Организация внеклассной работы по географии.
методическая разработка по географии по теме
Внеклассная работа-составная часть учебно-воспитательного процесса.Эта
работа вносит вклад в формирование таких качеств личности,как инициатива,активность,творчество,способность к саморазвитию,самовоспитанию,самообразованию.Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя.Внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений,на развитие способностей познавательного интереса,на приобщение к исследовательской работе.В развитии данных умений и способностей большую роль играют музей,так как музей обладает образовательными и воспитательными функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneklassnoy_raboty_po_geografii.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы по географии.
Внеклассная работа-составная часть учебно-воспитательного процесса.Эта
работа вносит вклад в формирование таких качеств личности,как инициатива,активность,творчество,способность к саморазвитию,самовоспитанию,самообразованию.Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя.Внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений,на развитие способностей познавательного интереса,на приобщение к исследовательской работе.В развитии данных умений и способностей большую роль играют музей,так как музей обладает образовательными и воспитательными функциями.
Внеклассная работа в историко-краеведческом музее способствует повышению интереса к изучению истории родного края,воспитывает чувство патриотизма и любви к своей родине.На занятиях в музее учащиеся не только изучают географию своего края,но и активно применяют приобретенные знания и умения в различных видах трудовой,общественной деятельности.
Основы организации внеклассной работы по географии на базе историко-краеведческих музеев.
1.1.Цели,задачи,содержание внеклассной работы по географии.
В условиях общего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке,но и от организации внеурочной работы по предмету.
Роль внеурочной работы по географии велика.За пределами круга знаний,определенного школьными программами,остается немало увлекательных,ярких страниц географической науки.Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся.
Спецификой предмета является то,что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире,в котором он живет.А познание окружающего мира требует использования таких методов,как наблюдения,работа на местности.В рамках урока трудно организовать и провестип серию практических работ на местности,сделать это во внеурочное время гораздо проще.Экскурсии,походы по родному краю,путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родтны,полюбить родную землю,научиться разумно использовать ее богатства,ценить их и беречь.
Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеурочной работе.Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается прежде всего от урока,как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы.Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале,проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное
время.Кроме того,термин внеклассная работа нечетко определяет сущность работы с учащимися,так как под понятием «класс» чаще понимается не урок,а учебная группа или учебная комната.
Внеурочную работу по географии определяют как деятельность учащихся,осуществляемую на основе добровольного участия и самостоятельности,направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету,развитию их познавательных интересов и способностей.
Цель внеурочной работы-обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.
Образовательные и воспитательные задачи внеурочной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету.Важнейшей задачей внеурочной работы по географии является формирование у учащихся коллективных черт личности:взаимопомощи,дружбы,умения работать в коллективе.
Одна из задач внеурочной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми,интересными фактами,понятиями,отражающими различные стороны жизни природы и общества.Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке.Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается прмвлечением средств занимательности,знакомством с важнейшими достижениями науки,экскурсиями в природу.
Внеурочная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками.Как показали исследования педагогов,интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы,которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете.Во взаимосвязи у3чебной и внеурочной работы ведущее место принадлежит учебной.В тех случаях,когда данная взаимосвязь нарушается и внеурочная
работа строится лишь на интересе учащихся,это приводит к тому,что ученик,успешно занимающийся в географическом кружке,имеет плохие отметки по географии.
Чтобы избежать этого,следует соблюдать важное требование:внеурочная работа должна дополнять,углублять,знания и умения,получаемые на уроках географии.
Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе.Совместная работа,познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества,как дисциплинированность,товарищество,взаимопомощь.Поэтому значение внеурочной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету,подготовки их к будущей профессиональной деятельности,но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств,как самостоятельность,целеустремленность.
Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает,так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью,с практикой;формирует профессиональные интересы учащихся.Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеурочной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями,стремление работать,научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Планирование внеурочной работы учителем географии является его важнейшей обязанностью.Еще наблюдаются факты негативного отношения к составлению плана,основанного на недооценке его значения.
Четкое планирование позволяет учителю географии правильно организовать свою деятельность,наметить нужные формы внеурочной
работы как с группой учащихся,так и с отдельными учениками.
Планом следует охватить все крупные мероприятия,которые будут осуществляться учителем географии в течение учебного года,а также указать,какие мероприятия межпредметного характера будут проводиться в течение года.
