Система деятельности учителя по организации внеклассной работы по дисциплине «География»
учебно-методический материал по географии (10 класс) на тему
В работе представлены методические разработки внеклассных мероприятий, являющиеся составной частью системы преподавания географии на первом курсе обучения колледжа (соответствующая 10 классу школы). В работе представлены не только подробные и хорошо проработанные сценарии мероприятий, но и описана методика создания игр по географии. Данная работа будет интересна как преподавателям колледжей и техникумов, так и преподавателям школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneklassnoy_raboty_po_geografii_kunitsyna_n.v.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система деятельности учителя по организации
внеклассной работы по дисциплине «География»
Автор: Куницына Наталья Вячеславовна
Пояснительная записка
В работе представлены методические разработки внеклассных мероприятий, являющиеся составной частью системы преподавания географии на первом курсе обучения колледжа (соответствующая 10 классу школы). В работе представлены не только подробные и хорошо проработанные сценарии мероприятий, но и описана методика создания игр по географии. Данная работа будет интересна как преподавателям колледжей и техникумов, так и преподавателям школ.
Содержание
- Организация внеклассной работы по географии
- Внеклассное мероприятие «Географический футбол» по теме:
«Политическая карта мира»
- Внеклассное мероприятие «Гладиаторский бой» по темам: «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия»
- Внеклассное мероприятие «Интеллектуальный лабиринт»
по теме: «Зарубежная Европа»
5. Список литературы
Организация внеклассной работы по географии
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры и дискуссии. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, применяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. В данных условиях учитель становится консультантом по руководству познавательной деятельностью учащихся, а ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, вырабатывают пути ее решения. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно ориентированным. Поэтому проводить игры и дискуссии необходимо во всех курсах географии с разной дидактической целью.
Рассмотрим на конкретных примерах методические особенности проведения внеклассных мероприятий в виде игр.
На всех этапах игры большую роль играет учитель. Выбрав тему, он формулирует цели и задачи, и на их основе составляет задания для групп учащихся.
Задания могут быть одинаковыми и разными по содержанию. В первом случае целесообразно предлагать учащимся проблемные задания, допускающие неоднозначность решения с тем, чтобы завершить работу дискуссией между группами.
Во втором случае целесообразно так спланировать задания для каждой группы, чтобы в целом они охватывали все главное содержание темы и таким образом дополняли друг друга. То есть в списке вопросов каждой из команд обязательно должна быть раскрыта одна тема (например, тема "Европа", игра "Гладиаторский бой", 1 поединок).
Вопросы могут быть дифференцированы, т.е. первые рассчитаны на более слабых учащихся, последние - на более сильных (игра «Географический футбол», 1 тайм).
В игре обязательно должны присутствовать групповые задания (например, 3 поединок «Неизвестная страна»), что способствует развитию у них навыков работы в коллективе.
Следует также заранее обдумать, какой способ формирования команд предпочтителен для данной группы. Вопрос о том, дать ли учащимся право самим объединиться в группы, учитель решает, исходя из особенностей класса и содержания темы. Например, в игре «Географический футбол» формирование групп шло под руководством учителя, т.к. в одной команде надо было собрать и сильных, и слабых учеников, с целью повышения у них интереса к предмету. А в игре «Гладиаторский бой» формирование групп шло самостоятельно, по желанию.
Нечетное число членов предпочтительнее, т.к. при возникновении споров их удается решить большинством голосов. В каждой группе имеется руководитель (например, вратарь). Необходимо, чтобы учащиеся выбрали его сами.
Рассмотрим оптимальную структуру игры:
- Время игры 1ч.20мин;
- Игра должна состоять из небольшого числа этапов (3-4 этапа);
- Каждый этап должен выявлять определенные знания студентов и вопросы не должны дублироваться.
Структура этапов:
- этап целесообразно составить в виде проверки теоретических знаний (например, в виде устного ответа);
- этап - проверка индивидуальных знаний учащихся (работа с картой);
- этап - проверка умения групп работать в коллективе.
- этап – оценка знаний сильных студентов.
В заключение игры - приведение итогов, выявление победителей, выставление оценок.
Таким образом, использование игр на уроке способствует более качественному закреплению изученного материала и делает более интересным и разнообразным процесс обучения.
