Программа внеурочный курс "Страноведение"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Буркина Наталья Васильевна

Программа элективного курса «Страноведение» предназначена для учащихся 10 класса.

«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом – многом другом. 

География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе. 

Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stranovedenie_2017.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 ГОРОДА  НОВЫЙ  УРЕНГОЙ

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Рассмотрена

на заседании МО учителей  начальных классов,

протокол  

от 31.08.2017г. № 1

Согласована

зам. директора по УВР

____________ (подпись)

 М.Е.Ткаченко (ФИО)

31.08.2017г.

Утверждена

приказом

по  МАОУ СОШ № 4

от 01.09.2017г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Страноведение»

на 2017-2018 учебный год

Основное  общее образование

Классы:       10

Педагог:  Буркина Наталья Васильевна

        

Рекомендована к утверждению

 педагогическим советом МАОУ СОШ №4,

протокол от 1 сентября 2017г. №1

Новый Уренгой – 2017

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Страноведение» предназначена для учащихся 10 класса.

«Описание Земли» – такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Эта наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землей. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях…и о многом – многом другом. 

География объясняет ученику мир, в котором он живет, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе. 

Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые ним в жизни. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Исходя из этого, формируются следующие задачи:

Углубление и расширение по страноведческой географии.

Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению стран.

Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения стран.

Оценка уровня социально-экономического развития стран через систему показателей.

Воспитание бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Весь курс рассчитан на 34 часа и разделен на темы. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология и др.) знаний по странам. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершению курса будет проведена презентация и защита проектов.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Оценивать и прогнозировать:

оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах стран.

Объяснять:

различия в условиях жизни народов, в степени заселенности стран;

различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека

к окружающей среде в разных географических условиях;

особенности экологических ситуаций в странах.

Описывать:

особенности материальной и духовной культуры народов стран.

Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и (или) показывать:

важные природные объекты стран;

типы земной коры, основные тектонические структуры, месторождение полезных ископаемых, сейсмически опасные территории стран;

факторы формирования климата стран;

народы, языки, религии, ареалы и их распространение в странах;

основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности.

Метапредметные

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления; 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные результаты

умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;

осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам

любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран

 сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

 сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

 принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

 готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Содержание курса.

Вид деятельности.

Кол-во часов.

1.

Введение элективный курс «Страноведение» 10 клас.

Беседа , цель курса, особенности курса.

1

2.

Государства мира и их классификация.

 Лекция, с элементами самостоятельной работы с «Политической картой мира»

1

3.

Визитная карточка. Практическая работа №1 «составление визитной карточки одного из государства мира» (выбор ученика)

 Практическая работа №1

1

4.

Географическое положение государства. Виды ГП.

Работа с понятиями, составление классификации видов ГП.

1

5.

Практическая работа №2 «Особенности ГП стран мира» (выбор ученика)

 Практическая работа №2

Работа в к/к.

1

6.

Оценка природных условий стран мира. Особенности климата.

Работа с картами атласа.

1

7.

Практическая работа №3 «Создание климатограмм , чтение и анализ» (выбор ученика)

Практическая работа №3

1

8.

Население стран мира.

Работа со статистическими данными.

1

9.

Практическая работа №4  «Размещение населения в странах мира, урбанизация и агломерации». (выбор ученика)

Практическая работа №4

Работа в к/к.

1

10.

Коренные жители и национальная одежда стран мира.

Создание презентации 3-4 слайда по теме.

1

11.

Хозяйство стран мира. Общая характеристика.

Лекция. Работа с дополнительной литературой.

1

12.

Промышленность. Отрасли специализации, предпосылки развития.

Работа с дополнительной литературой, использование сети интернет.

1

13.

Сельское хозяйство. Отрасли специализации, предпосылки развития.

Работа с дополнительной литературой, использование сети интернет.

1

14.

Практическая работа №5 «Размещение отраслей специализации в странах мира» (выбор ученика)

Практическая работа.

1

15.

Транспорт.

Работа с картами атласа.

1

16.

Экономические связи государств мира (в том числе и с Россией). Статьи экспорта и импорта.

Работа с дополнительной литературой, использование сети интернет.

1

17.

Достопримечательности стран мира.

Создание презентации. (страна на выбор ученика)

1

18.

Развитие туризма.

Создание презентации. (страна на выбор ученика)

19.

Культура и спорт стран мира.

Создание презентации. (страна на выбор ученика)

1

20.

Практическая работа №6 «Создание маршрута для туристической (или деловой) поездки по странам мира»

Практическая работа.

1

21.

Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть А)

Создание  заданий по своей стране .

1

22.

Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть В)

Создание  заданий по своей стране .

1

23.

Решение заданий ЕГЭ по темам элективного курса (часть С)

Создание  заданий по своей стране .

1

24.

Дайджест одной из стран мира.

Семинар по набранному материалу. Подготовка к конференции.

1

25.

Создание проекта.

Выбор темы проекта, подбор материала.

1

26.

Защита проектов.

Конференция .

1

27.

Защита проектов.

Конференция .

1

28

Защита проектов.

Конференция .

1

29

Подведение итогов.

1

30

Резервное время -4 часа.

4

 Всего -34 часа, практических работ – 6.

УМК

1.Учебник - География.: О.А. Бахчиева - М. : Ветнана-Граф,2014

 2. Атлас - География мира 10 класс 2017

3. Контурные карты - География мира 10 класс 2017

 4. Контролирующие материалы- В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы - М. : Дрофа,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...