технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
План-конспект урока географии в 5 класс "Наблюдение-метод географической науки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока 5 класс | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: география
Комкова М.Ф.
учитель географии
ГБОУ COШ № 201
Технологическая карта урока
Тема урока: «Наблюдение - метод географической науки»
Класс: 5
Тип урока: урок -практикум
Цель: сформировать представление о методах изучения Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний.
Задачи: 1. Обучающие: способствовать формированию знаний о методах изучения Земли, познакомить учащихся с методами изучения .
2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты урока.
Представления о методах географической науки. Метод наблюдений. Умение проводить наблюдения и измерения, фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы по результатам наблюдений. Умение объяснять географические термины с помощью различных источников информации.
Метапредметные результаты. Организовывать совместную деятельность по подготовке и проведению наблюдения с учителем и учащимися. Умение пользоваться современными информационными технологиями.
Личностные результаты. Развитие умения фиксировать результаты проводимых наблюдений в письменном виде. Формирование качеств наблюдателя.
Практическая работа: работа с учебником ,построение модели гномона.
Виды самостоятельных и творческих заданий: таблица «Методы исследования Земли».
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, атлас.
Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация презентации), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, работа с контурной картой).
Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
Формы и виды диагностики и контроля: тест, проверочная работа.
Приемы рефлексии: закончи фразу («цепочка»), фотография на память, фотоэкскурсия на метеостанцию.
УМК: Учебник « География. Начальный курс» 5 класс Летягин А.А. под общей редакции В.П.Дронова. - М.: Вентана - Граф, 2014, атлас с комплектом контурных карт.
План урока.
1. Организационно - мотивационный этап урока
- Определение темы урока
-Создание мотивационной установки
- Определение задач урока
2.Процессуально - содержательный этап урока
-Метод научных наблюдений
- Рефлексия
-Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»
3.Этап закрепления и первичной проверки знаний
4.Рефлексивный этап урока
Рефлексия деятельности
5. Объяснение домашнего задания
-Обязательное задание
-Дополнительное задание (по выбору)
Смысловые блоки содержания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока | ||
Определение темы урока | -Какие способы изучения местности вам известны? -Послушайте произведение И. А. Бунина и подумайте, какой способ изучения природы помог ему в написании этого стихотворения? Лес, точно терем расписной, - Можно ли сказать об авторе, что он наблюдательный человек? Почему? -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Сформулируйте тему. Верно. Тема нашего урока « Наблюдение- метод географической науки» | Отвечают на вопрос Знакомство с литературным произведением Отвечают на вопросы Высказывают своё предположение: Наблюдение |
Создание мотивационной установки | Можно ли без подготовки провести наблюдение? | Высказывают свое мнение , приводят свои аргументы |
Определение задач урока | - Чему вы сегодня будете учиться? Для чего мы будем учиться наблюдать? | Высказывают предположения: - Будем учиться наблюдать. -Нам предстоит выяснить, что значит наблюдать. -Как проводятся научные наблюдения - Чтобы лучше понимать окружающий мир. Определяют цель. |
2.Процессуально - содержательный этап урока | ||
1.Метод научных наблюдений | - Что значит наблюдать? Наблюдение- это один из методов географии. -Что такое метод? И прочтите определение. Работа с текстом учебника с.10-11. Найти в тексте ответ на вопрос: -Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»? Найти в тексте учебника отличие метода научных наблюдений от бытового восприятия и выпишите главные черты научных наблюдений в РТ с.5 Проверяем выполнение задания «цепочкой» (1парта, 2я ит.д.). | Отвечают на вопрос: -рассматривать объект -сравнивать его с другими объектами -распознавать отличительные особенности -следить за изменениями объекта. Открывают словарь, читают определение Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта – 1. Наблюдательность 2. Любознательность 3. Целеустремленность 4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные , делают записи в РТ Самопроверка выполнения задания: Активность-целенаправленность- планомерность- систематичность. Выделяют составные части наблюдения Работа со словарём Осуществляют самопроверку. |
2. Рефлексия | Фотоэкскурсия на метеостанцию. -Посмотрите фотографии и подумайте: Все ли процессы и объекты можно наблюдать? | Высказывают мнение: Нет, только те, которые человек видит или может увидеть. На основе увиденного , делают вывод |
3. Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами» | Можно ли наблюдать за изменением высоты Солнца над горизонтом? Что такое горизонт? Изучите памятку организации наблюдения за географическим объектом. - За высотой Солнца наблюдали ещё в древности, при помощи астрономического инструмента – гномона - вертикального стержня, установленного на горизонтальной площадке. По длине и направлению тени гномона определяли высоту Солнца -Сегодня мы изготовим модель гномона . Как вы думаете, что будет объектом наблюдения? Сформулируйте цель. -Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника. | Отвечают на вопрос, читают определение Знакомятся с памяткой Слушают учителя Отвечают: Мы будем наблюдать за изменением направления и длины тени гномона, чтобы выявить зависимость направления и длины тени гномона от положения Солнца. - Изготавливают модель гномона - ориентируют основание гномона по сторонам горизонта -определяют направления и измерение длины тени гномона, -записывают время и результаты первого измерения. -организуют дальнейшие наблюдения в течение дня (домашнее задание) Работа со словарём . |
3.Этап закрепления и первичной проверки знаний | ||
Закрепление | - Почему метод наблюдения самый древний? - Назовите отличия научного наблюдения от обывательского? - Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом? - Выдвинете гипотезу о том, как будут изменяться направление и длина тени гномона от начала наблюдений до окончания школьных занятий( в течение дня)? | Отвечают на вопросы. -Формулируют заслуги Эратосфена Высказывают свои предположения. Выдвигают гипотезу
|
2. Проверочная работа | самоконтроль | |
4.Рефлексивный этап урока | ||
Рефлексия деятельности | - Прием «Закончи фразу» «Мы узнали ……» « Мы начали учиться….» « Мы поняли….» | - Что география – одна из древних наук о Земле, «отец географии»- Эратосфен; о методах изучения географических объектов и процессов- наблюдении и моделировании Вести дневник географа- следопыта, проводить наблюдения, создавать географические модели, использовать источники географической информации: словари, фильмы. Что все процессы на Земле взаимосвязаны - Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме |
5. Объяснение домашнего задания | ||
Обязательное задание | - Завершить наблюдение по определению направления тени гномона и измерению её длины ( Школа географа- следопыта,с.12-13 учебника, РТ-с.5-6 | -записывают домашнее задание |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) | Составьте презентацию о древних астрономических инструментах, используемых в географии. Для работы используйте дополнительную литературу и Интернет ресурсы. | - Подготовка и презентация сообщения на тему «Древние астрономические инструменты» |
Приложение.
Памятка наблюдателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...