План внеурочной работы по географии должен удовлетворять определенным требованиям:
-исходить из общей цели и задач по патриотическому воспитанию;
-отличаться строгой направленностью;
-отражать связь с современной жизнью страны;
-включать мероприятия из общешкольного плана учебно-воспитательной работы;
-учитывать индивидуальные интересы учащихся,их возрастные особенности;
-использовать разнообразные методы и формы во внеурочной работе.
Кроме того,план не должен представлять набор не связанных между собой мероприятий,они должны быть подченены определенным задачам,поставленным на период учебного года.Важно добиться правильной расстановки во времени отдельных мероприятий,привлечения к их проведению как самих учащихся,так и их родителей.В плане указывают краткое содержание работ,формы занятий,время их проведения,ответственности за исполнение.
На начальном этапе организациивнеурочной работы по географии не следует браться за множество форм.Необходимо выбрать то,что доступно и реально выполнимо.
К планированию внеурочной работы необходимо привлечь учащихся,учитывать их пожелания,интересы.Это помогает сделать план внеурочной работы осуществимым.
В основу планирования всех видов внеурочной работы по географии
берется годовой цикл жизни школы,разделенный на учебные четверти,недели.Практика показывает,что выбор этих трех масштабов времени:неделя,определяющая проведение внеурочных мероприятий;учебная четверть,определяющая сроки подведения текущих итогов внеурочной работы,включающая каникулы;год-период всего времени обучения предмету-позволяет равномерно распределить внеурочные мероприятия,скоординировать их с другими предметами.А это очень важно для нормализации учебной нагрузки школьников.
Итогом спланированной,целенаправленной,систематически проводимой внеурочной работы по предмету является:
-полная успеваемость по предмету;
-повышение интереса к изучению географии как науки;
-высокий уровень знаний по предмету;
-повышение работоспособности учащихся на уроке,быстрое восприятие нового материала.
Внеурочная работа по географии расценивается учителем и большинством учащихся как путь нормализации учебной нагрузки школьников.
При планировании внеурочной работы особо следует позаботиться о том,чтобы уже начиная с начального курса физической географии школьники привлекались к работе в кружках.Чем раньше начинает формироваться интерес к предмету,тем больше возможностей познакомить учащихся с достижениями данной отрасли науки.
Внеурочная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов.Она дает школьникам знания о природе Земли,населяющих ее народах,хозяйстве,тоесть формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным и гуманитарным предметом.Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета.
В содержании внеурочной работы выделяют два направления:
-углубление основных вопросов содержания школьного курса,вызывающих большой интерес у школьников,имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
-формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности,при работе с различными источниками информации в классе,при использовании новых компьютерных технологий.
И в том и другом направлении широко используется краеведческий материал,развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания,применять их на практике.
Особенностью внеурочной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами:биологией,историей,химией.Реализация межпредметных связей во внеурочной работе приводит к интеграции и целостности,комплексности в содержании и организационных формах,позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности.Реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений,вооружать школьников знанием способов действий,а это значительно повышает их самостоятельность.
Внеурочная работа по географии проводится в свободное для учащихся время.Реализация свободного времени с пользой для общества развивает у школьников черты активной личности,живущей интересами коллектива и отдающей ему свои знания и умения.
Во внеурочной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
-профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеурочной работы по географии.В современных условиях профессиональная ориентация учащихся-это сочетание склонностей,
способностей личности с интересами общества,это необходимый фактор регулирования трудовых ресурсов страны;
-экологическая направленность- она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе,которое строится на основе знаний о целостности природы,взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы;формированием элементарных навыков поведения в природе,умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду;
-краеведческая направленность внеурочной работы,связана с изучением природы,хозяйства,населения своего края;
-общественно полезная направленность внеурочной работы по географии требует от учителя такта,сочетания учительского руководства с детским самоуправлением,обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся.Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований;
-современность содержания и форм внеурочной работы.Внеурочная работа по предмету должна отражать все новое:производственные достижения в родном крае,новые направления в развитии экономики;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся.Важным моментом в соблюдении данного требования является широкое использование игровых форм.Именно на их основе формируются знания,умения и навыки учащихся;
-сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся.Это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся,общественно-полезной направленностью внеурочной работы по географии и является производным от них.
Одним из требований к организации внеурочной работы по географии является системность.Системность обеспечивается планированием внеурочной работы по географии,преемственностью форм содержания и
методов ее организации,традициями школы.
Проведение внеурочной работы по географии должно учитывать требование непрерывного развития внеурочной работы по географии.Кружковая деятельность должна перерасти в факультативное занятие или работу клуба.
Развитие внеурочной работы по географии требует от учителя постоянного творчества,перехода от простых форм занятий к более сложным.Успех внеурочной работы по предмету зависит во многом от того,удалось ли учителю организовать работу так,чтобы обеспечить приемственность от класса к классу,так как без нее в памяти учащихся остаются только отдельные мероприятия,не имеющие между собой связи.В основе системности и развития внеурочной работы лежит знание учителем учащихся,выбор задач,посильных для каждого конкретного коллектива,учет возрастных и индивидуальных особенностей,склонностей и интересов школьников.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной работы способствует созданию системы внеурочной работы,которая характеризуется следующими уровнями:
1 уровень:использование внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии.На этом уровне внеурочные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
2 уровень:более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой.На этом уровне главное-развить и поддержать интерес учащихся к предмету.Приорганизации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся,обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями,увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
3 уровень:самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.Учащиеся овладевают доступными методами научного познания,
учитель осуществляет направляющую роль,обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности.
Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное краеведение.Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю,прививает интерес к познанию нового,формирует практические умения и навыки,способствует фундаментальному изучению природы,населения,хозяйства своей местности,осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
В процессе краеведческой работы-природная,производственная среда и родной край;это объекты познания и истоки нравственного обогащения,интеллектуального и физического развития учащихся,целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поисково-исследовательской,общественно полезной и массово-политической работы.
Внеурочная работа по географии накопила богатый опыт и прочно вошла в систему подготовки подрастающего поколения к жизни,труду и открывает широкий простор для творчества.
Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества учащихся и от периодичности проведения занятий.
Выделяют следующие формы внеурочной работы по географии
1.систематические постоянные,к ним относятся:
-географические кружки;
-географические факультативы;
-научные общества учащихся;
-клубы любителей природы;
-музеи;
2.эпизодические разовые,к ним относятся:
-олимпиада;
-неделя географии;
-географические вечера;
-походы,экскурсии,экспедиции.
Между систематической и эпизодической внеурочной работой нет большой грани.Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот,это зависит от увлеченности учителя.Но вследствии масштабности и сложности в подготовке такие формы,как олимпиады,недели географии,вечера,обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Систематические формы внеурочной работы рассчитаны на углубленную,длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся:кружки,общества,лекторские группы.Эту форму работы можно разделить на фронтальную,проводимую с большим составом участников,групповую(кружковую),в которой принимает участие небольшое количество школьников,и индивидуальную работу с отдельными учащимися.
Эпизодическая внеурочная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий,заданий.Это-вечера,походы,олимпиады,конференции.
В ней также можно выделить фронтальную(массовую),групповую и индивидуальную формы внеурочной работы по географии.
Различают фронтальную,групповую и индивидуальную формы внеурочной работы по географии.
Групповые формы внеурочной работы (факультативы,кружки,экскурсии,
экспедиции,походы) охватывают группу от 30-35 учащихся до трех учеников.Для этой формы внеурочной работы характерна активная деятельность каждого участника.Для эффективного проведения групповой работы по географии необходим четко продуманный план.
Индивидуальная внеурочная работа по географии отличается от групповой.Во-первых,это работа исполнительского характера:подготовка доклада по плану,предложенному учителем,изготовление пособия,составление альбома.Индивидуальная работа носит
исследовательский характер.
Формы внеурочной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными.Важно,чтобы любая форма организации внеурочной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся.Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности.Это повышает интерес учащихся к предмету,развивает творчество учащихся.
1.2. Организация деятельности историко-краеведческих музеев.
Представление о различной роли музеев в обществе и развитии культуры-достижение нового времени,но оно прочно вошло уже в наше сознание.И потому музей сейчас-важный фактор культурной политики и общественной деятельности.
Музей призван сближать общностью интересов людей разных поколений,разных стран,разной культурной подготовки.Для всех слоев общества именно музей-символ и культуры,и страны,причем в сферах и искусства и науки.Для местных жителей и для приезжих , музей-не только витрина прошлого данного региона,но и визитная карточка современной культуры.
