Открытый урок в 5 классе к учебнику географии автор В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии в 5 классе
Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах" | 230.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
Цель урока: Способствовать формированию представлений об особенностях изображения рельефа на бумаге, относительной абсолютной высотах; создавать условия для формирования умения определять относительные и абсолютные высоты точек земной поверхности на планах местности, составлять описание форм рельефа и их очертаний
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить со способами изображения земной поверхности;
Сформировать понятия: абсолютная высота, относительная высота, отметка высот, горизонталь , изогипса, бергштрих, изобата
Развивающие: Формировать умение наносить на контурную карту географические объекты:
Определять по макету и плану местности крутой и пологий склон; высоты точек по плану местности и физической карте
Воспитательные: формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты
Предметные:
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.
Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга
Метапредметные:
Осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
Участвуют в коллективном обсуждении проблем,
Обмениваются мнениями,
Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Основные понятия урока: относительная и абсолютная высота точки, отметки высот, горизонтали, бергштрих.
Средства обучения:
основные: компьютер, проектор, экран, учебник географии для 5 класса, тетради по географии, атласы для 5 класса.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы учебной деятельности:
Основные: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальный, фронтальная работа.
Технологическая карта урока географии в 5 классе
Тема урока «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»
Этапы урока | Основное содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты | |
Предметные результаты | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационный этап | Приветствие. Проверка готовности к уроку (необходимы атласы для 5 класса, тетради, линейка, простой карандаш; ручка, учебник). Доброжелательный настрой на урок. | Oсуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самоконтроль учебной деятельности | |
2. Проверка домашнего задания | 1. Для чего служит масштаб? 2. Каковы виды его записи. 3. Проверка задания в тетради определения расстояний с помощью масштаба между городами. | Oтвечают на вопросы. | Повторяют и закрепляют изученный на предыдущем уроке материал. | .Формируют умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
3.Актуализация знаний | 1. Что собой представляет поверхность земли? 2. Как нервности земной поверхности изображаются на планах и картах? 3. Что такое холм и овраг? 4.Вы знаете, что на планете есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности? - Вы не можете ответить на этот вопрос, зато вы сформулировали тему урока. | Отвечают на поставленные вопросы, используя ранее полученные навыки и знания. | Обобщают полученные ранее знания о формах земной поверхности. | Анализируют полученные на предыдущих уроках знания. |
4. Целеполагание | Цель урока: особенности изображения рельефа на планах и картах. | Участвуют в формулировании темы и целей урока | Оcмысливают тему урока. Проявляют интерес к новому содержанию. | Развивают умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
4. Изучение новой темы | Организуется работа с текстом ученика 1. Прочитайте в учебнике, что такое относительная высота. Как вы понимаете это определение. Что необходимо выполнить, чтобы определить относительную высоту? Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы купить водой. У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит. -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом) В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора) Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1м, с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь, к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет) Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой) - Какая же высота у данных холмов? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота. Найдите определение в учебнике (это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.) -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня Мирового океана) Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах, как изображается там высота местности? (работа с атласом). Горизонтали – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона. -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот. Определите, какой склон круче по рисункам на доске.
-Чем отличаются эти рисунки? Эти черточки называются бергштрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
На картах мелкого масштаба для изображения рельефа применяется послойная окраска. Рассмотрим рисунок в ученике, изображение рельефа с помощью горизонталей и горизонтали с послойной окраской. Какие склоны у этой формы более крутые, а какие – более пологие? | Записывают тему урока в тетради. Работают с рисунками в учебнике. Узнают, запоминают, делают вывод. Вырабатывают навыки работы с картами атласа. Выполнение заданий. Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот. | Изучают рисунок в учебнике. Определяют высоты и глубины на физической карте с помощью шкалы глубин и высот. | 1. Развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий) 2. Развивают умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию 3. Формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение выдвигать версии решения проблемы. |
5. Закрепление изученного материала | В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания (работа в парах) Задание 1 на слайде 7 раздаточный материал. 1. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке. Выберите правильный ответ. А) А и Б – холмы; Б) А – впадина, Б – два холма; В) А и Б – впадины.
| Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Совместно, в парах, выполняют задания. Объясняют свои ответы. | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3. Корректируют свои знания. 4. Осуществляют взаимооценку. Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |
6. Итоги урока. | Ребята, предлагаю в завершении нашего урока начертить холм, относительная высота которого 23 м, северный склон пологий, сечение горизонтали 5 м . | Индивидуальная работа | Анализируют результаты уровня усвоения изученного материала. Самооценка деятельности на уроке. | |
7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. §15 изучить вопросы после параграфа. | Осмысливают объем задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками с применением технологии проблемного обучения....
Урок в 6 классе "Изображение неровностей земной поверхности на плане"
Урок с применением технологии проблемного обучения....
Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".
Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...
урок: Изображение неровностей земной поверхности на плане.
В данной разработке представлена структура и ход урока. Использованы материалы Интернет-ресурса....
Открытый урок. Земная поверхность на плане и карте
Урок представлен в форме мини-проектной деятельности. Учащиеся в ходе урока работают над заданиями ОГЭ из блока "План и карта". Урок рассчитан на учащихся 5-х классов, проходит с использован...
Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс.
Методическая разработка по теме "Земная поверхность на плане и карте" География 5 класс....