В качестве иллюстрации учебных игр привожу пример, проводимых мной ежегодно, внеклассных мероприятий «Географический футбол», «Гладиаторский бой», «Интеллектуальный лабиринт».
Внеклассное мероприятие
«Географический футбол»
по теме: «Политическая карта мира»
Цели внеклассного мероприятия:
- Закрепить теоретические знания по теме «Политическая карта мира»
- Сформировать у студентов географическую культуру, интерес к географическим знаниям, умения пользоваться картой; подготовить к самообразованию в области географии
- Раскрыть географическую картину мира, дать понимание территориальных различий окружающего мира
- Развивать географическое мышление, как одно из проявлений диалектического мышления, т.е. научит мыслить комплексно и пространственно, решать доступные географические задачи
- Помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Правила игры
Каждая группа предоставляет команду, состоящую из 5 человек. Минимально участвуют в игре две команды, максимально четыре команды.
В команду входят:
вратарь - студент, обучающийся на отлично
защитники – 2 студента, обучающиеся на хорошо
нападающие – 2 студента, обучающиеся на удовлетворительно.
Судья - преподаватель
Игра состоит из трех таймов:
1 тайм – Теоретический
2 тайм – Занимательный
3 тайм – Вратарей
Время игры – 1 час 20 мин. Победители игры получают 5 за месяц. Студенты других команд получают текущие оценки, согласно их ответам на игре. У преподавателя находится рейтинговый лист с фамилиями студентов, по результатам которого и выставляются оценки.
Оборудование:
Политическая карта мира
Атлас 10 класс
- I Теоретический тайм
Каждой команде поочередно задается по 2 вопроса.
На заданный вопрос первыми в команде отвечают нападающие и за правильный, и полный ответ получают – 3 балла
Если нападающий не сможет правильно и полно ответить на вопрос, то вопрос передается защитнику и за его ответ команда получает 2 балла
Если и защитник не отвечает, то вопрос передается вратарю и за его ответ команда получает 1 балл.
Если в команде никто не ответил на вопрос – 0 баллов (гол)
Если у других команд есть дополнения по существу вопроса, то дополняющая команда получает 1 балл. Дополнения принимаются только после окончания ответа основной команды.
За подсказку с команды снимается 2 балла.
За нарушение дисциплины команда получает желтую карточку (предупреждение). При получении двух желтых карточек команда снимается с игры.
Вопросы:
1 команда
- Дайте определение республики и монархии
- Охарактеризуйте периоды формирования политической карты мира с примерами стран.
2 команда
- Дайте определение унитарного и федеративного государства
- Развитые страны мира и их классификация
3 команда
- Характеристика изменений политической карты с примерами
- Дайте характеристику видов монархий с примерами стран
4 команда
- Дайте характеристику видов республик с примерами стран
- Развивающиеся страны и их классификация
II Занимательный тайм
Тайм состоит из двух заданий. Каждой команде выдается карточка. Обсуждает вся команда в течение 5 мин. После окончания контрольного времени карточки собираются и по очереди вызываются защитники команд и, пользуясь карточкой, отвечают на вопрос.
За правильный и полный ответ команда получает 2 балла.
Если у других команд есть дополнения по существу вопроса, то дополняющая команда получает 1 балл. Дополнения принимаются только после окончания ответа защитника. Отвечающая команда права дополнения не имеет.
1 команда
|
1 команда
|
2 команда 1. НАТО - название, цель создания международной организации. Показать 3 страны (столицы), входящие в данную организацию. |
2 команда 2.Даны страны: Дания, Мексика, Монголия, Филиппины, Саудовская Аравия, Германия, Чад, Куба. Распределите их по группам: островные, полуостровные, материковые, не имеющие выхода к морю. Покажите на карте. |
3 команда 1. ЕС - название, цель создания международной организации. Показать 3 страны (столицы), входящие в данную организацию. |
3 команда 2. Даны страны: Бразилия, Нигерия, Оман, Сингапур, ОАЭ, Индия, Алжир, Республика Корея. Распределите их по группам развивающихся стран. Покажите на карте с указанием столиц. |
4 команда 1. АСЕАН - название, цель создания международной организации. Показать 3 страны (столицы), входящие в данную организацию. |
4 команда 2. Покажите на карте страны и столицы, входящие в 7 стран по площади и в 10 стран по численности. |
III Тайм вратарей
1.Судья разыгрывает, вратари каких команд будут играть друг с другом.