Место музея в жизни общества и развития культуры определяется не только визуально наблюдаемым в музейной экспозиции,но и просветительской.
При организации музея необходимо учитывать,что это собирательская и поисковая работа.Основой создания музея является краеведческая работа,опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся.
Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе.Следует продумать,какие типы уроков могут проводиться с использованием музейных экспонатов или непосредственно в самом музее.Эти данные учитываются при составлении тематического плана работы учителя.
При сборе экспонатов музея необходимо иметь в виду,что весь музейный фонд подлежит учету и сохранности.Организуя сбор материалов, устанавливают их ценность и учебно-воспитательную значимость.
Основным документом учета и охраны материалов музея является
инвентарная книга,в которой записывают попредметно все материалы музея.Запись в инвентарную книгу производят сразу же после поступления экспоната в музей.В инвентарной книге каждый музейный предмет получает свой инвентарный номер.Инвентарная книга должна иметь прочный переплет,прошита и пронумерована.В конце книги указывается,какое количество страниц в ней содержится.
Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждом музейном экспонате проставляется шифр,который наносится тушью или краской так,чтобы не повредить предмет.Шифр при этом не должен бросаться в глаза.Шифры обычно состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного)номера в инвентарной книге.
Для систематического учета музейных предметов,помогающего быстро находить в фондах музея необходимые экспонаты,применяют картотеки.Картотека состоит из карточек,на которых в краткой форме указывают данные по каждому музейному предмету:название,описание,
датировку,шифр,место хранения.
В каждом музее есть фонд,он делится на основной и вспомагательный.Основной фонд включает в себя:памятники духовной и материальной культуры(предметы быта,подлинные фотографии,письменные и печатные источники) и естественноисторические материалы(палеонтологические памятники,ботанические материалы).
Разнообразен по своему составу и вспомогательный фонд краеведческого музея.Это точные воспроизведения подлинников и их научная реконструкция(ксерокопии письменных документов,макеты,модели,карты,
схемы,рисунки).
В краеведческом музее или на основе музейных материалов можно проводить различные конференции учащихся.Всю методическую работу по подготовке конференции проводит учитель:вырабатывает повестку конференции,распределяет доклады,составляет список рекомендуемой
литературы,помогает отбирать музейные экспонаты,которые будут использованы в докладах.Краеведческий музей может стать методической базой для проведения учительских конференций.Краеведческий музей может быть не только хранителем предметов и истории,но и центром учебной деятельности школьников разных возрастов.
Музеи выполняют следующие функции:
-образовательно-воспитательная функция,которая выражается в работе музея по воспитанию нравственности у учащихся,по передаче им конкретной информации,конкретных знаний.Эта функция практически реализуется на всех этапах его создания и деятельности,так как основными участниками организации и работы краеведческого музея являются сами учащиеся:они собирают,изучают,экспонируют и пропагандируют музейные материалы,постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий;
-функция документирования общественных или природных явлений и процессов в соответствии с избранной темой музея.Она реализуется приемущественно в ходе отбора комплектования материалов для фондов музея;
-исследовательская функция,которая осуществляется на основе собранных музейных материалов на всех этапах создания музея и в последующей его деятельности;
-хранительская функция,осуществляемая в процессе учета,хранения,
реставрации собранных документов и предметов.
Существует классификация музеев:
1.Общественно-политические музеи ленинские,революционной,боевой и трудовой славы,истории комсомола и пионерской организации,родной школы,села,города.Данная группа музеев документируетразличные стороны общественного развития,приемущественно нового и новейшего периодов,историю революционного движения.Отсюда историко-партийная,
историко-революционная,производственно-трудовая и военно-патриотическая тематика этой группы музеев.
К общественно-политическим музеям относятся:
-историко-революционные,рассказывающие о событиях революционного прошлого в стране,республике,родном крае.Значительная часть таких музеев-ленинские музеи,одна из особенностей которых является то,что фонд их состоит из подлинников;
-во многих школах созданы военно-исторические музеи-музеи боевой славы,в которых представлены материалы о подвиге советских людей на фронте и в тылу в годы гражданской и Великой Отечественной войн;
-в школах создаются музеи трудовой славы,истории местного совхоза,завода,фабрики,в том числе базового предприятия,истории села(города,района);экспозиции и выставки,посвященные пере5довикам производства,ударникам.
