Методическая разработка урока на тему "Питание животных" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.94 КБ |
prezentatsiya_na_temu_pitanie_zhivotnyh.pptx | 2.42 МБ |
pril_1.docx | 1.01 МБ |
pril_2.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 16 класс: 6 дата:
МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым
Учитель: Богомолова Тамара Вениаминовна
Тема урока: «Питание животных» 6 класс § 39, стр. 102
Тип урока: комбинированный, развитие знаний и умений
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению различных способов питания у разных групп животных.
Задачи предметные:
- содействовать освоению знаний об особенностях строения пищеварительной системы у разных групп животных, в зависимости от их способа питания;
- сформировать представление об эволюционных изменениях в структуре пищеварительной системы у животных (от одноклеточных до млекопитающих)
Планируемые результаты:
способствовать формированию
- личностных УУД: ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию закономерностей живой природы.
- метапредметных УУД:
- регулятивных – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации
- познавательных УУД – развивать умения анализировать, сравнивать; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;
- коммуникативных УУД – работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
- УМК: УМК 5кл Учебник Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 143, [1] с. : ил. – (Сферы).
- Набор карточек для мини-проекта «Питание животных», стикеры для рефлексии
Основные термины и понятия: автотрофы, гетеротрофы, паразиты, хищники, падальщики, растительноядные животные, плотоядные животные.
Межпредметные связи: география
План урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация, целеполагание
3. Актуализация
4. Изучение нового материала
5. Закрепление и обобщение пройденного материала.
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие, настрой на активную и успешную работу)
2. Мотивация, целеполагание. Слайд 2.
Гиппократ говорил: «Ты есть то, что ты ешь», кто думает так же?
- Мнения детей – за и против.
Вы уже изучали особенности питания разных организмов, например, растений. А питание кого пока нам не известно? - Животных. Слайд 2-1.
Итак, с чем мы сегодня попробуем разобраться? С питанием животных.
Взгляните на рисунок. Слайд 3.
На доске вы видите различные объекты (иконки солнышка, волка, коровы, бактерии и пр.), как вы думаете, можно ли их объединить по какому-нибудь принципу.
Слайд 4.
3. Актуализация. Проверка домашнего задания.
1. Знаете ли вы кто такие автотрофы? – Это растения. То есть – производители.
2. А как называется процесс, с помощью которого они производят вещества? – Фотосинтез.
3. Что нужно для фотосинтеза, что получается в итоге? – Нужны свет, вода, минеральные соли, углекислый газ. Получается – глюкоза (крахмал, органические вещества) и кислород.
4. А как называют тех, кто питается готовыми органическими веществами? – Гетеротрофы.
5. Каких гетеротрофов мы видим на слайде? – Растительноядные, хищники, паразиты, падальщики, бактерии.
Вставьте пропущенные слова.
Все животные – …, то есть питаются готовыми … веществами. Некоторые из них едят …, другие – активно охотятся, нападая на других животных, как …, третьи питаются трупами … растений и животных. А так же есть …, которые питаются за счёт другого организма.
Слова для вставки: растения, органическими, гетеротрофы, паразиты, погибших, хищники.
Взаимопроверка. Ошибок ____ Отметка _____
Критерии оценивания:
Нет ошибок – отметка «5», 1- ошибка отметка «4», 2-3 ошибки отметка «3», ≥ 4 ошибок – «2»
Вывод: Животные бывают растительноядными, хищниками, паразитами и трупоедами.
- Изучение нового материала.
Слайд 5.
Что объединяет все эти объекты?
Знаете ли вы, кто такой Чарльз Дарвин? Какие ассоциации у вас вызывает это имя?
Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции. Множество из его догадок сейчас подтверждены фактами и составляют прочный фундамент биологии. А на картинки вы видите корабль «Бигль», его капитана Роберта Фицроя, самого Дарвина и Галапагосских вьюрков. Именно во время этого кругосветного путешествия, Чарльз Дарвин заметил, что птиц, вьюрков, которых он встречал, отличает лишь форма клюва.
Можете ли вы предположить, почему у них разные клювы?
Когда-то давно, в общем одинаковые, птицы были разделены морем и остались на разных островах с разной пищей. Поэтому, в процессе естественного отбора, у птиц образовались клювы, подходящие к определённому виду питания.
Слайд 6.
Эволюция пищеварительной системы.
Мы с вами уже уяснили, что животные могут питаться по-разному: растениями и другими животными, жить в организме хозяев или предпочитать падаль.
Так же поняли, что строение некоторых частей тела зависит от типа пищи. Взглянем на картинку.
Одноклеточные организмы имеют специальную пищеварительную вакуоль. Кишечнополостные, например, гидра, - кишечную полость с одним отверстием. У кольчатых червей уже имеется пищеварительная трубка с двумя отверстиями, а так же тремя отделами: передним, средним и задним; в переднем различают глотку, пищевод, зоб и желудок.
У позвоночных (на рисунке млекопитающие) пищеварительная система удлиняется и усложняется. У них имеется язык и слюнные железы для смачивания пищи. В зависимости от типа питания различается строение черепа и зубов. Есть печень и поджелудочная железа, кишечник делиться на несколько отделов.