Вратари, получившие номера 1 и 3 задают вопросы, 1 и 4 отвечают на вопросы.
2. После жеребьевки первая пара вратарей выходит к доске и садится друг напротив друга. Вторая пара вратарей выходит за дверь.
3.У каждого играющего вратаря – лист бумаги, ручка, атлас 10 класс. Вратарь, который по жребию должен отвечать вопросы загадывает про себя страну (не экзотическую) и сообщает судье. Вратарь, который загадал страну, имеет право отвечать только да или нет. Соответственно другой вратарь имеет право задавать только такие вопросы, на которые можно отвечать однозначно. Вопросы могут касаться географического положения, формы правления, уровня экономического развития.
Ошибочно заданный вопрос: «Эта страна граничит с Мексикой?» и подобные вопросы не засчитываются и вратарь на них не отвечает. Если на вопрос вратарь отвечает «не знаю» - команда лишается одного балла.
Поспешный вывод вратаря, т.е. неправильно угаданная страна – поражение команды – 0 балов (гол).
Ложный ответ вратаря на вопрос– поражение команды – 0 балов (гол).
Подсказка команды – поражение команды – 0 балов (гол).
4.После того, как один вратарь сообщает судье страну, другому вратарю дается 3 мин. на подготовку. Задача вратаря с меньшим количеством вопросов отгадать страну. Время игры, т.е. когда один вратарь имеет право задавать вопросы, а другой отвечать – 5 мин.
Если по окончании контрольного времени вратарь угадывает страну, команда получает 3 балла. Если не угадывает – поражение команды – 0 балов (гол).
5.Затем играют вратари из следующей пары.
После окончания тайма подводятся итоги. Тот вратарь, который отгадал страну за меньшее число вопросов, вместо 3 баллов получает 5 баллов.
Подведение итогов
Команда, набравшая максимальное число баллов по результатам трех таймов объявляется победителем в игре.
Внеклассное мероприятие
«Гладиаторский бой»
по темам: «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия»
Цели внеклассного мероприятия
1) Для углубления и закрепления знаний по темам: «Зарубежная Азия» и «Зарубежная Европа» в занимательной игровой форме;
2) Для более эффективного закрепления и проверки географической номенклатуры: знание и умение показывать на карте страны и их столицы, входящие в данные регионы.
3) Сформировать у студентов географическую культуру, интерес к географическим знаниям, умения пользоваться картой; подготовить к самообразованию в области географии
4) Раскрыть географическую картину мира, дать понимание территориальных различий окружающего мира
Правила игры
Каждая группа предоставляет команду, состоящую из 5 человек. Минимально участвуют в игре две команды, максимально пять команд.
Судья - преподаватель
Игра состоит из четырех поединков:
- 1 поединок – Страноведческая битва
- 2 поединок – Три в одном
- 3 поединок – Неизвестная страна
4 поединок – Последний удар
Время игры – 1 час 20 мин. Победители игры получают 5 за месяц. Студенты других команд получают текущие оценки, согласно их ответам на игре. У преподавателя находится рейтинговый лист с фамилиями студентов, по результатам которого и выставляются оценки.
Оборудование и оформление:
Политическая карта мира, карта «Физическая карта Европы», «Физическая карта Зарубежная Азия»
Атлас 10 класс
Ордена: "Лучший гладиатор", "Молниеносный", "Сообразительный".
Кубок «Гладиатор»
1 ПОЕДИНОК
- Страноведческая битва
Каждой команде задается по очереди 5 вопросов. На вопросы отвечают по очереди каждый участник за правильный и полный ответ — 2 балла.
За неправильный и неполный ответ - 0 баллов
Подсказки - минус 2 балла из общего счета команды
За дополнения по существу из других команд - 1 балл
- ВОПРОСЫ
1 команда
1. Дайет характеристику населения Европы: численность, тип воспроизводства, естественный прирост?
2. Официальное название Великобритании?
3. Перечислите, какие отрасли машиностроения развиты в Италии.
4. Дайте характеристику минеральным ресурсам Китая, где они сосредоточены?
5. Раскройте структуру промышленности Японии.
2 команда
1. Выгодно ли ЭГП Европы и почему?
2. В какой Европейской стране самая высокая доля АЭС?
3. Перечислите; какие отрасли машиностроения развиты в Италии?
4. Дайте характеристику минеральным ресурсам Китая, где они сосредоточены?
5. Раскройте структуру промышленности Японии.
3 команда
1. Богата ли Европа минеральными и водными ресурсами. И почему?
2. В какой Европейской стране денежная единица: фунт стерлингов?
3. Дайте характеристику с/х Франции?
4. Дайте характеристику населения Китая: численность, государственный язык, религия.
5. Дайте характеристику промышленности Индии.
4 команда
1. Дайте характеристику промышленности Италии?
2. Почему в Индии два государственных языка?
3. Дайте характеристику промышленности Китая?
4. Дайте характеристику минеральным ресурсам Индии.
5. Перечислите причины экономического роста Японии?
5 команда
1. Назовите страну - мирового банкира.
2. Дайте характеристику промышленности Франции.
3. Дайте характеристику с/х Китая?
4. Дайте характеристику населению Японии.
5. Дайте характеристику с/х в каждом экономическом районе Индии.
II ПОЕДИНОК
- Три в одном
Данный поединок состоит из трех битв. В каждой битве участвует по одному гладиатору из команды
1-ая битва: Лучший гладиатор
На карте расположены цифры от 1 до 10 — необходимо дать названия отмеченных стран по порядку. За каждую правильно названную страну - 1 балл. За эту битву всего 10 баллов. Во время ответа одного гладиатора, представители от каждой команды находится за дверью. Время ответа засекается судьей. Тому гладиатору, который ответит быстрее - дополнительно 1 балл. По окончании битвы - орден "Лучший гладиатор"
2-ая битва: Успеть отбиться
Судья называет 5 стран, гладиатор в течение 10 сек. должен назвать столицу. За каждую правильно названную столицу - 1 балл. Засекается время каждого ответа - самому быстрому гладиатору - 1 балл (дополнительно) и орден "Молниеносный".
| Франция | Италия | Исландия | Испания |
| Португалия | Ирландия | Германия | Болгария |
Норвегия | Швеция | Финляндия | Швейцария | Австрия |
Югославия | Босния и Герцеговина | Словения | Македония | Словакия |
Дания | Литва | Греция | Румыния | Чехия |
3-я битва: Ответный удар
От каждой команды выходит гладиатор. Вытягивает карточку, на которой изображена буква. На эту букву, в течение 10 сек. необходимо придумать страну, ее назвать и показать на карте, за правильный ответ - 1 балл. Один гладиатор вытягивает 5 карточек (итого 5 баллов). Засекается время ответа. Представители команд за дверью. Орден "Сообразительный"
- III ПОЕДИНОК
- Неизвестная страна
Каждой команде дается по 3 контура стран. По контору необходимо назвать страну и ее столицу. За правильный и полный ответ - 1 балл (итого 3 балла)
Время обсуждения - 2 мин.
IV ПОЕДИНОК
- Последний удар
Нa столе лежат карточки с названием стран. Гладиаторы выходят к столу берут карточку и в течение 1 мин. пишут 6 слов, связанных с этой страной. Листочки собираются. Затем по очереди каждой, команде будет дано такое же задание. Время ответа 1 мин. После окончания времени карточки собираются и обрабатываются судьями:
1 правильный ответ — 1 балл.
За совпадение слов первого участника и участников команды дополнительно 1 балл за каждое общее слово.
Страны: Великобритания, Япония, Франция, Индия, Китай
Заключительный этап игры
Судьями подсчитывается количество баллов набранных командами. Определяется победитель игры. Всем студентам победившей команды выставляются пятерки за месяц. В каждой команде называются лучшие игроки, которые получают текущие оценки "5". Преподавателем подводится итог игры.
