Разработка урока по теме Питание и режим рек
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Данный материал можно применять на уроке при обьяснении новго материала в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_pitanie_i_rezhim_rek.rar | 66.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова»
СЦЕНАРИЙ УРОКА ГЕОГРАФИИ
ТЕМА: «ПИТАНИЕ И РЕК»
Исполнитель:
Праздникова С. В.
учитель географии
Вахрушев
2017
Тип урока: комбинированный
Класс: 6
Предметная область: география
УМК:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 5-6 классы. Учебник. Москва: Дрофа, 2017
2. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы.
3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы. Москва: Дрофа, 2016
4. Атлас «География. 6 класс.» Москва: Дрофа, 2017
Цель урока:
1. Познакомить с понятиями водный режим реки, питание реки; закрепить знания об элементах речной системы, характере течения реки и зависимости от рельефа.
2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Задачи урока:
-актуализировать и применить знания о строении речной системы, речной долины, особенностях рек равнинных и горных, за счет применения разнообразных форм контроля;
-создать условия для усвоения понятий «режим рек», «питание рек», «паводок», «половодье», «межень»;
- стимулировать необходимость воспользоваться географическими картами для поиска необходимой информации;
-развивать способность сравнивать, сопоставлять, логически мыслить;
-воспитывать познавательный интерес на основе усиления практической значимости материала, применения краеведческого материала;
-создать благоприятную, здоровье сберегающую обстановку.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: организовать сотрудничество при работе в группах, выстроить взаимодействие учащихся друг с другом, учить выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе урока.
Предметные : развивать умения выделять главное, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию знаний и умений.
Метапредметные: в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности рек; найти и объяснить основные понятия урока.
Формируемые УУД:
Личностные УУД
- осознание ценности географических знаний.
- овладение определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;
Познавательные УУД
- уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать, выделять главное.
- сформировать представление об основных реках мира, скорости равнинных и горных рек, называть и правильно показывать на карте основные части реки, бассейн, водоразделы.
Коммуникативные УУД.
- уметь выражать свои мысли.
- формировать и аргументировать свое мнение;
- слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД
- проговаривать последовательность действий при выполнении;
- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.
- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока;
- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль, коррекцию;
Ход урока:
«Реки как люди» Л.Н.Толстой
Мотивация.
Учитель:
Приветствую учащихся:
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
Ребята, у меня есть великолепная возможность сегодня поработать вместе с вами.
Я предлагаю эпиграфом нашего урока взять слова Л.Н.Толстого «Реки как люди», как вы думаете почему он так сказал?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Да, мы все разные. Природа наделила людей разными характерами, и у каждого человека свой, особый, индивидуальный, ни на чей больше не похожий характер. Приведите примеры какие у человека могут быть черты характера.
Ученики: (Ответы учащихся.)
Актуализация.
Учитель:
Вот и реки тоже различаются по характеру своего течения. Вспоминаем, работаем с картой, показываем. (Амур, Обь, Енисей, Волга, Терек)
Как и человек реки имеют своё строение. Давайте вспомним: какие части имеет река.
(рисунок на доске)
(один ученик подписывает части реки на доске, а ребята, работая в парах, находят соотношение на местах. На партах лежат разрезанные полоски бумаги, на которых есть надписи частей реки и дано определение этой части, задача детей правильно сопоставить).
Река | Поток воды, текущий в выработанном углублении – русле реки. |
Исток | Место начала реки. |
Устье | Место впадения реки в море, озеро, другую реку. |
Водораздел | Граница, разделяющая соседние речные бассейны. |
Речная система | Главная река со всеми притоками. |
Приток | Река, которая впадает в большую реку. |
Бассейн | Участок земной поверхности, с которого река собирает все свои воды. |
Проверяем!!!
Учитель:
Как вы думаете, мы все вопросы рассмотрели по теме «Реки»?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
А есть профессия, которая изучает воду?
Ученики: (Ответы учащихся.) - гидрологи
Учитель:
Я вам предлагаю несколько минут поработать гидрологами и заполнить карточки:
(ребята работают по вариантам с раздаточным материалом. Дают характеристику реки по вопросам карточек.).
Карточка №1 Вариант-1
Части реки | Волга |
Исток | |
Устье | |
Притоки | |
К бассейну какого океана относится | |
Питание | |
Режим |
Карточка №1 Вариант-2
Части реки | Обь |
Исток | |
Устье | |
Притоки | |
К бассейну какого океана относится | |
Питание | |
Режим |
Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
Выполнили задание? В чем были трудности? Проверяем каждый вариант.
Затруднение и у 1 и 2 варианта одно и то же. Нам надо узнать, что такое питание и режим рек? Именно эти колонки у вас остались незаполненными.