Как вы думаете, почему в процессе эволюции усложняется пищеварительная система?
Они помогали животному осваивать новый тип пищи или извлекать из привычного больше строительного материала и энергии.
- Первичное закрепление.
Слайд 7.
Взгляните на два черепа, можем ли мы понять, не зная их обладателей, кто чем питается?
Различается ли образ жизни этих животных?
Для ответа на этот вопрос объединитесь в группы.
У вас на столах 5 картинок и 1 лист с описанием типа питания. Вам необходимо выбрать из набора картинок животного с описанным типом питания. Какие животные питаются так же?
Сделайте вывод.
Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного.
Самопроверка. Ошибок ____ Отметка _____
Критерии оценивания:
0-2 балла за каждый комплект
Нет ошибок – отметка «5», 1- ошибка отметка «4», 2-3 ошибки отметка «3», ≥ 4 ошибок – «2»
Лист самооценивания
Проверка домашнего задания | Вставьте пропущенные слова | Кто чем питается | Устные ответы | Итого | Отметка |
- Рефлексия.
На доске написаны предложения, которые продолжают учащиеся:
На этом уроке я узнал…
Сегодня я научился…
У меня не получилось…
- Домашнее задание:
1) § 39, вопросы стр. 103
2) Творческое задание на выбор:
Подготовьте сообщения или мини-презентацию по темам
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пищевая цепочка и типы питания Задание 1. Вставьте пропущенные слова. Вывод : все животные – _______ трофы , то есть питаются готовыми _____________ веществами. Животные бывают растительноядными, ____________, ______________ и трупоедами , то есть питаются ____________ растениями и животными.
Эволюция пищеварительной системы Кольчатый червь Млекопитающие
Строение ротового аппарата в зависимости от типа питания Челюсти волка Челюсти коровы Челюсти гиены и клюв грифа Колюще-сосущий ротовой аппарат клеща
Задание 2. Объедините материалы в группу « картинка+описание ». Назовите особенности строения и образа жизни. Приведите примеры. Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного
Домашнее задание 1) § 39, вопросы стр. 103 2) Творческое задание на выбор: Подготовьте сообщения или мини-презентацию по темам • Путешествие Дарвина • Травоядные динозавры • Приручение животных древним человеком • Вымершие суперхищники
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФИ уч-ся ________________________________________ 6-____ класс Дата _______________
Рабочий лист по теме: ____________________________________________________________
Цель: изучить _______________________________________________________
I этап урока. Проверка домашнего задания. 5 минут
1. Дополните схему
Способы питания организмов
Автотрофы ?___________________
2. Знаете ли вы кто такие автотрофы? – Это ________________ – производители.
3. А как называется процесс, с помощью которого они производят вещества? – ______________
4. Что нужно для фотосинтеза, что получается в итоге (что производят)?
Нужны: ___________________________________________________________________________
Производят: ________________________________________________________________________
5. А как называют тех, кто питается готовыми органическими веществами? – ________________
Взаимопроверка. Ошибок ____ Отметка _____
Критерии оценивания:
Нет ошибок – отметка «5», 1- ошибка отметка «4», 2-3 ошибки отметка «3», ≥ 4 ошибок – «2»
II этап урока. Открытие новых знаний
§ 39 на стр. 102 - 103. 5 минут
Задание 1. Каких гетеротрофов мы видим на слайде 2? Вставьте пропущенные слова.
Вывод:
все животные – _______трофы, то есть питаются готовыми _____________ веществами.
Животные бывают растительноядными, ____________, ______________ и трупоедами, то есть питаются______________________ растениями и животными.
Слова для вставки: органическими, гетеротрофы, паразиты, погибшими, хищники.
Самопроверка. Ошибок ____ Отметка _____
Критерии оценивания:
Нет ошибок – отметка «5», 1- ошибка отметка «4», 2-3 ошибки отметка «3», ≥ 4 ошибок – «2»
Вывод: Животные бывают растительноядными, хищниками, паразитами и трупоедами.
III этап урока. Закрепление новых знаний
§ 39 на стр. 102 - 103. Работа в группе. 5 минут
Задание 2. (Слайд 6)
У вас на столах 5 картинок и 1 лист с описанием типа питания. Вам необходимо выбрать из набора картинок животного с описанным типом питания. Какие животные питаются так же?
Сделайте вывод.
Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с ________________________
Самопроверка. Ошибок ____ Отметка _____
Критерии оценивания:
0-2 балла за каждый комплект
Нет ошибок – отметка «5», 1- ошибка отметка «4», 2-3 ошибки отметка «3», ≥ 4 ошибок – «2»
IV этап. Самооценивание. 1 мин
Проверка домашнего задания | Задание 1. Вставьте пропущенные слова | Задание 2. Кто чем питается? | Устные ответы | Итого | Отметка (среднеарифметическая) |
V. Рефлексия. 1 мин
На этом уроке я узнал…
Сегодня я научился…
У меня не получилось…
VI. Домашнее задание: 1 мин
1) § 39, вопросы стр. 103
2) Творческое задание на выбор:
Подготовьте сообщения или мини-презентацию по темам
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...