Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использованием интерактивной доски, на которой учащиеся изображат план школьного двора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._zemnaya_poverhnost_na_plane_i_karte.docx | 906.85 КБ |
zemnaya_poverhnost_na_plane_i_karte.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Земная поверхность на плане и карте.
Цель урока:
- сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах
- познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;
- показать значение условных знаков;
- формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.
Задачи урока:
- образовательные: ввести новые понятия масштаб, условные знаки.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
- предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения масштаба, неровностей земной поверхности;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
- познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Ход урока:
На экран выводятся фото
Актуализация:
Жел дорога
Дом
лес
Река
Церковь
шоссе
Шоссе
Школа
Что мы увидели?
Проблемная ситуация:
Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради?
Каким образом?
Что нам для этого нужно?
Формулировка целей урока:
«Земная поверхность на плане и карте»
Формулируют цели:
Познакомиться с изображениями условных знаков.
Показать значение условных знаков.
Планирование работы:
Подумайте, какие бывают изображения местности?
Изображения местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).
Запишите в тетрадь определение условных знаков. Условные знаки – это знаки на плане местности, обозначающие различные объекты.
Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники).
Открытие новых знаний:
Рассмотрим рис. 23 на стр.34.
Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке?
Одинаковая ли территория изображена?
Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.
Например: можем узнать название деревни Кленово, Красное и Барсуки.
Увидеть вид леса (лиственный или хвойный).
Видим направление течения реки Зайка течет на северо-восток.
Видим высоту местности с помощью горизонталей – линий с одинаковой высотой.
Вывод: удобнее пользоваться планом местности, а не только аэрофотоснимком.
Вопрос: а как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет?
Что нам для этого необходимо?
Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. Называется масштаб.
Рассмотреть численный, именованный и линейный масштаб карты. Записать определение в тетрадь. Работа в парах.
Масштабы бывают на увеличение и уменьшение.
Просмотреть масштабы в географии, моделировании, авиамоделировании. Ответить, что они нам показывают – увеличение или уменьшение.
Практическая работа:
Определение расстояния по прямой от сада до реки.
Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Какой участок на карте больше всего подходит для катания с горки на санках? Свой ответ объясните.
Рефлексия:
Зачем мне нужен план местности?
Чему я научился?
Что еще хотел бы узнать побольше?
Домашнее задание:
Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дом
Лес Лес
Река
Церковь
Шоссе
Школа
Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради? Каким образом? Что нам для этого нужно?
«Земная поверхность на плане и карте»
Цели урока: Познакомиться с изображениями условных знаков. Показать значение условных знаков.
Подумайте, какие бывают изображения местности?
Рассмотрим рис. 23 на стр.34. Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке? Одинаковая ли территория изображена? Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.
Как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет? Что нам для этого необходимо?
Масштаб Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.
Maß stab от Maß – мера, размер, stab - палка . Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда: Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000 Натуральная величина 1:1 Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1
Применение в географии 1:50000 1:10000
Применение в моделировании 1:12 1:43 1:18
Авиамоделизм 1:24
Измерение расстояний с помощью масштаба (стр.35 учебника).
Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Рефлексия: Зачем мне нужен план местности? Чему я научился? Что еще хотел бы узнать побольше?
Домашнее задание: Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земная поверхность на плане и карте
Земная поверхность на плане и карте...
Земная поверхность на плане и карте Часть 1
Земная поверхность на плане и карте Часть 1...
Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".
Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...
Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".
Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...
Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...
Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (1) .
- формировать умение ориентироваться на местности с использованием плана,- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)-повы...
Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2) .
Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2).- формировать умение считывать информацию, - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятив...