Урок географии в 6 классе по теме: " Питание и режим рек"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Разработка комбинированного урока в 6 классе к учебнику В. П. Дронов, Л. Е. Савельевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pitanie_i_rezhim_rek.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Питание и режим рек. Равнинные и горные реки»
Цели:
- Закрепить полученные знания о реках, их частях, составе
- сформировать представление о питании и режиме рек, закрепить картографические знания и умения, находить водораздел рек, сформировать представление о работе текучих вод.
- сформировать знания о горных и равнинных реках и водопадах
- воспитать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
- Организационный момент и мотивация 2 мин.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Эпиграфом к нашему уроку будет древняя китайская мудрость
«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!»
2 Проверка домашнего задания и повторение изученного. 10 мин.
Прежде чем мы перейдем к новой теме, вспомним то, что изучали на прошлом уроке.
- Заполните таблицу на доске, используя атлас ( 1 человек)
Река | Притоки | |
Правые | Левые | |
Волга | ||
Лена | ||
Енисей | ||
Обь |
- По карте определить где у реки исток, где устье. Какие есть притоки: правые, левые, какого порядка. Заполнить таблицу на доске ( 1 человек)
Река | На каком материке | Где исток | Где устье |
Волга | |||
Обь | |||
Лена | |||
Миссисипи | |||
Амазонка | |||
Нил |
Пока ребята заполняют таблицу проводим устный опрос предыдущей темы
- Что такое исток, устье, приток? Где реки могут начинаться( болота, озеро, в горах , из ледников, из родников или в результате слияния двух рек). Что такое речная система? Из каких частей она состоит? Приведите примеры левых и правых притоков Волги, Оби, Енисея, Лены.
Проверяем как ребята заполнили таблицы на доске.
- По схеме на доске определить под какой цифрой находятся: исток, устье, правый приток, левый приток, верхнее течение, нижнее течение, среднее течение.
- Работа всего класса по двум контурным картам: РФ и мира (стр. 8 и 12)
Нанести на контурную карту реки (самостоятельно) Волга с притоками Кама и Ока, Нил, Амазонка, Конго, Обь( Иртыш), Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Вы отлично поработали и вот оценки вам за хлопоты.
3 Изучение новой темы. 18 мин.
Сегодня мы продолжим изучать реки. Скажите чем питаются реки?(Водой). Хорошо, а откуда реки берут эту воду.( Из дождя, снега из подземных вод.). Запишем тему урока в тетрадь.
Определим сначала типы питания рек: Дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. А от чего зависит питание реки? (от климата, от рельефа, от географического положения). Как вы думаете чем в основном питается Амазонка и Конго?(дождевое).Так как они протекают там, где почти весь год идут дожди. Это очень полноводные реки.
Хорошо а чем питаются реки, которые берут начало в горах.? (талыми водами ледников) Амударья, Инд, Сырдарья. Летом, когда в горах тают ледники у этих рек самый высокий уровень воды. Чем жарче лето, тем выше их уровень. В РФ Терек.
Но есть ещё один тип питания. Запишите в тетрадях смешанное питание. Т.е сразу несколько типов питания. Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны имеют, именно смешанное питание. Как вы думаете, чем питается наша Волга? (Зимой единственный источник питания – выходы грунтовых вод. Если бы не подземные воды, то зимой подо льдом реки бы вообще иссякли. А весной в Волгу стекают талые снеговые воды, переполняя русло. А летом питание дождевое и снова огромную роль играет подземное, так как много воды испаряется. И только осенью, когда идут сильные дожди роль дождевого питания увеличивается.)
Так вот когда весной река разливается, переполняя русло , затапливая берега. Как этот процесс называется? (Половодьем). В нашей местности половодье наступает с приходом весны. Летом реки сильно мелеют и это наступает межень. А осенью сильные затяжные дожди могут сопровождаться паводками –в отличие от половодья, это кратковременными подъемы воды. Все новые понятия мы записываем в тетрадь.
Беседа о роли рек для человека и охране вод.
Какова роль рек для жизни человека?
От чего и зачем необходимо охранять реки?
4. Практическая часть урока. 9 мин.
По плану в учебнике (стр. 225) описать реку. 1 вариант – Волга. 2 вариант – Енисей.
5.Закрепление. 3 мин.
Что мы сегодня нового узнали?
Ответить на вопросы.
Самая длинная река мира – Амазонка. Самая многоводная река мира – Амазонка. Река с самым большим бассейном в мире – Амазонка. Трудно найти какой-то параметр, по которому Амазонка уступает любой другой реке на планете. Самая длинная, самая полноводная, крупнейшая по размерам бассейна, образует самую большую в мире дельту…
Привести примеры рек с летним половодьем? Где они расположены?
Привести примеры рек с весенним половодьем? Где они расположены?
Описать режим реки, близ которой мы живем.
- Итог урока 2 мин.
Вот и подошел к концу урок. Вы сегодня очень хорошо поработали, и настало время поставить вам отметки за урок.
- Домашнее задание 1 мин.
Параграф 48 читать. Знать ответы на вопросы в конце параграфа устно. Письменно сравнить режимы рек Обь и Амур в нижних течениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
урок географии 6 класс по теме" Ветер" .
урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику Герасимовой , Неклюковой....
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Урок географии 6 класс по теме "Озера"
Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...