Внеклассное мероприятие
«Интеллектуальный лабиринт»
по теме: «Зарубежная Европа»
Цели внеклассного мероприятия
1) Для углубления и закрепления знаний по темам: «Зарубежная Азия» и «Зарубежная Европа» в занимательной игровой форме;
2) Для более эффективного закрепления и проверки географической номенклатуры: знание и умение показывать на карте страны и их столицы, входящие в данные регионы.
3) Сформировать у студентов географическую культуру, интерес к географическим знаниям, умения пользоваться картой; подготовить к самообразованию в области географии
4) Раскрыть географическую картину мира, дать понимание территориальных различий окружающего мира
Правила игры
В игре принимают участие две команды по 5 человек. За неделю до проведения необходимо ознакомить игроков с сеткой игры и темами резервных вопросов, дать необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.
Для игры составляется игровое поле, и используются фишки разного цвета.
План игры:
- Предварительное задание.
Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта.
Команда, выполнившая предварительное задание раньше начинает игру первой и выбирает линию игры.
Отгадать тему игры, сложив слово из заглавных букв столиц следующих государств:
- Армения, Польша, Латвия, Норвегия, Чехия, Греция.
- Проведение игры
Преподаватель зачитывает «Стартовый» вопрос первой команде и выдает карту с его записью. «Стартовый» вопрос состоит из двух частей: основного вопроса № 1 и дополнительного (№ 2), который задается в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями – стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые имела право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов.
Побеждает команда, первой ответившая на один из вопросов «линии финиша».
Правильные ответы приведены после каждого вопроса.
Вопросы
Стартовый вопрос линии № 1
- Древнейшие открытия
- Античный астроном, путешественник, открывший и исследовавший страны Северной Европы в VI веке до н.э. (Пифей)
- Так звали дочь финикийского царя Арегона, правителя Сидона. Согласно древнегреческому мифу она была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до острова Крит.
- Стартовый вопрос линии № 2
Загадочные земли
- Современное название полуострова, который в 1-м тысячелетии до н.э. финикийцы назвали «Берег кроликов». (Пиренейский)
- Данное название переводят с ассирийского как: «мрак», «заход солнца», «запад».
Вопросы по указателям
- Небоскребы, небоскребы…
- Какие стадии урбанизации свойственны большинству стран Зарубежной Европы?
(1 стадия – концентрация в крупных городах, 2 стадия – отток в пригороды, 3 стадия – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность)
- Покажите на карте города входящие в следующую агломерацию: «Рандстад»
(Амстердам, Гаага, Роттердам)
Европейская мозаика
- Перечислите три основные черты ЭГП Зарубежной Европы?
( Мозаичность строения территории, приморское положение стран, окультуренность территории)
- Покажите страны входящие в Северную Европу.
- Каменная ось
- Дайте характеристику нефтегазоносным ресурсам Зарубежной Европы.
- Покажите на карте страны богатые углем.
- Все могут короли
- Чем объясняется большое разнообразие форм правления в странах Зарубежной Европы?
- Покажите на карте 11 стран – монархий.
- Гости
- Перечислите причины эмиграции в страны Зарубежной Европы (высокий заработок, комфортные условия труда и жизни)
- Покажите на карте 5 стран Европы, поставщиков иммигрантов (Италия, Югославия, Греция, Ирландия, Турция)
- Четыре колеса
- Перечислите три основных фактора размещения автомобилестроения в Зарубежной Европе (трудовых ресурсов, импорт из США и Японии, развитие международной экономической интеграции)
- Покажите на карте 5 стран-лидеров в производстве автомобилей (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Швеция)
- Магистрали
- Дайте характеристику ж\д, речного транспорта Европы.
- Покажите на карте 3 крупнейших морских порта Европы (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург).
- Лазурный берег
- Перечислите 4 причины европейского туристического бума (благоприятные природные факторы, культурно-исторические факторы, высокий уровень социально-экономического развития, политическая обстановка)
- Покажите на карте 5 стран лидеров по туристическому бизнесу (Франция, Испания, Италия, Венгрия, Великобритания)
- SOS
- Дайте характеристику экологической ситуации европейского региона.
- Покажите на карте 3 страны с неблагоприятной экологической ситуацией (Германия, Польша, Чехия, Франция, Великобритания)
«Железное сердце»
- Перечислите главные особенности черной металлургии стран Зарубежной Европы (Комбинаты полного цикла, формирование ТПК, размещение предприятий вблизи крупных портов (импорт железной руды), потребительский фактор).
- Покажите на карте 4 страны – лидеры в черной металлургии (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия).
- Сад и огород
- Перечислите основные признаки с\х стран среднеевропейского типа (ведущая отрасль – животноводство (молочное), растиневодство – как отрасль «в помощь» животноводству (пшеница, рожь, овес, картофель), специфическая специализация (сыры, цветы, саженцы).
- Покажите на карте 5 стран – лидеров в с\х Европы (Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Испания).
«Центральная ось развития»
- Дайте характеристику ЭГП и ПГП Великобритании и оцените влияние ЭГП и ПГП на экономическое развитие страны.
- А.Дюма в своем романе «Черный тюльпан» писал, что жители этой страны сделали с тюльпаном то, «никогда ни один натуралист не осмеливался сделать из опасения вызвать ревность у самого бога». Назовите эту страну.
«Славянские земли»
- Дайте общую характеристику промышленности стран Восточной Европы.
- Назовите страну, которую еще в начале нашей эры Плиний Старший писал: «Живущее здесь племя устраивает свои поселения на естественных широтах или искусственно насыпанных холмах, вершины которых поднимаются над гребнями самых больших волн, какие до сих пор наблюдались. Когда вода заливает окрестность, эти хижины напоминают забытые в море суда».
Игровое поле
- Литература
Основные источники:
1. Баранчиков Е.В. География: учеб. для студ. учреждений сред. Проф. образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. -320 с., [16] с. цв. ил.: ил.
Дополнительные источники:
1. Сидоров М.К. Социально-экономическая география России. Справочное пособие для студентов, учащихся общеобразоват. учреждений, преподавателей/ М.К. Сидоров– М.: Дрофа; Дик, 2012. – 224с.
2. Гладкий Ю.Н. География. Современный мир. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. – 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2013 – 272 с.: ил., карт.
3. Гладкий Ю.Н. География. Мой тренажер: 10-11 кл: пособие для общеобразоват. учреждений/Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.– М.: «Просвещение», 2012 – 80 с.: ил., карт.
4. География: пособие для поступающих в вузы/ В.П. Максаковский, И.И. Баринова, В.П Дронов и др. – 8-е изд. – М.: Дрофа, 2013. – 478с.: ил., карт.
5. Курашева Экономическая и социальная география мира. 10 класс: в схемах и таблицах/ Е.М. Курашева. - М.: «Экзамен», 2013.- 222, [2] с.
6. Домогацких Е.М., Алексеевсакий Н.И. География. Экономическая и социальная география мира: в 2ч.: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевсакий.-4-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2012.- 232с.: ил.
7. .Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.П. Максаковский.-18-е изд.- М.: Просвешение, 2013.-397 с.: ил.,карт.
8. Петрова Н.Н. География (современный мир): учебник/ Н.Н.Петрова.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ, 2013.-224 с.: ил.- (Профессиональное образование)
9. Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: с комплектом контурных карт/ И.И. Баринова, В.Г. Суслов.- М.: «Экзамен», 2012.- 63, [1] с.: карт.
10. Баранчиков Е.В. Тесты по географии: 10 кл: к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» - М.: «Экзамен», 2013.- 94, [2] с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по географии.
Статья помогает раскрыть сущность внеклассной работы по географии. Описывает самые распространенные виды внеклассной работы....
Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)
В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...
Организация внеклассной работы по географии.
Внеклассная работа-составная часть учебно-воспитательного процесса.Этаработа вносит вклад в формирование таких качеств личности,как инициатива,активность,творчество,способност...
Статья "Проектная деятельность как способ организации внеклассной работы по музыкальной литературе"
Уроки внеклассной работы по музыкальной литературе увлекательны, их дети ждут с нетерпением, и готовятся к ним. Каждый урок – совместное творчество педагога и ученика, и чем больше разнообразия, чем б...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине география
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "география" позволяют организовать работу по данной дисциплине в домашних условиях....
"Система деятельности учителя в организации внеклассной работы по истории"
Методическая разработка включает в себя различные формы внеклассной работы по истории и сценарии мероприятий с учащимися и родителями, программы элективных курсов для...