путешественники древности | Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 28.10 | ||
10 | Путешествия морских народов | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 04.11 | ||
11 | Первые европейцы на краю Азии | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 11.11 | ||
12 | Хождение за три моря | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 18.11 | ||
13 | Морской путь в Индию | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 25.11 | ||
14 | Открытие Америки | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 02.12 | ||
15 | Первое кругосветное плавание | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 09.12 | ||
16 | Открытие Южного материка | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на- | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 16.12 | ||
17 | Поиски Южной земли продолжаются | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов | 23.12 | ||
18 | Русские путешественники | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» |
| ||
19 | Вокруг света под русским флагом | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины иследствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебныйматериал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле |
| |||
20 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний |
| |||
21 | Урок коррекции знаний по теме раздела «История географических открытий» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | ||||
22 | Мировой океан и его части | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей | Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли | |||
23 | Значение Мирового океана для природы и человека | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли Мирового океана для природы и человека | ||||
24 | Путешествие по Евразии | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии | |||
25 | Путешествие по Африке | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» | |||
26 | Путешествие по Северной Америке | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | |||
27 | Путешествие по Южной Америке | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | |||
28 | Путешествие по Австралии | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк | |||
29 | Путешествие по Антарктиде | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть ипоказывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уни-кальности природы и населения материка | Составление перечня науч но-исследовательских станций | |||
30 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | ||||
31 | Урок коррекции знаний по теме раздела«Путешествиепо планете Земля» | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка | ||||
32 | Что такое природа | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов | Организация фенологических наблюдений в природе | |||
33 | Оболочки Земли. | Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт оболочек Земли | ||||
34 | Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС
I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.
Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....
Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год
Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....
Рабочая программа по математике на 2017-2018 учебный год ( 8 класс, на дому, VIIII вид)
Рабочая программа и КТП по математике 8 класс ( VIII вид)...
Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...
АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида
Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...