Это и будет темой нашего урока. (записываю тему на доске, либо ее может записать любой ученик класса).
А что бы вы хотели узнать в рамках этой темы?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
Пишу задачи на урок, которые говорят дети.
Чтобы поддерживать свой организм, мы питаемся. Чем?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель:
Так и реки, чтобы поддержать свое течение (а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается), должны питаться.
Реализация.
Питание реки – поступление воды в реку от различных источников.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек стр. 110 уч.
Работа в группах по 4 человека.:
Карточка № 2
Питание
дождевое | снеговое | ледниковое | подземное | смешанное |
На примере реки Поронай заполняем пятую колонку.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, но надо идти дальше.
Подъем , утренняя зарядка, завтрак, поход в школу, занятия в школе, обед, отдых, подготовка д/з, помощь по дому, сон. Что я вам сейчас перечислила?
Ученики: Составляющие режима дня.
Учитель: Отлично! Для чего необходимо придерживаться режима дня?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Реки как люди тоже имеют режим. Работа с учебником стр. 112 зачитываем определение, выписываем в таблицу три вида режима рек.
Работа в группах по 4 человека.:
Карточка № 3
Режим
половодье | межень | паводок |
Учитель: Итак ребята, выяснили мы с вами что такое питание и режим рек?
Ученики: Да
Учитель: А теперь давайте вернемся к работе с карточками №1. Я думаю, что сейчас самое время заполнить последние две колонки, а именно, питание и режим рек Волги и Оби.
(ребята работают по вариантам с раздаточным материалом, заполняя последние две колонки. Проверяем.
Учитель: Ну вот, теперь ваши таблички заполнены полностью. Давайте поаплодируем себе.
Части реки | Волга | Обь |
Исток | Волдайская взв | Бия+Катунь |
Устье | Каспийское море | Обская губа |
Притоки | Ока, Кама | Иртыш |
К бассейну какого океана относится | Внутреннего стока | Сев-Лед.океан |
Питание | смешанное | Смешанное (снеговое) |
Режим | Весеннее половодье, осенние паводки | Весеннее половодье, |
Учитель: Ребята, а каковы причины стихийных явлений в природе: половодья, наводнения?
Ученики: (Ответы учащихся.)
Учитель: Итак, ребята, возвращаясь к эпиграфу нашего урока “Реки как люди…”. Можно ответить на вопрос: Почему про реки так сказал Л.Н. Толстой?
Ученики: Имеют строение, характер, питание и режим.
Рефлексия.
Высказывают свое отношение к уроку:
1) Урок полезен, все понятно.
2) Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3) Еще придется потрудиться.
4) Да, трудно все-таки учиться!
5) Свой вариант.
Домашнее задание на выбор:
1. Напишите сочинение –рассуждение о значении и использовании рек
2. Составить кроссворд по теме «Реки» (6 слов)
Учитель:
Завершить наш урок хочу словами поэта Э. Огницвет
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Спасибо за работу!
Приложение 1:
Река | Поток воды, текущий в выработанном углублении – русле реки. |
Исток | Место начала реки. |
Устье | Место впадения реки в море, озеро, другую реку. |
Водораздел | Граница, разделяющая соседние речные бассейны. |
Речная система | Главная река со всеми притоками. |
Приток | Река, которая впадает в большую реку. |
Бассейн | Участок земной поверхности, с которого река собирает все свои воды. |
Приложение 2:
Карточка №1 Вариант-1
Части реки | Волга |
Исток | |
Устье | |
Притоки | |
К бассейну какого океана относится | |
Питание | |
Режим |
Карточка №1 Вариант-2
Части реки | Обь |
Исток | |
Устье | |
Притоки | |
К бассейну какого океана относится | |
Питание | |
Режим |
Приложение 3:
Карточка № 2
Питание
Приложения 4:
Карточка № 3
Режим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Культура питания"
цель данного урока: познакомить обучающихся с основными принципами рационального питания; распределением расходов на питание; правилам покупок основных продуктов; научит рациональному ведению домашнег...
Разработка урока по теме Здоровое полноценное питание
Урок разработан в рамках применения здоровьесберегающих технологий...
Разработка урока по теме "Рациональное питание - залог здоровья"
«Великие люди были всегда воздержаны в еде» (Оноре де Бальзак)...
Урок географии в 6 классе по теме: " Питание и режим рек"
Разработка комбинированного урока в 6 классе к учебнику В. П. Дронов, Л. Е. Савельевой....
Методическая разработка урока на тему "Питание животных" 6 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим"
Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим" позволяет наглядно продемонстрировать основные понятия темы, способствует лучшему усвоению материала, развивает ...