2.Сельскохозяйственные музеи.
3.Технические музеи.Они имеют политехнический характер или посвящаются какай-либо отрасли научных знаний.
4.Литературные музеи.Они рассказывают об известных писателях и их связях с местным краем,о писателях-земляках,ярко отобразивших в своих произведениях родной край,об устном народном творчестве.
Таким образом,из всего выше сказанного можно сделать вывод,что музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и
исследования,обработки, общественной активности учащихся в процессе сбора,оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества,имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся.
Музеи работают с учащимися разного возраста.Но именно старшие подростки (13-15 лет) составляют большую часть актива музея.Поэтому изучение возрастных особенностей подростков является необходимым условием для обеспечения эффективной деятельности музея,увеличение качества обучения и развития личности подростка.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения,связанные с расширением знаний,с формированием нужных умений и навыков,позволяющих занимаьбся интересной работой,самостоятельным творческим трудом.Учение дополняетсясамообразованием,приобретая более глубокий личностный смысл.Знания,умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей,а также основанием для проявления интереса и подражания им.
Значимость музея в учебной деятельности возрастает и с той позиции,что само содержание понятия «учения» расширяется в подростковом возрасте,приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы,осуществляется самостоятельно и целенаправленно.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность.Роль трудовой деятельности,которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом,состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности.Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества,дружбы.
В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей,которые определяют содержание деятельности подростка,сферу его общения,избирательность отношения к людям,оценки этих людей и самооценку.Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями,у них возникают профессионально ориентированные мечты,то есть начинается процесс профессионального самоопределения.
Интеллектуальное развитие подростков характеризуется развитием мышления высшего уровня-теоретическое,формальное,рефлексивное,когда способность рассуждать идет на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки.При чем умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач-важнейшее приобретение подростка в анализе действительности.Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения.Для теоретического мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.Этот процесс становится характерным и для других психических функций.Контролируемой и управляемой становится речь,развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном,логически организованном материале.Процессы восприятия становятся более интеллектуализированными.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей,предполагающих не просто усвоение информации,а появление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей,деловитости,предприимчивости,многих других полезных личночтных качеств,связанных с взаимоотношениями людей,в том числе умения налаживать деловые контакты,договариваться о совместных делах,распределять между собой обязанности.Подобные качества личности могут развиваться практически во всех сферах деятельности,в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе:учение,труд,игра.В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда,когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него.Это происходит,когда учитель поручает группе детей самостоятельно найти,прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения.Особенно ценным представляется приобретаемый в
подростничестве опыт самостоятельной работы в музее,а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий на базе музея.
Еще больше возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность,когда дети учавствуют в ней на равных правах со взрослыми людьми.Важно,чтобы во всех случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности,чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы,деловитости,предприимчивости.
Таким образом,можно сделать вывод о том,что именно в подростковом периоде активно развивается память.вырастает роль опосредованного запоминания,увеличивается запас приемов психологического запоминания,их применение становится все более сознательным.намеренным,целенаправленным.
Повысить качество обучения и воспитания,как того требует реформа школы,можно,умело сочетая работу на уроке с внеурочной работой по предмету.Внеурочная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов,формирования профессиональной направленности,расширения общего кругозора,развитие познавательной самостоятельности.Но одна из главных задач внеурочной работы-максимальное внимание к воспитанию будущих граждан страны.Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеурочной работы в дело воспитания и образования.
Особенность географии как учебного предмета заключается в том,что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире,в котором мы живем,убеждаются в необходимости познания географических закономерностей,бережного отношения к природе.
Поэтому внеурочная работа по географии является одним из необходимых условий успешного воспитания настоящего патриота и гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по географии.
Статья помогает раскрыть сущность внеклассной работы по географии. Описывает самые распространенные виды внеклассной работы....
Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...
Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)
В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Система деятельности учителя по организации внеклассной работы по дисциплине «География»
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Организация внеклассной работы по иностранному языку в МАОУ СОШ (из опыта работы)
Одним из важнейших средств поддержания интереса к иностранному языку является организация внеклассной работы....
Организация внеклассной работы по географии
Организация внеклассной работы по географии....