Образовательная программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Образовательная программа по географии для 8 класса по УМК Таможняя, Пятунин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geo8_fgos.docx | 98.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по географии составлена на основе:
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково, утверждённой приказом директора № 76 от 31.08.2015 года
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
- Примерные программы по географии, авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя М.: Вентана-Граф, 2013
- В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя « География 8 класс. Природа и население России» М.: Вентана-Граф, 2016
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
география 8 класс «Природа. Население»
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и ее отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
- Содержание программы география 8 класс
«Природа.Население»
Структура курса.
В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».
Введение (1 час)
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России
(14 часов)
Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.
Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Раздел II. Природа России (37 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса
Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.
Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.
Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.
Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».
Раздел III. Население России (10 часов)
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел IV. Природный фактор в развитии России (5 часов)
Влияние природной среды на исторический процесс развития.
3. Тематическое планирование
Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение (1 ч) | ||
Урок 1 Введение в курс «География России» | Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны |
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч) | ||
Географическое положение России (9 ч) | ||
Урок 2 Географическое положение и его виды | Географическое положение. Изменения географического положения со временем | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем |
Урок 3 Размеры территории и природно-географическое положение России | Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы |
Урок 4 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения | Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации |
Урок 5 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения |
Урок 6 Государственная территория России. Типы российских границ | Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). Морские владения России — континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные) | Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ |
Урок 7 Сухопутные и морские границы России | Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей | Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ |
Урок 8 Различия во времени на территории России | Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей | Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени |
Урок 9 Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России | Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану |
Урок 10 Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Географическое положение России». Выполнять тестовые задания. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | |
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) | ||
Урок 11 Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв. |
Урок 12 Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. | Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв. Формирование старопромышленных районов, зон сельскохозяйственного производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII–XIX вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. |
Урок 13 Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. |
Урок 14 Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Выполнять тестовые задания |
Природа России (35 ч) | ||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) | ||
Урок 15 Геологическая история | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность |
Урок 16 Развитие земной коры | Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта | Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории |
Урок 17 Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования |
Урок 18 Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации |
Урок 19 Литосфера. Рельеф. Человек | Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности | Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа |
Урок 20 Обобщающее повторение раздела «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | |
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) | ||
Урок 21 Условия формирования климата | Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс | Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения |
Урок 22 Движение воздушных масс | Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта | Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.) |
Урок 23 Закономерности распределения тепла и влаги | Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности |
Урок 24 Климатические пояса и типы климатов | Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей | Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану |
Урок 25 Климат и человек | Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения |
Урок 26 Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | |
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) | ||
Урок 27 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек | Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек |
Урок 28 Зависимость речной сети от климата | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек | Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану |
Урок 29 Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод | Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод |
Урок 30 Многолетняя мерзлота | Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека | Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы. Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания |
Урок 31 Водные ресурсы. Воды и человек | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами | Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений. Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания |
Урок 32 Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» | ||
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) | ||
Урок 33 Почва как особое природное образование | Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования | Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв |
Урок 34 Главные типы почв и их размещение по территории России | Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России | Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано. Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» |
Урок 35 Почвенные ресурсы. Почвы и человек | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация | Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) | ||
Урок 36 Растительный и животный мир | Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом | Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека» |
Урок 37 Биологические ресурсы | Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира | Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира |
Урок 38 Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | |
Природные различия на территории России (11 ч) | ||
Урок 39 Природные комплексы | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения |
Урок 40 Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов | Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания |
Урок 41 Северные безлесные природные зоны | Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем |
Урок 42 Лесные зоны. Тайга | Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека» |
Урок 43 Смешанные и широколиственные леса | Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения |
Урок 44 Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору |
Урок 45 Высотная поясность | Высотная поясность и её проявления на территории России | Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия |
Урок 46 Моря как крупные природные комплексы | Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей | Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации |
Урок 47 Природно-хозяйственные отличия российских морей | Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы | Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации |
Урок 48 Особо охраняемые природные территории России | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России | Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России |
Урок 49 Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | |
Население России (10 ч) | ||
Урок 50 Численность и воспроизводство населения России | Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения | Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника |
Урок 51 Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Демографические проблемы в России | Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие |
Урок 52 Этнический и языковой состав населения России | Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом | Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации |
Урок 53 Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география | Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений |
Урок 54 Особенности урбанизации в России. Городское население | Классификация городов по численности населения. Функции городов. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах | Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации |
Урок 55 Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл | Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России |
Урок 56 Миграции населения в России | Миграции населения. Причины и виды миграций. Регионы эмиграции и иммиграции | Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Обсуждать проблему притока в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации |
Урок 57 Размещение населения России | Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера | Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России |
Урок 58 Занятость населения | Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала | Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации |
Урок 59 Повторение и обобщение раздела «Население России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». Выполнять тестовые задания | |
Природный фактор в развитии России (4 ч) | ||
Урок 60 Влияние природы на развитие общества | Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Экономически эффективная территория РФ | Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Определять соотношение экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника |
Урок 61 Природные ресурсы | Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования | Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. 4. Пути и способы рационального использования |
Урок 62 Природно-ресурсный потенциал России | Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России | Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ |
Урок 63 Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России». Выполнять тестовые задания |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области
Рабочая программа
По географии 8 класс «Население и хозяйство»
( 70 ч.) 2 часа в неделю
На 2016\2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
1. Фундаментальное ядро основного общего образования. М.: Просвещение, 2012 год.
2. География: программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений./А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. / - М.: Вентана –Граф, 2013. – 80 с.
3. География России: Природа. Население. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \ В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; под ред. В.П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"
Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...
Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"
Аннотация на программу внеурочной деятельности по географии «Занимательная география» для учащихся 5 - го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...
Образовательные программы по географии 5-9 классы
Образовательные программы по географии для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг....
Рабочая образовательная программа по географии 9 класс
Рабочая образовательная программапо географии 9 класс ...
Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021
Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...