Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Меликова Жанна Валентиновна

Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использованием интерактивной доски, на которой учащиеся изображат план школьного двора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Земная поверхность на плане и карте.

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах
  • познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;
  • показать значение условных знаков;
  • формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести новые понятия масштаб, условные знаки.
  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
  • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий условные знаки, масштаб.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения масштаба, неровностей земной поверхности;
  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников.
  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

На экран выводятся фото

Актуализация:

Жел дорога Картинки по запросу фото железнодорожная станция 

        Дом

Картинки по запросу картинка дом 

лес

Картинки по запросу картинка лес 

Река

Картинки по запросу картинка река волга 

Церковь

C:\Users\user\Desktop\Без названия.jpg   http://www.whitewater.ru/tourism/misc/topograph/29000000.jpg

шоссе

C:\Users\user\Desktop\Без названия (1).jpg  Шоссе 

Школа

http://sch281sv-new.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1424768542jt_jpg_250_135.jpg http://www.whitewater.ru/tourism/misc/topograph/87000000.jpg

Что мы увидели?

Проблемная ситуация:

Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради?

Каким образом?

Что нам для этого нужно?

Формулировка целей урока:

 «Земная поверхность на плане и карте»

Формулируют цели:

 Познакомиться с изображениями условных знаков.

Показать значение условных знаков.

Планирование работы:

Подумайте, какие бывают изображения местности?

 Изображения  местности бывают нескольких видов: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, снимок с космического спутника, карта, план местности (топографический план).  

Запишите в тетрадь определение условных знаков. Условные знаки – это знаки на плане местности, обозначающие различные объекты.

Для создания топографических планов используют современную технику (вертолёты, самолёты, спутники).

Открытие новых знаний:

Рассмотрим рис. 23 на стр.34.

Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке?

Одинаковая ли территория изображена?  

Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.

Например: можем узнать название деревни Кленово, Красное и Барсуки.

Увидеть вид леса (лиственный или хвойный).

Видим направление течения реки Зайка течет на северо-восток.

Видим высоту местности с помощью горизонталей – линий с одинаковой высотой.

Вывод: удобнее пользоваться планом местности, а не только аэрофотоснимком.

     Вопрос: а как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет?

Что нам для этого необходимо?

Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. Называется масштаб.

147844_l

Рассмотреть численный, именованный и линейный масштаб карты. Записать определение в тетрадь. Работа в парах.

Масштабы бывают на увеличение и уменьшение.

Просмотреть масштабы в географии, моделировании, авиамоделировании. Ответить, что они нам показывают – увеличение или уменьшение.  

Практическая работа:

Определение расстояния по прямой от сада до реки.

Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.

 Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

 

 

http://geo.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/get_file?id=7259

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=267

Какой участок на карте больше всего подходит для катания с горки на санках? Свой ответ объясните.  

Рефлексия:
Зачем мне нужен план местности?

Чему я научился?

Что еще хотел бы узнать побольше?

Домашнее задание:

Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железная дорога

Слайд 2

Дом

Слайд 3

Лес Лес

Слайд 4

Река

Слайд 5

Церковь

Слайд 6

Шоссе

Слайд 7

Школа

Слайд 8

Можем ли мы такие объекты изобразить в тетради? Каким образом? Что нам для этого нужно?

Слайд 9

«Земная поверхность на плане и карте»

Слайд 10

Цели урока: Познакомиться с изображениями условных знаков. Показать значение условных знаков.

Слайд 11

Подумайте, какие бывают изображения местности?

Слайд 13

Рассмотрим рис. 23 на стр.34. Что общего и что отличительного в плане местности и аэрофотоснимке? Одинаковая ли территория изображена? Назовите объекты, которые вы видите на плане местности, но их нет на фотоснимке.

Слайд 14

Как нам нужно изображать предметы? В натуральную величину или нет? Что нам для этого необходимо?

Слайд 15

Масштаб Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.

Слайд 16

Maß stab от Maß – мера, размер, stab - палка . Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда: Масштабы уменьшения 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000 Натуральная величина 1:1 Масштабы увеличения 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1

Слайд 17

Применение в географии 1:50000 1:10000

Слайд 18

Применение в моделировании 1:12 1:43 1:18

Слайд 19

Авиамоделизм 1:24

Слайд 20

Измерение расстояний с помощью масштаба (стр.35 учебника).

Слайд 21

Объединимся в группы по 2 человека и попробуем составить план местности в масштабе: в 1 см 100 м. В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте школу. На расстоянии 500 м от школы в направлении на север – овраг, в 300 м на юго-запад – озеро, в 400 м на юге – кустарник.

Слайд 22

Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Слайд 25

Рефлексия: Зачем мне нужен план местности? Чему я научился? Что еще хотел бы узнать побольше?

Слайд 26

Домашнее задание: Определить, в каком направлении от школы находится мой дом, параграф 9, вопрос 1-4 устно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земная поверхность на плане и карте

Земная поверхность на  плане и карте...

Земная поверхность на плане и карте Часть 1

Земная поверхность на плане и карте Часть 1...

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Урок географии на тему "Земная поверхность на плане и карте".

Цель урока:сформировать у учащихся знания о масштабе и его видах;познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;показать значение условных знаков;формировать умение определять объекты...

Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Технологическая карта урока географии в 5 классеТема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»...

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (1) .

- формировать умение ориентироваться на местности с использованием плана,- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)-повы...

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2) .

Тема урока: Земная поверхность на плане и карте (2).- формировать умение  считывать информацию, - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятив...